Ленинград. Авианалёты в начале блокады в 1941

 
В Википедии в статье «Бомбардировки Ленинграда» в разделе «Динамика авианалетов» из книг советских и постсоветских изданий собрана и представлена следующая информация.   
«За июль и август 1941 года на Ленинград было совершено 17 групповых авианалётов (8 днём и 9 ночью). При этом к городу прорвалось незначительное количество самолётов от общего числа участвовавших в налётах (Коллектив авторов. «Войска противовоздушной обороны страны». — М: Военное издательство, 1968). В сентябре было совершено 23 групповых налёта (из них 11 днём), в октябре — 18. В начале 1942 года авианалёты прекратились. В целом авианалёты носили беспокоящий характер, ни один мост через Неву не был разрушен. От бомбардировок около 2 тыс. человек погибло и 10 тыс. получили ранения различной степени тяжести».

Смутили бомбёжки Ленинграда в июле – августе – вероятно, объединили Ленинград с ленинградским фронтом; насторожили фразы – «беспокоящий характер», а ведь гибли люди, предприятия и жилые здания;  и - «к городу прорвалось незначительное количество самолётов от общего числа участвовавших в налётах». Сколько же их сбили?
И мосты, как и здания,  всё-таки разрушались. И цифры потерь явно завышены. Большие потери были не от бомб, а от артобстрелов.*  И захотелось разобраться, что же там происходило на самом деле, зная, что  в официальных советских источниках картина обычно искажена, да и  современным публикациям не всем можно верить.
О  действиях авиации, нашей и немецкой, и ПВО, можно ознакомиться в деталях в книге  Д.Зубова «Воздушная битва за город на Неве. Защитники Ленинграда против ассов Люфтваффе. 1941 - 19444».


Летом немцы бомбили войска на суше и корабли и укрепления на Балтике.
Серьёзный урон 28 августа самолёты Люфтваффе нанесли кораблям и судам Балтийского флота с эвакуированными, во время отхода из Таллинна, - по узкому насыщенному минами фарватеру, не поманеврируешь. А путь был длинный, в 300 км.
Тихоходные транспорты со  очень слабым зенитным вооружением были без прикрытия, боевые корабли их оставили.  Истребители улетели в Ленинград. 
И немецкие ассы так отчитались о своих успехах: «Фарватер представляет сплошное пятно мазута с обломками судов и трупами».
За два дня перехода в Кронштадт затонуло более половины флота – 65 кораблей (они  «до сих пор на дне» ) - и погибло 10 - 11 тысяч человек, а может и больше?

А осенью 1-й воздушный флот Люфтваффе, который в составе группы «Север» был сосредоточен на этом участке фронта,  начал  бомбить Ленинград. Первый налёт произошел в ночь с 6 на 7 сентября, и первые бомбы попали в два дома на Невском проспекте. 38 человек было  убито и ранено.

8 сентября было уже два авианалёта.  Когда стемнело, 23 бомбардировщика Do-17Z* второй эскадры  KG2,   сбросили контейнеры с зажигательными бомбами. Разбомбили Бадаевские продовольственные склады, уничтожив 3 тыс. тонн муки и 3- 5 тыс. тонн сахара. Это ленинградцы восприняли очень тяжело.

А через некоторое время  в ночь на 9 сентября налёт повторили «Хейнкели» четвёртой  бомбардировочной эскадры KG4 (в эскадре были Heinkel He 111).   Она отличилась ещё 22 июня 1941 года - первой  начала нападение на СССР. 
48 тяжелых фугасных бомб* упали на Красногвардейский, Московский и Дзержинский районы Ленинграда. 146 человек убили и ранили.
От этих налётов пострадали: главная водопроводная станция, двенадцать жилых домов,   Московский вокзал и Торговый порт. В центральной части города  бомба попала в Дом крестьянина рядом со Смольным, где во время блокады находилось руководство города и обороны.

«В течение 9 сентября в Ленинграде восемь раз выли сирены воздушной тревоги, а затем в ночь на 10 сентября последовал новый налет 20 бомбардировщиков. Возникли 80 пожаров, были разрушены кондитерская фабрика и Ждановская судоверфь», одна бомба  взорвалась на Кировском заводе. Повторно бомбили Бадаевские склады.
Из дневника В.Инбер за 10 сентября: «Сгоревшие Бадаевские склады — центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, слоистый и тяжелый, — это были горящий сахар, мука, масло…»
10 сентября на город, по данным службы МПВО, было сброшено 69 тяжелых фугасных и около 1800 зажигательных бомб.
Так,  на завод  оптических приборов, где выпускали ручные гранаты и детонаторы для мин и ремонтировали оружие  в одну только ночь было сброшено 300 зажигательных бомб. 

Из воспоминаний блокадника Артема Кресина: «Во время этих бомбежек, наряду с фугасными бомбами, высыпалось большое количество зажигательных бомбочек.  Я видел такие зажигалки, 30-40 см в длину, диаметр около 5 см, весом – около килограмма. Покрашена серой краской. При ударе об  твердый предмет в ней начинал разгораться термосостав, и она сгорала сама и поджигала все способное воспламеняться.  Для них и были подготовлены на чердаках и вода, и песок, и асбестовые колпаки. В большинстве случаев их или гасили на месте, или сбрасывали во двор на землю, где она догорала. Иногда немецким летчикам было лень выбрасывать эти бомбочки по одной, и они сбрасывали их целыми кассетами».

«Уже с самого начала впервые были применены «зажигалки» крупного калибра Brand C50A, начиненные смесью нефти, бензина, чистого каучука (или полистирена) и фосфора. Данная горючая смесь имела огромную температуру горения и в то же время не поддавалась тушению водой. Часть мелких килограммовых бомб была оснащена гранатками, дававшими взрыв в конце горения, что приводило к потерям среди бойцов МПВО и граждан, которые, согласно распространенным инструкциям брали их клещами и опускали в бочки с водой или песок».

«Обычная фугасная бомба, даже большого калибра, была в первую очередь рассчитана на разрушение железобетонных и кирпичных сооружений: мостов, бункеров, дотов и дзотов, промышленных объектов. При падении на улицу она сначала врывалась в землю, а уже потом происходил взрыв с большим выбросом грунта. Мина же, сброшенная на парашюте, плавно опускалась на поверхность и детонировала над ней. Вся взрывная волна, образованная почти 700 килограммами тротила, при этом шла горизонтально. Иногда подобные взрывы приводили к уничтожению целых кварталов. Часть мин была оснащена взрывателями замедленного действия, поэтому взрывы на ленинградских улицах гремели до утра».
С 21 сентября немцы против Ленинграда стали использовать мины и бомбы, весом в  1 тонну, и  с детонаторами замедленного действия. К счастью, не все бомбы взрывались.

В составе 1-го воздушного флота Люфтваффе первоначально было более тысячи самолётов. А Жуков в свой приезд в Ленинград 10 сентября (дата из его воспоминаний) принял 268 самолётов, из которых исправных было всего 168, и из них только 13 бомбардировщиков  и два штурмовика ИЛ-2.  И Ворошилов почему-то не знал  о наличии двух авиадивизий в Тихвине. Их обнаружил  маршал Кулик.
А был, говорят,  и позитивный пример  - действия небольшой эскадрильи в Ханко, сбившей 54 вражеских самолёта (скорее, финских, чем немецких).

 17 сентября на аэродроме Сиверская, что в 67 километрах к югу от Ленинграда, группировку люфтваффе усилили двумя группами 77-й эскадры пикирующих бомбардировщиков Ju-88A.
И 19 сентября во время тяжёлых боёв на подступах к городу немцы нанесли по Ленинграду  самый мощный авиационно-артиллерийский удар.  Шесть раз бомбардировщики и штурмовики  в сопровождении «Мессершмиттов» нападали на город, четыре раза днём и два ночью, и сбросили более  500 фугасных и около 3 тысяч зажигательных бомб.    
Погибло  по разным данным от 540 до 1000   человек, всего больше в  разбомблённом госпитале на Суворовском проспекте,  и были повреждены, кроме госпиталя, Гостиный Двор (там были продуктовые склады ),  80 жилых домов,  Мариинский театр,  три завода, в том числе, «Кировский», где раньше делали тяжёлые танки. 

Из дневника В.Инбер.
«20 сентября 1941 года.
Вчера очень тяжелый день: много жертв и разрушений. В разных концах города гремело и рушилось.
Вчера от зажигательных бомб горели больницы: Куйбышевская, Александровская и еще два военных госпиталя.
От военного госпиталя на Советском проспекте (в предыдущей информации – на Суворвском, А.Т.) шел дым, как от горящей нефти.
Вчера бомбы падали в Новой Деревне на рынок. Оттуда привезли пятьдесят человек.
23 сентября 1941 года.
«… на Пушкарской шестиэтажный дом, прошитый бомбой от крыши до основания. Он так и стоит, треснувший сверху донизу. Крыша отошла сверху, как корка непропеченного хлеба.
Немцы применяют новую тактику: бросают сперва фугасные бомбы, а когда здание разворошено и беззащитно, забрасывают его зажигалками».

Основным ориентиром  для бомбардировщиков была Октябрьская железная дорога, выводившая их точно к центру города. Впоследствии они ориентировались по вспышкам от зениток.
Из октябрьского рапорта командира  KG4: «Широкие полосы крупных пожаров обозначали линию фронта. На земле часто происходят вспышки. В то же время в небе начинают рваться зенитные снаряды, мы воспринимаем их как сигнал с земли, на огонь, на Ленинград!»
Но реально на намеченные цели самолёты выходили по радионаведению.

Радиолокационные средства были и у нас. Для обнаружения немецких самолётов использовали аппаратуру, установленную  на стационарных станциях РЛС и на автомобилях ГАЗ.
На Исаакиевском соборе, на вершине, дежурили связисты с приёмниками, они подслушивали разговоры немецких лётчиков на подлёте.
Но у немцев был  целый воздушный флот с превосходящими наших самолетами, с опытными пилотами, радиостанциями,  системой авиаразведки и радионаведения.

И противовоздушная оборона против них оказалась слаба. После налёта 19 сентября  со своих должностей были сняты командир и начальник штаба  2-го корпуса ПВО (этот корпус, включающий зенитки, авиацию, аэростаты  и другие подразделения, закрывал небо Ленинграда).
У города было около 500 зенитных пушек, но часть из них в сентябре использовали против танков. И к тому же они технически устарели. Очень  не хватало боеприпасов. И кроме технических, было немало организационных проблем.

27 сентября было три налета на Ленинград. По информации А.Сульдина, автора книги «Блокада Ленинграда. Полная хроника. 900 дней»,  – это был второй самый крупный налёт, в котором участвовало 197 самолётов.
От него же: всего в сентябре было 23 авианалёта.

По замыслу фюрера беспрерывные авиаудары и артобстрелы должны были сломить моральный дух голодающего населения и войск, оборонявших город.

В октябре налёты продолжились, но интенсивность их снизилась.  Есть информация у Д.Зубова всего о девяти нападениях. Последнее - 30 октября.
Ленинград ушёл на второй план. Главной целью стала Москва.
В бомбардировках в основном принимала участие одна эскадрилья I./KG4 (около  30  самолётов).
Бомбежки были эпизодическими, выполнялись отдельными машинами и только в темное время суток. Немецкие лётчики демонстрировали профессионализм и безнаказанность.   Время налётов не менялось.
Их «механическую педантичность» отметил Военкор П.Н.Лукницкий: «В 6 часов вечера воздушная разведка. В 7.30 — бомбежка. Так последнее время у немцев заведено». 

Вот подробнее о нескольких налётах.
В ночь на 8 октября   «первая группа «Хейнкелей» появилась над городом в 19:24. Затем вплоть до 1:37 с интервалами 10–15 минут подходили следующие бомбардировщики. Всего посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи, А.Т.) и РЛС зафиксировали 38 самолето-пролетов, что примерно соответствует двукратной численности машин в группе. По всей видимости, каждый экипаж I./KG4 попросту сделал за ночь по два вылета. При этом бомбы были равномерно сброшены почти на все районы Ленинграда. По большей части «Хейнкели» сбрасывали зажигательные бомбы и канистры с горючей жидкостью. И обстреливали из пулеметов аэростаты заграждения».

Следующий значительный  налет этой эскадрильи на Ленинград  был в ночь на 11 октября.
На семь районов города было  сброшено 28 фугасных и до 2000 зажигательных бомб. 9 фугасных бомб не разорвалось. 5 бомб сброшенных на парашютах, также не разорвались. Во время налета убито 3 человека, ранено 11 человек.
В тёмное время суток 17 и 18 октября по нашим данным было сброшено более 50 фугасных и свыше 5 тысяч зажигательных бомб, что привело к более сотни пожаров, в основном в жилом секторе.
Наши истребители ночью не поднимались. Не было подготовленных лётчиков.

А вот события ноября.

Самое замечательное  – сбили наконец-то немецкий  бомбардировщик. 
 «Самолет противника горящим упал в 22.18  4.11.41 в бывший Таврический сад. Из экипажа 2 человека сгорело и 2 выпрыгнуло на парашютах и взято в плен». По другим данным его сбили 5 ноября.
И это имело огромное пропагандистское значение.    

«В ночь на 5 ноября  было подряд три налета. По советским данным, в первом из них участвовало 6 самолетов, во втором – 1, в третьем – 18.
Пострадали сразу девять районов города.   В общей сложности, по данным службы МПВО, на Ленинград было сброшено 54 фугасные и 3193 зажигательные бомбы. При этом 15 фугасок не взорвалось».
Удары наносились по военным объектам, по станции Московская-Товарная и Финляндскому вокзалу. Возникло 76 пожаров, погибло 16 человек, 63 получили ранения.

К 7 ноября немцы планировали нанести массированный удар. И  для запугивания  4–6 ноября   сбрасывались листовки, призывавшие жителей «помыться и ложиться в гробы». В них называлась дата предстоящего налета – «годовщина революции».

«В отличие от люфтваффе, чьи дальние разведчики летали на расстояние до 1600 километров, советские самолеты не могли далеко проникать в воздушное пространство за линией фронта. Основные базы ударных сил 1-го воздушного флота находились на аэродромах Дно, Плескау (Псков), Коровье Село и Рига-Спливе, то есть как минимум в 240 километрах от Ленинграда, где их не могли достать никакие самолеты из 7-го ИАК ПВО и ВВС КБФ».
Но нашими лётчиками  были нанесены опережающие  удары по аэродрому Сиверская,  где по данным нашей разведки базировалось более 70 самолётов, в том числе 40 бомбардировщиков, «Хейнкелей» и «Юнкерсов», и по аэродрому Красногвардейск.
По нашим данным, на земле было уничтожено 11 самолетов. По немецким -  семь бомбардировщиков, и сгорела большая часть запасов горючего. Это несколько охладило их пыл.

Тем не менее, немецкий налёт к празднику Октября по городу революции состоялся.
Из боевого донесения штаба ПВО войск Ленинградского фронта от 7 ноября:
«На Ленинград бомбардировочный налет 6.11.41 начался в 18.00 и с перерывом в 23 минуты продолжался до 19.55. В налете участвовало до 19 самолетов противника, которые на высотах 5000–6000 м одиночками и группами по 2–3 самолета подходили к городу с юго-запада, через Среднюю Рогатку и со стороны Финского залива.
Бомбардировке подвергнуты: Выборгский, Фрунзенский, Куйбышевский, Приморский, Смольнинский, Дзержинский, Октябрьский, Петроградский районы города. Всего сброшено 59 фугасных бомб, из которых 10 не взорвались. Зажигательные бомбы не применялись. Убито 49, ранено 298 чел. Из промобъектов наиболее серьезные разрушения возникли на   деревообделочном комбинате и на Московской-пассажирской. Отмечается применение противником бомб замедленного действия: одна бомба разорвалась через 2 ч. 17 м., другая через 5 ч. 05 м. ВТ объявлялась по городу два раза, общей продолжительностью 1 час 22 мин.» 

В этом налёте немцы использовали контейнеры с осветительными ракетами («огромные «люстры» осветили улицы и проспекты ярче, чем днем») и, кроме  фугасов  и осколочных бомб,  ещё «донные мины с ударным взрывателем, которые на  площади свыше 50 квадратных метров, вызывали мощнейшие взрывы».

С 10 ноября налёты возобновились. А 13–14 ноября было подряд пять атак с участием до 40 самолётов. «В ходе этих авиаударов на город было сброшено около 350 фугасных бомб всех калибров и несколько тысяч «зажигалок».
15,16 и 19 сентября беспокоящие удары повторялись. Но бомбы, в том числе более 50 фугасных, сбрасывались с большой высоты без прицеливания. 
«Действия истребителей ПВО, как всегда, оказались неэффективными».

 С 27 ноября начались  дневные налёты.   В этот день «в течение пяти часов  с примерно равными интервалами прошло 22 самолета, которые с большой высоты из-за облаков сбросили 55 фугасных бомб».
 
Более тяжелые последствия были на  следующий день от 58 фугасов.  Погибло 24 человека, 129 ранено.
29  ноября был третий подряд  дневной налет. А 30 ноября, когда стемнело, была сброшена 41 фугасная бомба. Разрушено четыре жилых дома, и в двух местах поврежден водопровод. Погибло 13 человек, еще 60 получили ранения.

Налеты на Ленинград продолжились и с начала декабря.

Всего, по советским данным, в период с 8 сентября по 30 декабря 1941 года самолеты люфтваффе сбросили на город 3509 фугасных и свыше 66 тысяч зажигательных бомб.
Противовоздушная оборона Ленинградского фронта была слабой: за октябрь – декабрь 1941 года над Ленинградом был сбит только один  бомбардировщик – из донесений штаба ПВО Ленинградского фронта.

Но наносить мощные бомбовые удары на Ленинград немцам мешали: бои за  Москву, отвлекающие значительные авиасилы; борьба с кораблями Балтийского флота, бомбардировки острова Котлин и кронштадтских фортов с береговыми укреплениями; боевые действия на Волховском фронте. Да и там люфтваффе из-за нехватки сил оказывали своим войскам лишь эпизодическую поддержку.  Сказалась и пассивная позиция Финляндии. И, хоть и не очень эффективная, но всё же ощутимая деятельность сил ПВО Ленинградского фронта и КБФ (краснознамённого балтийского флота). По крайней мере,  зенитки и  аэростаты  не позволяли летать на низкой высоте для прицельного бомбометания.

Большие авиаресурсы от Ленинграда отвлекала борьба немцев с флотом.  Так по информации историка М.Морозова за шесть дней в течение 16 – 27 сентября в налётах на Кронштадт и корабли было двадцать ударов по 450 – 550 самолётовылетов, с большим количеством пикирующих бомбардировщиков  Ju87. 21–го было пять массированных налетов  днём и один ночью. А 23 сентября налёт на корабли был самый большой. (В нём участвовало 147 самолётов, А.Т.).
Но ядро флота уничтожить не удалось. Хотя зенитная артиллерия фортов и кораблей действовала «из рук вон плохо. Тоже можно сказать и об истребителях флота. По официальным данным сбито 14 самолётов противника… По немецким данным сбит только один  Ju87». – А.Б.Широкорад.
В ноябре немецкие самолеты продолжали периодически появляться над окрестностями Кронштадта и атаковали корабли в Финском заливе и устье Невы.
О борьбе с немецкими самолётами кораблей и ПВО Балтийского флота подробно рассказывается в книге Д.Дёгтева (и др.) «Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота». Кроме того, что главные группы кораблей в Финском заливе боролись с авиацией и оттягивали немецкие ресурсы от города, группа кораблей стояла и в устье Невы и перекрывала зенитным огнём подлёты на низкой высоте. У Балтийского флота была и своя ПВО. И ещё, очень важно, морская артиллерия не давала немцам покоя на суше.

Для разрушения Ленинграда и кораблей самолётов было явно мало, и эффективность авиаударов была не высокая. К тому же самолёты требовалась на других фронтах. И немцы стали подтягивать дальнобойную артиллерию крупных калибров.



Примечания
* О потерях и разрушениях в городе в следующей публикации.
*  Бомбардировщик Dornier Do 17 (Дорнье Do 17 ) — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик фирмы Dornier. Выпускался с 1937 по 1940 годы.
* Немецкие фугасные бомбы были по 12, 250, 500, 1000 и более килограммов.  На Ленинград и корабли сбрасывались бомбы и по тонне.
Боевая нагрузка «Хейнкелей» в зависимости от модификаций могла быть от 1,5 до 7 тонн, «Юнкерсов» - от полутонны до более двух.


Рецензии
Про Ленинград читаю - всё время встать хочется, мать с младшей сестрой были эвакуированы, не судьба была вернуться на свой Васильевский, старшая чудом пережила, ножом по сердцу были их воспоминания, из нереального чего-то... Спасибо за память!!!

Соколов Юрий Михайлович   17.03.2024 14:31     Заявить о нарушении
У меня два главных военных места - Сталинград и Ленинград, мама была "Жительницей блокадного Ленинграда". А в Сталинграде живу. Мать-Родину могу ежедневно видеть.
Спасибо за отклик.

Александр Сергеевич Трофимов   21.03.2024 09:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.