Вальтер Беньямин мыслитель и философ
Пожалуй, что первое, на что обращаешь внимание, появившись в Потрбоу, это мемориальные таблички в разных местах с именем Вальтера Беньямина. Сейчас я напишу для тех, кто, как недавно я, не знал, кем был этот человек.
Вальтер Беньямин родился в городе Берлине в июле 1892 года в добропорядочной еврейской семье. Получая образование в университетах Фрейбурга и Берлина, помимо философии, уделял особое внимание дисциплинам, относящимся к различным видам искусства. Естественно, что библиотеки древнейших университетов Германии были не чета нашим районным, а склад его ума и исключительная память давали ему шанс стать научным светилом в любой выбранной области. В 21 год в университете Берна он защитил диссертацию «Понятие художественной критики в немецком романтизме». Далее складывалось всё как у людей, и жизнь потихоньку входила в свою колею - он женился, писал статьи и корпел над научным трудом «Происхождение немецкого типа трагедии», защитив который, он получил бы возможность занять место профессора в университете. Но, рассмотрев его работу, габилитационная комиссия, которая давала звание учёному, позволяющее иметь этот высокий статус, отказала ему в этом вопросе. Может быть, не хватило необходимых баллов, которые учитывались за научную, общественную, популяризаторскую деятельность, но мне кажется, что дело здесь крылось в другом. При его талантах он мог бы, учтя все нюансы первой неудачи, в последующем получить это звание и продолжить жизнь добропорядочного буржуа, но вмешалось провидение в образе женщины.
Женщина эта была непростая, а звали её Анна Лацис.
Анна Лацис (Лиепа) была дочерью рабочего Рижского вагоностроительного завода и к моменту знакомства с Беньямином была замужем за Юлием Лацисом. Юлий же Лацис был первым из профессиональных латышских журналистов. Первая четверть 20 столетия, как всем известно, была отмечена бурными политическими событиями. Эти события породили энергетический выплеск из культурной среды многих стран, но особо мощным он был в России, где находилось жерло, извергающее революционные страсти. Можно сказать, что искусство «подхватило» вирус революции и начало заражать им не только принадлежащие ему слои населения, но и далёких от него людей. Потом эту болезнь, во имя высоких целей искажающую действительность, назовут соц. реализмом, а пока поколение молодых и талантливых, одержимое революционной лихорадкой, выдавало «на-гора» авангардные идеи с необузданной силой вулкана, освобождающегося от лавы.
Анна и Юлий Лацис, увлеченные учением Фрейда, психоанализом, после революции 1917 года воспользовались возможностью учиться в институте Бехтерева в Петрограде, а в 20-е годы вернулись в Латвию, продолжив учёбу в Рижском университете. Революция и психоанализ нарисовали канву нашей истории. Анна Лацис помимо психоанализа и идей марксизма страстно любила театр, но не простой, а авангардный. Была она женщиной активной и потому, став членом партии большевиков в 1920 году, начала создават пролетарские детские театральные коллективы в Советской России и в Латвии. В число её кумиров входили Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Николай Евреинов. А вот Вальтер Беньямин со своей книжной ученостью не пришелся ей по вкусу, видимо, как ретроград, постоянно упирающий свой взгляд в прошлое.
Познакомились они в Ницце в 1924 году. Вальтеру было 32, а Анне 33 года. Оба были женаты.
В 1922 году Анна Лацис уехала в Германию. Когда я читаю о зараженных коммунистической идеей активных людях того времени, особенно о женщинах, свободно выезжавших за границу, мне почему-то кажется, что речь идёт исключительно о тайных агентах ВЧК, призванных внедрять посредством гипноза психоанализа, усиленного личным обоянием, идеи большевизма в головы зарубежной интеллигенции. Актрисы театра как нельзя лучше подходили для этой цели. Из того, что лежит на поверхности, известно, что марксистскими идеями Анна Лацис заразила своего будущего мужа режиссера Бернхарда Райха, Бертольта Брехта, ну и, конечно, влюбившегося в неё Вальтера Беньямина. Бывают такие женщины, и история сохранила некоторые их имена, от которых мужчины теряют головы и творят всякие несуразности.
Анна Лацис
Встреча Вальтера Беньямина с Анной Лацис столкнула с рельсов последовательно-поступательную линию движения жизни ученого и библиотечного червя на зигзагообразную и непредсказуемую дорогу свободного искателя. То есть габилитационная диссертация показалась ему слишком мелкой темой по сравнению с морем марксистских идей. Поэтому вся его последующая профессиональная деятельность лежала вне академической сферы.
В конце 1926 года Вальтер Беньямин отправился в Москву по зову своей любви. Анна Лацис находилась к тому времени в России.
Официальной целью его визита было написание серии статей о жизни большевистской России для журнала «Die Kreatur». В итоге он написал четыре статьи и эссе «Москва». Помимо этого он записывал в дневнике историю отношений с Анной Лацис и её будущим мужем Бернхардом Райхом.
Московский дневник Беньямина был опубликован в 1997 году российским книжным издательством Ad Marginem.
Перед публикацией члены редколлегии прошлись по «беньяминовской» Москве.
«….Мы «посетили», например, гостиницу, где останавливался Вальтер Беньямин. С 1960-х ее нет — она находилась над подземным тоннелем под Триумфальной площадью и Тверской, наверху, рядом с KFC. Зато сохранилась больница, где Ася (Анна) Лацис лечилась от депрессии. Существуют разные маршруты любимых прогулок Беньямина. Он часто ходил гулять от гостиницы до Каретного ряда, потом пешком по Садово-Самотечной, до самой Сухаревской площади с ее огромным рынком и знаменитой башней.
…Мы посетили несколько таких мест и закончили в модном тогда ресторане «Петрович» на Мясницкой. На дворе 1997 год, и мы стали забивать джойнт прямо в ресторане «Петрович».
Ну как не помянуть Беньямина, когда куришь гаш!
Официантка была удивлена, что мы могли сделать такое в ресторане, но не сильно протестовала…»
Взято из открытых источников
Далее судьба Беньямина сложилась так: в 1930 году он развелся с женой, но отношения с Анной у него не сложились.
При этом продолжал писать и всё, что он писал – книжные обозрения, театральные статьи, критические статьи – публиковалось в журналах и альманахах Германии. После прихода Гитлера к власти, он эмигрировал в Париж.
В Париже он стал членом Института социальных исследований.
Позже напишут, что он стоял у истоков Франкфуртской школы. Франкфуртская школа - объединяющее понятие идей, высказанных мыслителями Института социальных исследований. В основе их идей лежал анализ современного состояния буржуазного классового общества, которое по мере своего развития превращается в тоталитарную Систему. Классовым звеном, способным преобразовывать эту систему, представители Франкфуртской школы считали интеллигенцию. Остальные же слои общества нивелируются и теряют свои отличия под воздействием распространяемого подвластными системе тоталитаризма средствами массовой информации и попкультурой так называемого ложного сознания. То есть простыми словами население тоталитарного государства, не отводящее взгляда от телевизора или экрана мобильного телефона зомбируется и превращается в серую управляемую массу.
Будучи в Париже Вальтер Беньями написал ряд эссе и статей из цикла тиражирования произведений искусства: если раньше произведения искусства были предметами культовыми, часто магическими, то в эпоху тоталитаризма искусство становится частью политики (вспомним уже упомянутый соцреализм). Такие виды искусства как кино, плакаты и репродукции, журналы и книги, благодаря прогрессу, имеют возможность репродуцироваться и распространятся среди слоёв населения. Произведения искусства при этом оцениваются не по ауре, которую несут в себе, а по продажной стоимости, по возможности стать продуктом массового потребления. Эти идеи Беньямина стали особо востребованы в настоящее время среди людей, желающих понять структуру современного общества.
В отдельных своих работах он изложил собственное понимание исторического процесса.
Например, вот такое популярное его мини эссе.
«У Клее есть картина "Angelus Novus". На ней изображен ангел, выглядящий так, словно он готовится расстаться с чем-то, на что пристально смотрит. Глаза его широко раскрыты, рот округлен, а крылья расправлены. Так должен выглядеть ангел истории. Его лик обращен к прошлому. Там, где для нас цепочка предстоящих событий, там он видит сплошную катастрофу, непрестанно громоздящую руины на руины и сваливающую все это к его ногам. Он бы и остался, чтобы поднять мертвых и слепить в целое обломки. Но шквальный ветер, несущийся из рая, раздувает его крылья с такой силой, что он уже не может их сложить. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал»
«О понятии истории» Вальтер Беньямин.
“Angelus Novus” (Новый ангел) Поля Клее
Как можно понять по приведённому небольшому отрывку, он, хотя не принадлежал ни к одной из философских школ, был философом. Но, как говорят исследователи его творчества, у его философии не было фундаментальной базы, а значит, как считаю я, его смело можно назвать более ёмким словом Мыслитель. Мы все в той или иной степени мыслители, но мысли свои не имеем возможности облечь в верные слова и составить развернутое повествование. Такие, которые умеют извлекать из информационной свалки написанного «тогда» и «сейчас» нужные элементы и складывать их в логически завершенную картину, рождаются единицы в столетие. Таким был Вальтер Беньямин, и основной темой его размышлений было искусство, которое он тесно связывал с политикой.
Акварель “Angelus Novus” (Новый ангел) Поля Клее Беньямин купил у автора в 1921 году.
По сути каждый из живущих на Земле мыслящих людей, интеллигенция, является ангелом истории и перед каждым возвышается гора фактов ужасающего прошлого, которое, как ни ужасно это понимание, изменить невозможно. Но самое печальное состоит в том, что они понимают и обреченность будущего, если не подует ветер перемен.
По ветру руки, словно крылья,
Распахнуты – я вновь готов…
Лететь, чтоб избежать бессилья
Всех Временных оков.
- Написал друг Бенямина Герхард Шолем о смысле ангельской фигуры Клее.
Когда нацисты оккупировали Францию, Беньямин решил эмигрировать в США. В августе 1940 года он получил разрешение на въезд в Штаты и даже успел переправить туда бОлшую часть своего драгоценного книжного архива. Примкнув к группе беженцев, стремящихся спастись от нацизма, Вальтер Бенямин со своей младшей сестрой сошли на первой пограничной станции Испании, которая, как и в наше время, называлась Портбоу. Они разместились в небольшом пансионе «Hotel de Francia» и стали ждать разрешения на транзит в нейтральную Португалию, где группа беженцев намеревалась арендовать корабль, чтобы пересечь Атлантику.
Но администрация генерала Франко, решив проявить особую бдительность, отказала в транзите группе, решив депортировать их в занятую нацистами Францию.
В ночь с 26 на 27 ноября Валтер Беньямин покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу морфия. За четыре дня пребывания в отеле он выпил пять прохладительных напитков с лимоном, сделал четыре телефонных звонка, обратился за помощью к врачу по поводу высокого артериального давления.
После смерти Беньямина погранслужба Испании, потрясенная его самоубийством, изменила своё решение, и беженцы смогли благополучно добраться до Лиссабона, а оттуда доплыть до американского берега.
Брат Беньямина был убит в 1942 году в немецком концлагере. Этих спасшихся людей ждала бы точно такая же судьба.
Несмотря на самоубийство, испанцы похоронили Вальтера Беньямина на территории католического кладбища.
Наверное, они, как и я поняли, что он, «смертию смерть поправ», спас обреченных на гибель людей.
В числе спасённых была Анна Харент, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма. Она привезла в США один из черновиков работы Беньямина «О понятии истории» и опубликовала её, назвав «Тезисы по философии истории».
Друзья мыслителя собрали всё им написанное в архив, который сейчас хранится в Берлинской Академии искусств. Его книги издаются в России издательством Ad Marginem.
Свидетельство о публикации №220032400914