Судьба золотого тельца

Судьба Золотого тельца.
Повествование  о золотом тельце содержится в священных книгах трех авраамических религий: в книге Шмот, главы 31-32 Торы, в Коране, Сура 2: 5,  и Библейской книге  Исход 32. 27.
По обыкновению  история рассматривается в одном основном ключе – отход от новообразовавшейся истинной веры, произошедший не без  активного участия эрев рав («множественной толпы»), или группы людей, состоящей  из египетского сброда и изгоев.   
Через 40 дней после получения Торы на горе Синай еврейский народ из личной бижутерии, вынесенной в пустыню из Египта, создал в качестве культа золотого идола тельца,  и даже успел  поклониться ему. 
Далее, вместо спасительной политинформации,  по приказу вернувшегося в стан духовного наставника и вождя   Моше  ( Моисея),  в наказание  за злодеяние  была устроена чудовищная резня, в ходе которой от карающих  ножей  левитов  были убиты тысячи  людей. Так сурово верующие евреи при помощи кровопускания расправились со своими  заблудшими родственниками и бывшими товарищами по  Исходу. Способы умервщления родственников  не обсуждались, сказано было – берите ножи и к черту императив «не убей», значит, как угодно, но что бы наверняка.
Не берусь подвергать анализу эти религиозные подвиги достопочтенных пращуров, поскольку  версия  о  культовой  стороне дела, в которой переплавленные колечки и сережки могли вызвать смертельную ярость у оскорбленных в своих чувствах верующих, достойны скорее триллеров Лавкрафта и Стивена Кинга, нежели представляют интерес для нравственных и теологических рассуждений.
Хотел лишь остановиться на исторических аналогиях. 
Все они сводятся к трем основным признакам: общество – идея - резня.
В зависимости от масштабов первого, следует количество третьего. Второе  второстепенно, поскольку  имеет  значение лишь как объяснение повода к действию тех, чьи преходящие ценности  для нас условны не более чем  сказки  про золотого или белого бычка.
Итак,  возьмем в качестве примера французскую и русскую революции. Вся разница между ними  во времени - если Французская продолжалась полтора года, то русская, начавшись с кровавого воскресения 1905 года, продолжалась почти до 40-вых, когда точку в вопросах верности  коммунистическим идеалам  поставил период политических  репрессий. 
Любая «революция пожирает своих детей»,  сказал некогда Дантон, перед тем как быть поданным на ужин. 
Следует заметить, что дети эти всегда носили печать  просвещенности, мудрости, гениальности, и, … не поверите, гуманизма!
Идеалы революции  сближали, объединяли, вдохновляли на подвиги  самопожертвования,  но неизменно  приводили ее участников к межличностному кризису.  И кризис этот заключался в выяснении вопроса, кто был верен идеалам, и тех, кто эти идеалы предал.
Разобраться в правоте сторон,  пытались многие историки, писатели, художники, но это походило на неудачные потуги установить разницу в гримасах орангутанга и его отражения в зеркале.
В итоге на свет появлялась некая художественно публицистическая  квинтэссенции в виде заказанных  конъюнктурой  агиток, типа « красный бычок боднул  белого, потом  оба гоняли  овечек, после чего пришел медведь  и начал кушать, не заметив, что в него целится из пулемета  член политбюро, за которым приехал воронок НКВД…»
Самое же интересное, на что мало обращается внимания,   состоит  в том, что вчерашние единомышленники и боевые товарищи сводили счеты между собой с бескомпромиссной жестокостью, при  чем под идеологический молох попадали их родственники и друзья,  которые в свою так же очередь являлись между собой родственниками, друзьями, знакомыми, сослуживцами, коллегами и соседями по квартире, даче или гетто…
Итак, люди ничему не учатся и охотно совершают  и прощают себе  злодеяния и массовые убийства, как только у них  что-то заходит в тупик,  например, споры о правильности культа,  решение   вопросов о частной и общественной собственности  на средства производства, или на золотые женские украшения  в условиях пустыни…


Рецензии