Объявление

     В начале октября в кабинете директора сельской средней школы раздался звонок. Звонил инспектор районо.

     - Василий Федорович, здравствуйте! Спешу вас обрадовать, к вам едет большая комиссия с комплексной проверкой. Будут проверять всё – учебно-воспитательную работу, нагрузку учителей, готовность школы к зимнему сезону и т.д. Пожалуйста, подготовьтесь. Подберите документацию, назначьте классы, где будут проводиться открытые уроки. Ну, вообще, что мне вас учить, вы всё знаете сами. Комиссия заедет к вам через неделю. Желаю удачи.

     Всякая комиссия – это «геморрой» на весь организм, а тем более в начале учебного года, когда много текущих проблем, которые решаются по мере поступления, да и учебный процесс еще не вышел на рабочий уровень. Проблем много, но решать надо быстро в аварийном порядке, чтобы не ударить в грязь лицом перед комиссией.

     Директор набросал план мероприятий – с коллективом провести собрание, с завхозом еще раз проверить готовность школы к зимнему сезону, пройтись по классам и подправить всё что можно.

     Василий Федорович написал от руки объявление и хотел, было вызвать секретаршу для печатания текста, но вспомнил, что она отпросилась с утра. Делать нечего, печатать не кому и объявление в рукописном варианте перекочевало на доску объявлений в учительскую. В учительской никого не было.
 
     В объявлении красным карандашом было написано:

     Уважаемые коллеги!
     С 10 октября в школе будет работать комисия РАЙОНО. Прошу всех после занятий задержаться в учительской для согласования мероприятий по учебной работе в период проверки. Явка обязательна.
                Директор школы.

     Всё бы просто, да в спешке директор не проверил текст, а он содержал ошибку, да и не ошибка это вовсе, а описка, крайне неприятная. Секретарша поправила бы, а так объявление с ошибкой попало на доску объявлений.

     Директор отправился на встречу с завхозом. В перемену учителя читали объявление директора, все заметили описку, но никто не акцентировал на этом внимание, все понимали, что это нелепая описка и не более того. Филолог, Мария Николаевна, аккуратно вписала красным карандашом букву «с» и все про это забыли. Всех волновала будущая комиссия.
     - Ну, что они там себе думают, проводить проверку в начале года. Ясно, что учебный процесс еще не вошел в норму – заметил недовольно Виктор Иванович, математик.
- Ладно вам переживать, прорвемся – оптимистично заметил географ Владлен Ильич – бывало и хуже, осилим и эту проверку.
Педагоги пошумели недовольно и разошлись по классам, начинался новый урок. 

     Вечером на педсовете директор по-деловому, как он это умеет, изложил план мероприятий, предложил всем учителям быть готовыми провести открытый урок, подработать планы учебной и воспитательной работы, классным руководителям составить отчет о готовности классных комнат к зимнему сезону и завтра в конце дня представить их ему. В конце совещания подбодрил сотрудников.
     - Всё будет хорошо, не впервой нам встречать комиссию, главное подготовиться и если возникают вопросы, подходите, будем совместно решать. Удачи всем и за дело!

     Директора в школе уважали, с его мнением считались и к нему прислушивались. Он пользовался в коллективе непререкаемым авторитетом. Огромный жизненный опыт, фронтовик. На войну ушел после окончания физико-математического факультета пединститута. В военкомате получил предписание на учебу в танковое училище ускоренного выпуска. В первые месяцы войны много было потерь среди младшего комсостава, а тут парень с высшим образованием, что и предопределило его судьбу – быть на войне танкистом. Войну начал младшим лейтенантом – командиром танка, закончил гвардии капитаном в должности комбата. На груди полный иконостас – два ордена и четыре медали. Дважды раненый, горел в танке. Пришлось хлебнуть лихо. Любили солдаты своего комбата. Ел с ними из одного котла, офицерский паек шел в общий котел. Да и в бою не прятался за спины солдат. Всегда в первых рядах его танк. Командиры его тоже выделяли, за храбрость, смелость и разумный расчет. Победить врага не только за счет храбрости, но и хитрости. Провести операцию с меньшими потерями в живой силе и технике. Так он поступал всегда. Солдаты ему верили, знали, что комбат всё сделает, чтобы сохранить им жизнь. На трудных участках и в прорыв всегда шел в первых рядах его батальон. Войну закончил в Берлине, а затем со своим батальоном вернулся на Родину. Демобилизовался из армии, хотя мог бы и остаться служить, но выбрал мирную профессию – быть учителем. Последняя его военная награда – автомобиль марки «Виллис», на котором приехал в своё село, где ему предстояло директорствовать в школе. Школа разрушена. И начал он свою трудовую, мирную деятельность в качестве мастера строителя.

     Пришлось походить по начальствующим кабинетам. Молодой, подтянутый, красивый, при всех регалиях – герой войны, не оставлял равнодушными начальников.
     - Видишь сам, страна разрушена, надо восстанавливать промышленность, сельское хозяйство. Надо людям дать работу и надо накормить. Ну, нет лишнего гвоздя и лишней доски тоже нет – был ответ в начале разговора.
     - А я, что для себя любимого прошу? Мне нужно детей учить! Пока обхожусь, использую все свободные помещения в селе, даже склад оборудовал под классы. Ну, это летом, а зимой там заниматься нельзя, помещения не отапливаемые; и что мне делать – останавливать занятия? Не могу этого допустить! Помогайте, чем можете, я буду рад любой помощи.
     После такой проникновенной речи ему шли на помощь, правда, всегда скромная, ну всё-таки хоть что-то из материалов отпускали.
     В селе собрал сельчан на сходку.
     - Мужики, на вас вся надежда, только сообща, только всем миром сможем восстановить школу. Помогайте, один я не справлюсь.
     - Федорович, конечно, поможем, а как же иначе, ведь ради наших детей ты стараешься – одобрительно гудела толпа – говори, когда начинать и что нужно делать.
     - Первое, в лесу напилить бревен; второе, нужны плотники, столяры, рабочие, нужно внутри и с наружи обмазать глиной и побелить; третье, отремонтировать парты, классные доски.  Работа будет для всех, надо успеть управиться к зиме.
     По вечерам и выходным застучали топоры и зазвенели пилы. Сельчане откликнулись всем миром: от малого, до старого. И всем была работа. Директор тоже включился в общее дело, сам деревенский, в работе ни чем не уступал селянам. Мужики подшучивали.
     - Федорович, хорошо у тебя получается, а ты переходи к нам в бригаду строителей. Возьмём тебя с удовольствием!
     - А вот восстановим школу, выучу ваших детей, а затем и внуков, а там и посмотрим, может и перейду, если не передумаете – весело отшучивался директор, весь запорошенный стружкой и пылью.
     - Не бойся, мы тебе напомним.
     Шутки, смех, радостное настроение объединяло людей в стремлении к мирной жизни. Была полная уверенность, что, победив в войне, мы восстановим города и села, фабрики и заводы, и конечно школы; и заживем счастливо!
     К зиме школу отремонтировали.

     Прошли годы. Рядом со старой школой выросла новая современная, трехэтажная красавица. А как иначе! Детей добавилось после войны, да и школа получила статус опорной, средней; которая обслуживала несколько сел. В старой школе развернули интернат и столовую для приезжих детей. И опять всё это благодаря хлопотам директора.

     Это уже зрелый мужчина 45 лет, с сединою на висках, но по-прежнему стройный, подтянутый и с юношеским блеском в глазах. Есть у него одна страсть - охота! Любит в часы отдыха поохотиться. На стареньком «Виллисе» с двумя охотничьими собаками едет в лес.

     Хорошо в лесу летом! Тихо и спокойно! Шелестит листва, переливаясь зеленью и рассеивая лучи золотистого цвета. В лесу светло и тепло, но стоит солнцу спрятаться за облако, сразу становится прохладно и пасмурно. Если прихватит дождь, набрасываешь плащ накидку и становишься под деревом и слушаешь мелодию дождя. Дождь стучит по листьям, барабанит по плащу,  скатывается струйками под ноги. Вода скапливается в лужицы и струйки дождя выбивают на поверхности воздушные шарики, которые затем лопаются. В лесу становится пасмурно и не уютно.  Интересно наблюдать за природой. Лес умывается. Всё зверьё и птицы прячутся, и лес замолкает, полностью предаваясь дождю. Но вот дождь заканчивается, стекают с листьев последние струи дождя, небо очищается от дождевых облаков и яркий диск солнца выкатывается на небосклон, освещая и обогревая своими лучами лес. В лесу парит, но это длится не долго. Воздух свежий, насыщенный озоном, дышится легко. Солнечные лучи, падая на мокрые листья, отражаются множеством капелек дождя, оживляют деревья, делая их прозрачными и освещенными изнутри.

     Собаки начинают поиск зверья. Чутьё у них особое, охотничьё; нос к земле не опускают, идут по верхнему чутью. Вот подняли зайца и погнали его. Василий Федорович любит ходить по лесу, для него это отдых, а для собак разминка. С охоты приносит что-то одно – либо зайца, либо утку, либо тетерева. Жалко бить много зверья. Да и собаки, зная эту черту хозяина, если он не подключается к охоте, погоняют зайца и оставляют его. Целый день так и проходят по лесу, а к вечеру возвращаются домой.

     Собаки особая его страсть! Любит их. Всегда у него две, а то и три в доме. Они постоянно с ним. Он на работу, они рядом с ним вышагивают тоже на работу. Директорский кабинет в крыле здания, где занимаются младшие классы. Собаки располагаются в коридоре, как, правило, лежат на полу во время уроков, а в перемену малышня высыпает в коридор и берет их в оборот. Что они только не делают с ними:  катаются на них, таскают за уши и бегают, вовлекая собак в общее веселье. У собак они самые близкие друзья, и им разрешается делать всё! Детвора их подкармливает, и те не отказываются принимать угощения от друзей. Собаки очень дружелюбны. Часто можно наблюдать такую картину – первоклашка сидит рядом с собакой и что ей рассказывает, а она его слушает и в знак одобрения лизнет его по руке или щеке.

     Широкая душа у русского человека! Всему в нем есть место: и поработать, и полениться может, чего уж тут лукавить, да и повеселиться с широтой и размахом тоже может; добр и отзывчив на чужую боль, а к своей - порой равнодушен и безучастен; терпелив к беззаконию властей и беспорядкам, хотя может и осуждать их; но не дай бог кому-то чужому начать ругать нашу власть или страну - готов чуть ли не с кулаками броситься в защиту.

     Родина для русского человека священна и защищать её он будет до последнего! И выстоит, и победит, и преодолеет все трудности! Цены такому народу нет, но не ценит его российская власть, не заботится о нём, и это сермяжная и  жуткая правда нашей жизни.

     Василий Федорович познакомился со своей супругой Ангелиной Николаевной на фронте. В 1944 году в его батальон прикомандировали санинструктора - симпатичную прибалтийскую девчонку. Весёлая,  разбитая, храбрая до безрассудства. В бою, она среди солдат - то в пешем строю, а то на броне  и всегда готова оказать помощь раненным и оттащить их в безопасное место и снова в бой. Приглянулась она комбату. В конце войны поженились и домой вернулись уже семьёй.

     Родила ему девочку и мальчика. Она снова при муже - работает в школе учителем труда и домоводства. Ухаживает за своим комбатом - у него всегда наутюженный костюм, чистая рубашка, галстук и начищенные туфли; да и присматривает, уж очень он видный мужчина, а в коллективе много одиноких женщин.  Соблазнов много, вот и всё время Ангелина Николаевна на чеку и в корне присекает попытки с обеих сторон.

     Не смотря на возраст и седину в волосах живет в комбате мальчишка, хочется иногда поозорничать. И удаётся, когда Ангелина Николаевна едет к родственникам в Прибалтику.

     - Мужики, моя Ангелька уехала к родственникам, приглашаю на мальчишник ко мне вечером - сообщает радостно своим друзьям и коллегам - явка к восьми обязательна и никаких уважительных причин.

     Ровно к восьми подваливает весёлая компания со свертками и бутылками. Стол выдвигается на середину комнаты, вкруг стола стулья, а всё лишнее выносится из комнаты.

     Мальчишник загудел. Бутылки и закуски на стол и покатилось душевное веселье!

     - Мужики! - слово для первого тоста взял хозяин квартиры и организатор веселья - предлагаю выпить за нас, что живы и здоровы и сегодня собрались все вместе весело провести этот вечер. За нас!

     Дружно выпили, а затем пошли тосты по порядку, как и положено: за женщин, за родителей, за тех кого уж с нами нет, за тех кто в море и т.д. Вечер шумит весельем, пошли анекдоты. Балагур и весельчак географ Владлен Ильич выдал первый анекдот.
     -  Выпивают муж и жена. Мужик расслабился и говорит - Маша, если б ты знала скольким мужикам я наставил рога! Маша тоже расслабилась и потеряла контроль над собой и заявляет - Вася, ты конечно герой у меня, я же наставила  рога только одному мужчине, но неодкратно!
За столом раздался дружный хохот и пошли в ход другие анекдоты.

     Вечер подходит к концу и у комбата родилась идея провести борцовский турнир.
     - Мужики! Предлагаю среди вас устроить турнир по борьбе. За победителя, за его здоровье будет последний тост.

     Стол, стулья сдвинуты в угол комнаты. Начались шутейные поединки. Возрастные мужики, уже разогретые алкоголем, пыхтят и пыжатся, пытаясь одолеть соперника. В итоге поединков первенство досталось Владлену Ильичу более молодому и крепкому. Затем пили за его здоровье. Расходились домой уже за полночь.

     В выходные дни компания дважды выбралась в лес  на посиделки. Затем вернулась Ангелина Николаевна и посиделки с выпивкой прекратились, ну уж очень не любит она эти мероприятия.

     Комиссия проверила работу в школе и замечаний не выявила!

               март 2020


Рецензии