Заражение, 2011

Ай да Содерберг! Ай да экстрасенс!

Стивен Содерберг снял «Заражение» в далёком 2011 году и не думал, не гадал, что в 2020 его фильм станет одним из самых популярных и обсуждаемых. А обсудить действительно есть, что.

Сначала я подумала: надо посмотреть. После просмотра некоторое время сидела, раскачиваясь из стороны в сторону и спрашивала себя: зачем я это сделала. Решение нашлось быстро - присоветовать глянуть «Заражение» таким же впечатлительным друзьям, чтобы не только мне было крипово. У меня как раз нашлась парочка индивидов, пылящихся на удалённой работе в Москве и Воронеже. Итог: меня матерят на два человека больше, чем раньше.

Короче, тем, кто не смотрел это кинишко, могу сказать вот что: если вы слишком восприимчивые, то лучше не надо. Тем, у кого нервы, как стальные канаты, говорю: пристегните ремни и погнали.

Сюжет

Всё действие «Заражения» разворачивается вокруг вспышки эпидемии неизвестного ранее вируса, зародившегося где-то в Китае и за считанные дни распространившегося по миру.

После деловой поездки в Гонконг скоропостижно умирает молодая женщина Бет Эмхофф (Гвинет Пэлтроу), а следом за ней – её маленький сын, однако муж Бет – Митч (Мэтт Деймон) не заболевает. Оказывается, что у него иммунитет к вирусу, пожирающему всю планету. Митч пытается уберечь от эпидемии свою дочь, частично унаследовавшую иммунную систему, способную сопротивляться этой гадости.

Болезнь очень заразна, быстро и агрессивно развивается в человеческом организме и приводит к смерти за какие-то несколько дней. ВОЗ кумекает, как быть, и рассылает спецов в очаги заражения. Доктор Орантес (Марион Котийяр) едет в Макао и Гонконг, где пытается выяснить, как Бет подцепила вирус, а доктор Эрин Мирс (Кейт Уинслет) мчит в Миннеаполис, чтобы проверить всех контактировавших с Бет и помочь оборудовать госпитали для растущего числа заражённых.

Вирусолог Элли Хекстолл (Дженнифер Эль) вместе с напарником изучает природу происхождения микробины и старается разработать вакцину.

Доктор Эллис Чивер (Лоуренс Фишборн) из Центра по контролю и профилактике заболеваний тайком звонит супруге и просит покинуть город, но случайно провоцирует начало паники.

Алан Крумвьеде (Джуд Лоу), жадный до славы блогер не в себе, понимает, что пришёл его звёздный час. Алан готов на всё, лишь бы поднять престиж своей говностранички – даже рекламировать лекарство от вируса, которое ни от чего на самом деле не лечит. Как говорится, кому война – кому мать родная.

Смертность, тем временем, достигает 20%. В мире нарастает паника, товары в магазинах исчезают, начинаются вандализм, беспорядки. Военные оцепляют города на карантин, пока политиков заботливо эвакуируют караванами специальных самолётов.
Что-то мне это всё напоминает…

Плюсы

Не знаю, хорошо это или плохо, но Содерберг обалденно нагнетает атмосферу уже в самом начале - когда зритель видит первые кадры кашляющей в аэропорту Гвинет Пэлтроу, а внизу красным написано: «День 2». Она лапает руками орешки в блюдечке, хватается за стеклянный стакан, мацает кредитку и передаёт её официантке для расчёта. Все эти тактильные контакты намеренно сняты крупным планом. Зрителю сразу дают понять, что скоро в киношном мире будет нормальный такой движ: шатающиеся заражённые, прикашливая и обмахивая покрытой испариной лица, едут на работу, хватаются за поручни метро, автобусов, пожимают руки клиентам, начальникам, обнимают родственников. Механизм распространения вируса в современном мире показан буквально на пальцах – чик, и всё человечество агонизирует от неизвестной эпидемии.

Часто на экране мелькает пояснение «День 2», «День 47», «День 133» и так далее. Тоже, знаете ли, способствует нарастанию напряжения, когда зритель видит, какой срок проходит между первыми случаями и очередями за готовой вакциной.

Помимо нагнетания через свето- и цветопередачу в фильме присутствует грамотная драматургия. Сценарист Скотт Бёрнс отлично сработал. Почти все персонажи оказались к месту, и каждый несёт свою сюжетную нагрузку, показывающую аспекты человеческой психологии, когда речь идёт о столкновении с агрессивным смертоносным вирусом.

Обалденный актёрский состав. Мэтт Деймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр и другие не такие именитые, но не менее талантливые актёры вывезли эмоционал фильма на пять с плюсом.

Кейт Уинслет блестяще показала Доктора с большой буквы, готового прежде всего помогать другим, а уже потом позаботиться о своей персоне. У неё получилась потрясающая героиня, благодаря которой люди и доверяют врачам в подобные тяжёлые моменты. Она сама идёт к заражённым, посещает их квартиры, опрашивает контактировавших с ними людей и готова поделиться с больным собственным одеялом.
 
Туда же персонажа-вирусолога доктора Элли Хекстолл. Когда она колет себе препарат, а потом идёт без защиты в госпиталь, чтобы проверить, действует ли только что созданная вакцина, сидишь и думаешь: вот это, я понимаю, научный работник. *Нет, я не призываю кидаться, что называется, рогами на «Сапсан», но и убегать от больного врачи не должны. Как не должен главный инфекционист Ставрополья хериться от властей с симптомами коронавируса, щедро рассыпая бациллы на лекциях, бл@ть!*

Очень удачно был добавлен паскуда-блогер Алан. Джуду Лоу удалось сыграть хмыря, у которого практически нет ничего святого, а башка забита лишь манией величия, и пандемия смертельного вируса воспринимается им как выигрышный лотерейный билет. Он бессовестно врёт своим подписчикам, число которых растёт день ото дня, плетёт лажу о заговоре ВОЗ и Американского правительства с целью сокрытия готовой вакцины. Короче, мутит воду, получая от этого удовольствие. И это чуть ли не самый занятный герой после, разве что, вирусологов и докторов. Потому что в наш век, где каждый пятый – «успешный блогГер», втирающий дичь подписчикам, надо быть особенно избирательным по отношению к информации.

Научность в «Заражении» не ущемлена ради драматургии. Героини Кейт Уинслет и Дженнифер Эль говорят длинные монологи, посвящённые механизмам возникновения и распространения вируса, а также – витиеватыми непонятными профессионализмами поясняют вероятные способы справиться с эпидемией, охватившей без палого половину планеты. 

От кадров пустых аэропортов, торговых центров, спортивных залов, заваленных мусором улиц волосы становятся дыбом. Потому что сейчас можно увидеть ту же картину в реальности: взглянуть на фотографии городов той же Италии или на безлюдные аэропорты столиц всего мира. Крипота…

Минусы

Ну да, линия Марион Котийяр как-то провисла на общем фоне, хотя некоторые герои двинули коньки от вируса и освободили экранное время для новых действий.
Содерберг попытался впихнуть в фильм слишком много, и кое-где сюжет идёт поверхностно, но и на том спасибо. Потому что в основном всё на высшем уровне. И экшОн, и драма, и занятная научная информация.

Иногда смотреть скучновато, но это, пардон, и не боевик. А фильм-катастрофа о неизвестной бацилле. Поэтому сидите и вникайте, граждане-дорогие-хорошие.
 
Итого

Слушайте, нормальное такое кино о вирусе и способах борьбы с ним. Сейчас, конечно, особенно страшненько его смотреть, но, будь всё путём в нашем мире, «Заражение» не стало бы менее актуальным.

Содерберг убедительно показывает, насколько человеческая цивилизация хрупка, и как в одночасье всё может рухнуть, словно тщедушный карточный домик. Фильм ещё раз говорит, как важны профессионализм и человечность, желание помогать своему ближнему не ради славы, а просто потому, что все мы люди. И живём в одном мире.
Особенной жути нагнал финальный эпизод.

После того, как зрителя успокоили, показав контейнеры с вакциной, а изобрётшая её доктор Хекстолл, отправила штамм вируса на заморозку вместе с побеждёнными свиным гриппом и атипичной пневмонией, идёт фрагмент под названием «День 1». Ещё живая героиня Гвинет Пэлтроу веселится в Китае и заражается вирусом от прикосновения к руке повара, который готовил свинину. Свинину, купленную на ферме. Ферма стоит посреди зелёного тропического леса. В лесу водятся летучие, мать их, мыши. Занавес…

IMHO

Чтобы прочитать этот раздел, переходим по ссылочке в мой уютненький ЖЖ блог

https://galka-zheglova.livejournal.com/8941.html


Рецензии