Кошелёк неудачницы. 59. Тушить костёр бензином

Предыдущая: http://www.proza.ru/2020/03/19/469


     59. ТУШИТЬ КОСТЁР БЕНЗИНОМ


     В понедельник Люба вышла после больничного на работу, подруги встретились в офисе и отправились пообедать в кафе.

- Ну как сессия, Настя? Сдаёшь?

- Уже отстрелялась! Скинула всё без троек! – радостно сообщила студентка.

- Ради стипендии стараешься или на красный диплом метишь? – съехидничала подруга.

     Настя попыталась отшутиться:

- Я не виновата, само так получилось.

     Любу занимали совсем другие мысли. Она не выдержала:

- У меня за прошлые выходные такое произошло!

- А у меня за эти. Даже не верится, Любаня, что всё это со мной случилось.

- Ну, расскажи. Что-нибудь интересненькое?

- Даже чересчур! – вздохнула Настя. – Только слишком большой разговор. Я потом. Лучше ты рассказывай.

- Не представляю, как это сделать. Не хочется обсуждать при посторонних, – призналась Люба, озираясь по сторонам.

- Ого! Заинтриговала! Значит, надо поговорить дома.

     Как известно, женское любопытство не знает границ и не имеет пределов. А потому вечером Настя сидела на кухне у подруги, пила чай и слушала исчерпывающий рассказ о поездке на дачу к Дятлову и разговоре с матерью.

     Узнав всё в подробностях, гостья подумала: «Тоже мне, проблемы! Эх, Люба, Люба! Что бы ты сказала, если хотя бы маленький кусочек пережила из того, что пришлось мне за последние дни?»

     Видимо, поэтому она не смогла скрыть раздражения, когда отставила чашку и спросила с недоумением:

- Не поняла, зачем ты всё-таки поехала туда, да ещё с Ниной Михайловной? Что иное ты ожидала? На что рассчитывала?

- Да ни на что я не рассчитывала, просто пыталась себя обезопасить.

- В таком случае незачем было к нему ехать. Бензином костёр не тушат.

     Люба повторила старую отговорку, невольно отводя взгляд в сторону:

- Понимаешь, я боялась отказом обострить отношения на работе.

- Любаня, оставь свои дохлые отмазки! Чего тебе опасаться? Дятлов же не твой начальник. В крайнем случае возьмёшь и уволишься.

- Спасибо за совет! – воскликнула хозяйка с сарказмом и удивлённо посмотрела на подругу. - Попробуй потом найди работу с маленьким ребёнком!

- Ничего, устроишься. Не ты первая, не ты последняя. В Москве-то это легче, тут полным-полно мест. Уж лучше офис поменять, чем зависеть от престарелого ухажёра!

     Люба надулась, а Настя с досадой заметила:

- Я же тебя предупреждала, что эта поездка чревата такими последствиями!

     Хозяйка промямлила:

- Не думала, что всё будет так быстро… Надеялась, как-нибудь обойдётся…

     Гостья рассердилась ещё больше:

- А тебе самой не надоело постоянно попадать в беду и всё время у кого-то искать защиты?

     Люба опешила. Вот тебе и подруга! Сначала так охотно помогала, а теперь попрекает этим!

     Настя беспощадно продолжала, распаляясь:

- Ну почему ты ведёшь себя подобным образом? Ты что, девочка маленькая? Или больная и убогая? Нет, молодая-здоровая-красивая. Руки-ноги целы, голова на плечах, высшее образование есть, работа, квартира. Даже ребёнок имеется! Так нет же, ты всё время бежишь к мамочке по любому вопросу. А ты не подумала, что Нину Михайловну тоже надо пожалеть? Дай ей покой, наконец. Зачем постоянно дёргать её своими проблемами? Откуда эта неуверенность в себе и такая низкая самооценка?

     Люба не знала, спорить или обижаться:

- Настя, не пойму, ты на моей стороне?

- На твоей, конечно, иначе ничего бы не сказала или отмахнулась.

     Хозяйка растерянно молчала, а гостья заявила назидательно:

- Запомни: или мамочка будет опекать тебя пожизненно и навязывать собственное мнение, или ты самостоятельно научишься справляться с трудностями, сможешь поступать по-своему, а не по её указке. Только сначала думай о последствиях, а потом уже делай…

     Люба обиделась. С какой стати подруга отчитывает её, как дурочку какую-то или дитя неразумное? Они ровесницы, а Настя, словно старшая, наставляет и поучает. Мама права: если подруга такая умная, почему же свою судьбу не может наладить? Или потому злится, что сама хотела съездить к Дятлову?

- Любаня, ты же видишь: за всё приходится бороться. Жизнь – это бесконечная борьба. Надо бороться за квартиру, за своё мнение, за личную жизнь…

     Хозяйка устала от наставлений, потеряла терпение и возразила:

- Не понимаю, почему я должна бороться? А если я не собираюсь воевать и хочу мирной спокойной жизни? Я – женщина, а не боец, мне положено проявлять слабость и нежность, вызывать в мужчинах желание помочь и защитить.

- Ха, и где же ты таких видела? Много у тебя их было?

     Люба нашлась после минутного замешательства:

- Отец, например.

- Ну если ты хочешь, чтобы муж стал тебе, как отец, тогда давай, слушай Нину Михайловну, выходи за Дятлова.

- Ещё не хватает! Скажешь тоже! Чтобы этот старый и скупой Дятел всю жизнь долбил по мозгам? – воскликнула подруга с негодованием.

     А потом спросила недоуменно:

– И с какой стати я должна бороться за то, что мне и так положено? Квартира эта теперь моя, так решила бабушка и завещала её мне, родной внучке.

     Люба сделала паузу, ожидая возражений, но их не последовало. Тогда одинокая мать заговорила смелее:

- Что касается моего мнения, так оно всегда при мне, кто же у меня его отнимет? Зачем за него бороться?

     Настя молчала, а Люба продолжала удивлять подругу:

- Если мама даёт советы, волнуется за нас, так что в этом плохого? О ком ей ещё заботиться, как не о единственной дочери и любимом внуке? Иначе она бы чувствовала себя одинокой и никому не нужной. А так маме не скучно на пенсии, мы с Артёмкой приносим смысл в её однообразную и ограниченную жизнь на старости лет.

     Гостья от неожиданных возражений растерялась: «Зашибись! Она грузит мать своими проблемами и воображает, что таким образом заботится о ней!»

     А хозяйка говорила, укрепляясь в собственной правоте:

- И почему я должна сражаться за личное счастье? Я не собираюсь уводить чужого мужа из семьи или отбивать у кого-то жениха, не хочу никого принуждать или обманом женить на себе. Разве без борьбы я не достойна любви и нормального брака? Мой суженый и так полюбит меня… Его, как известно, «на коне не объедешь».

     Настя подумала: «Есть и другая поговорка – «Под лежачий камень вода не течёт». Так можно ждать бесконечно, только фиг чего дождёшься…»

- А насчёт мамы… Это даже хорошо, что она с нами поехала. Постараюсь спустить ухаживания старого Дятла на тормозах. Пускай женишок считает, что не понравился  будущей тёще, и потому она отговорила меня от дальнейших отношений… Типа я - послушная дочь. Спасибо маме, теперь не буду перед ним виновата…
 
     Настя растерялась от такого поворота, но удивлённо отметила: «Так вот почему Люба прячется за мамину юбку! А подруга-то совсем не проста! Да, недооценила я её! Она натянула на себя маску жертвы и жалуется, что страдает от домашней тирании. А на самом деле хочет избежать ответственности и переложить все решения на мать. Вот так Люба! Она реально манипулирует людьми!»

     После размолвки хозяйка не стала расспрашивать гостью о новостях. Да та была уже не в настроении, быстро попрощалась и отправилась к себе.
 
     По дороге молодая вдова размышляла: «Надо же, какой удобный дворец умозаключений выстроила подруга и прячется туда при каждом затруднении! Она категорически отказывается от борьбы. Но как тогда справиться с трудностями? Не понимаю… Если бы я сдалась бедам, то два года назад наложила бы на себя руки от отчаяния или лежала бы сейчас в психушке с депрессией. Если бы не боролась моя мама, то не вытянула бы меня в одиночку, а в 90-е годы это был настоящий подвиг. Если бы Татьяна не сопротивлялась, то как бы смогла спасти свою жизнь? Каждая из нас рассчитывала только на себя. Но видимо, не все женщины - борцы. Говорят, что Господь посылает нам испытания по силам нашим. Значит, подруга из другого теста, потому и испытания у неё не такие тяжёлые…»

     Уже подходя к дому, Настя подвела итог: «Вечер – насмарку, настроение – дрянь, личная жизнь никакая. Главное, во всём – стабильность…» - грустно усмехнулась она.

     А Люба в это время убирала на кухне, укладывала Артёмку, читала сынишке сказку, но постоянно мыслями возвращалась к неожиданному и неприятному разговору с подругой.
 
     «Почему я на неё разозлилась и обиделась? Настя всё правильно сказала, но мне это не понравилось. Не потому ли, что меньше всего на свете человек хочет услышать о себе то, что и так знает?»



Следующая: http://www.proza.ru/2020/03/27/441


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
Вот никогда бы не подумала, что Люба - манипулятор!
Такая, на первый взгляд, слабенькая, беззащитная... Но вообще-то Настя права:
" А подруга-то совсем не проста! Да, недооценила я её! Она натянула на себя маску жертвы и жалуется, что страдает от домашней тирании. А на самом деле хочет избежать ответственности и переложить всё решения на мать. Вот так Люба! Она реально манипулирует людьми!»
Но надеюсь, что подруги всё-таки помирятся!
С уважением и теплом,

Светлана Петровская   29.08.2022 19:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и размышления, дорогая Светлана!

Обратная сторона медали - при авторитарном воспитании жертва тирании начинает хитрить и приспосабливаться, подстраиваться под предлагаемые обстоятельства...
Довольно частая ситуация.

Елена Бетнер   29.08.2022 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.