Демон Лермонтова и Дворжецкого

     Собранье зол – его стихия.
     Носясь средь дымных облаков,
     Он любит бури роковые,
     И пену рек, и шум дубров.
     Меж листьев жёлтых, облетевших
     Стоит его недвижный трон;
     На нём, средь ветров онемевших,
     Сидит уныл и мрачен он.
     Он недоверчивость вселяет,
     Он презрел чистую любовь,
     Он все моленья отвергает,
     Он равнодушно видит кровь,
     И звук высоких ощущений
     Он давит голосом страстей,
     И муза кротких вдохновений
     Страшится неземных очей.
   _____________

   Это стихотворение Михаил Лермонтов не случайно назвал «МОЙ Демон», потому что подсознательно чувствовал, что этот персонаж очень ему близок и станет неповторимым образом в искусстве. Поэт также чувствовал богоборческое значение своего Демона, что отразилось и в собственной его жизни (аресты, дуэли), и в следующих строках:

     Я не для ангелов и рая
     Всесильным Богом сотворен;
     Но для чего живу, страдая,
     Про это больше знает Он.

     Как демон мой – я зла избранник,
     Как демон – с гордою душой,
     Я меж людей беспечный странник,
     Для мира и небес чужой…
 
   _____________

   Владислав Дворжецкий говорил о роли генерала Хлудова:

   – В том, что первую в кино роль я получил такую, как Хлудов, есть огромное «но». Всё равно, как если бы дали человеку луну подержать – и отобрали. Потом всю жизнь будешь на неё смотреть и… выть. По масштабам человеческой личности я не знаю, что можно было бы Хлудову противопоставить.

   На фото – герой Влада – словно пророческое отражение слов Лермонтова:

     Меж листьев жёлтых, облетевших
     Стоит его недвижный трон;
     На нём, средь ветров онемевших,
     Сидит уныл и мрачен он…


Рецензии
На мой взгляд М.Лермонтов был вне времени. Его душа не принимала,ни поведения людей, ни власти, ни событий происходящих в то время. Скорее всего он не принимал и себя, ведь тогда ещё не было явного отказа от божественного начала. Он боролся с самим собой, так как ощущал в себе демонические проявления -чрезмерную гордыню, болезненное самолюбие.Ему было плохо, не интересно сосуществовать в том времени, он не держался за жизнь, не дорожил ею. Он был один, как его Демон.Что было и в Хлудове Дворжецкого.

Елена Самойленко 4   24.03.2020 17:07     Заявить о нарушении
Елена, вы не правы!.. Если бы "Его душа не принимала ни поведения людей, ни власти, ни событий, происходящих в то время", Лермонтов бы не написал таких поэзий, как "Смерть поэта", "Валерик" и других, в которых он даёт оценку событиям и осуждает убийства... А что касается темы Богоборчества, то это проявлялось и в жизни всех троих, и в творчестве... http://www.proza.ru/2019/05/28/88

Светлана Шакула   24.03.2020 17:49   Заявить о нарушении
В том то и дело, что он не принимал, поэтому осуждал. Я думала об этом стихотворении, когда писала. Мне кажется, в "Смерти поэта" он предсказал и свою судьбу тоже. Хотя я не спорю! Слишком давно всё это читалось и изучалось, и чувствовалось.

Елена Самойленко 4   24.03.2020 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.