Родословная 5 Таня

 В старом маленьком домике я спала на кухне с бабушкой, а мой маленький братик с родителями в комнате. Родители работали на маслосыркомбинате. Отец на молоковозе возил молоко из ближайших деревень, а мама работала бухгалтером в цехе плавленных сыров. Мама вышла на работу, когда братику исполнилось 2 месяца. В те времена декретный отпуск давали только до исполнения ребёнку 2-х месяцев, и кормящим матерям  полагался 1 час рабочего времени на кормление младенцев. Мы жили в 10 минутах ходьбы от комбината и мама бегала с работы, чтобы кормить грудничка. Кормила она его больше года  и долго не могла отлучить от груди. Он топал за ней и требовал "дай титю". Говорить он начал рано - с полутора лет.
 Ещё помню, когда Юрик был в пелёнках, он сосал завёрнутое в марлечку, нажёванное бабушкой печенье. Родители были на работе, бабушка вышла в огород, меня оставила приглядывать за братом, чтобы не подавился. А мне чуть больше 3,5 лет и самой очень хочется попробовать, что это он так смачно насасывает. Я выдернула у него эту марлевую соску и себе в рот. Сладко. Юрик, лишившись соски, тут же заорал. Пришлось быстренько вернуть её на место. Он сразу упокоился. Я ещё раз выдернула у него лакомство. Он опять заорал. За этим занятием застала меня бабушка. Я думала, что мне сейчас попадёт. Но бабушка покачала головой, поохала, достала из буфета маленькую печеньку и дала мне, сказала при этом: "Не обижай его". Лучше бы она меня поругала. Я чувствовала себя виноватой, понимала, что совершила, что -то непозволительное, и может быть от этого (от стыда и чувства вины)печенька, которую дала мне бабушка казалась не такой вкусной.
   Помню, как бабушка ходила с нами в магазин. Юрика катила перед собой в коляске, а я шла рядом и начинала хныкать, что устала, не могу идти, тогда бабушка усаживала в коляску меня 4-х летнюю, говорила: "Держи братика крепче", и везла нас обоих, да ещё несла авоську с хлебом и бидон с молоком. Я была очень довольна - ехать лучше, чем пешком шагать. Одной рукой я обхватывала своего малявку-брата, другой держалась за край корзины коляски, и ехала, как принцесса в карете. У нас были книжки и принцессу, и карету, я себе уже хорошо представляла. Хорошо помню книжку с картинками и стихами обучающую, как надо кататься на лыжах.  Стихи из этой книжки помню и сейчас.
   Вышел лыжник из ворот        Это что за озорник   
   Собирается в поход.          Лезет в гору напрямик?
   Шапка тёплая на нём          Поднимайся с песенкой
   И тулуп с воротником.        "Ёлочкой" да "лесенкой"!
   
   Я хорошо помню свой любимый детский сад: здание, группу, веранду, игрушки, раскладушки, столики. Помню, как перед сном мы мыли ножки, садились на стульчики, ставили их на деревянную решётку, а воспитатели поливали водой из поливальничков. Я всегда старалась быстрее пообедать, чтобы занять место на самой крайней раскладушке, которая стояла у стеллажа с игрушками, чтобы лёжа на правом боку, рассматривать игрушки, и опустив руку дотрагиваться до тех, что стояли и лежали на нижней полке. Но делать это надо было очень осторожно и тихо, чтобы не заметили воспитатели.
   Ещё помню вкус горячего молока. Такой вкус был только в садике Он какой-то особенный. Я его очень долго помнила и скучала по нему. Ни дома, ни в школе такого вкуса небыло. И вот однажды, много лет спустя, уже во взрослой жизни, я залила полстакана молока крутым кипятком, и вдруг почувствовала тот самый вкус.
   Недалеко от детского сада был клуб железнодорожников с небольшим парком. В тёплое время года нас водили туда гулять. Мы бегали, играли в парке на травке. Солнышко припекало, мы снимали пальтишки, клали их на скамейки или развешивали на  ветки кустарников. Когда мама пришла забирать меня из детского сада, то моего пальто в кабинке не оказалось. Я вспомнила, что сняла его на прогулке в парке. Мама поговорила с воспитательницей и повела меня в парк. Мы искали там моё пальто, но не нашли. Всю дорогу я переживала, что потеряла пальто. Переживала весь вечер, а когда ложились спать мама сказала: "В чём же я тебя завтра в садик поведу? Утром прохладно, надо пальто, а ты его потеряла." Я разревелась. Меня стали успокаивать. Мама говорит: " Позови пальто. Скажи, что просишь у него прощения и больше никогда не будешь его забывать." Я сквозь слёзы: "Пальто, прости меня. Я никогда тебя не забуду" Тут раздался стук, как будто в двери постучали. Мама пошла за дверь и принесла моё потерянное пальто. Я обняла его, да так и заснула вся в слезах от переживаний и сомнений: как могло пальто само прийти? Но об этом я промолчала, рада была, что пальто нашлось.  Вот такой урок дали мне воспитатели и родители. Может быть немного жестокий, но зато я запомнила на всю жизнь, что за своими вещами надо следить, не разбрасывать и не терять.
   Помню свой первый новогодний утренник на заводе у мамы, как кричали "Ёлочка зажгись". А я боялась, что она загорится огнём, но на ней зажглись разноцветные лампочки. Потом кричали: "Дед Мороз иди к нам". Я никогда не видела Деда Мороза и, когда за спиной раздался сильный стук посоха о деревянный пол и громкий крик "Иду, иду!", я так испугалась, что никакими конфетами и уговорами  меня не могли заставить подойти к нему и рассказать приготовленный стишок.
   Помню, как первый раз ездила в лагерь "Пищевик" на озере Ая и, была в самом младшем отряде. Мне было тогда 6 лет. А осенью меня не хотели принимать в школу, потому что день рождения у меня в декабре и до 7 лет не хватало больше 3-х месяцев. Мама привела меня в учительскую и пришлось убеждать учителей песнями, танцами, сказками и стихами. Я очень старалась и выдала почти весь свой "репертуар". Меня взяли с "испытательным сроком", который я успешно прошла и 8 лет училась в школе  номер 21, а потом 9-ый и 10-ый класс заканчивала в 30-й школе родного города Бийска.
   Училась я средне, но была девчонкой боевой, и когда через 4 года после моего поступления в школу, мама привела Юрика, моя первая учительница взмолилась: "Ой, Александра Ивановна, я вас очень уважаю и благодарна вам за помощь, которую вы оказываете в родительском комитете, но избавьте меня, пожалуйста,... запишите сына к другому  учителю". Мама убедила Антонину Агеевну, что с братом мы, как земля и небо, что Юрик очень тихий и спокойный, и учительница сдалась.
   И действительно Юрик был тише воды и ниже травы. Выпуская его после начальной школы, Антонина Агеевна говорила маме: "Лучше бы он был, как Танюшка. А то: понял - молчит, и не понял - молчит"
   В начальной школе меня считали почти хулиганкой: то голову кому-то разбила, то крышку от парты и классную доску оторвала, то на учительницу с лестницы плюнула. Но всё на самом деле было не так. Не справедливо по отношению ко мне. Я никогда не хулиганила, не делала ничего плохого, просто так складывались обстоятельства и были недоброжелатели  способные подставить или свалить всё на другого и позлорадствовать.
   А на самом деле было так.  Туалет был на улице, за углом школы. И на перемене те кто бежал в туалет сталкивались на углу школы с теми кто бежал из туалета. И однажды я третьеклассница на этом злосчастном углу столкнулась с первоклассником. Оба мы бежали с разных сторон и столкнулись неожиданно, а так как весовые категории у нас разные, то и результат столкновения у каждого свой. Я резко остановилась, а он упал на спину и ударился головой о камешек. Быстро подскочил на ноги, заплакал, схватился рукой за затылок, и я увидела, что у него текла кровь из под пальцев. Я сильно испугалась и мне было очень жаль мальчика. Всё это было на глазах учеников, которые закричали, что это я разбила голову мальчишке. Меня послали за родителями, а мальчика увезла скорая. Я сильно переживала, но виноватой себя не считала, это же просто несчастный случай, я же не хотела этого, просто так не хорошо получилось, и мальчишку очень жалко.
 Крышка от парты и доска тоже сами оторвались. Просто я оказалась последней кто к ним при этом прикоснулся. Классную доску мы вытирали тряпкой, а так как до верха не доставали, то шли по желобку для мела и тряпок на нижнем крае доски, одной рукой держась за верхний  край. Все так делали, но вот рухнула она почему-то подо мной. Когда учительница вошла в класс, доска висела только на одном гвозде. "Кто оторвал?" Всё показали на меня. "За родителями!" Пришёл отец с молотком и гвоздями, прибил доску, а заодно и все парты отремонтировал. Он же столяр и плотник и вообще самый лучший на свете папа! Никогда меня не ругал и пальцем не трогал. Он меня любил. Я была папина дочка, а Юрик - мамин. От мамы мне попадало, от папы никогда. А попадало чаще из-за Юрика. Из-за этого маленького тихони, которого я должны была везде брать с собой, а мне не очень то этого хотелось, потому что из-за него я не успевала за сверстниками, а мне хотелось быть всегда впереди всех, выше всех, быстрее всех. Я его частенько бросала, оставляла одного и за это мне  попадало от мамы.
   А тихоня был ещё и хитреньким. Жили мы не богато и нас всегда учили бережно относиться к своим вещам, беречь одежду и обувь. Тихоня ничего не берёг. Однажды я увидела, как он намеренно дорывает подошву от сандалий. Спрашиваю: "Зачем рвёшь?". Отвечает: "Новые купят".
   Родители не разрешали нам купаться в Ковалёвском озере, но мы всё равно ходили на берег и Юрик купался. Когда пришли домой, мама начала его ругать: "Кто тебе разрешил купаться?" Он: "Я не купался. Было жарко, я только голову намочил". "А задницу ты где намочил?"  Трико ещё не просохло и выдавало вруна. Попало обоим. Юрику за то что купался, мне за то, что не следила за ним.
   Бабушка учила нас полоть грядки. Показывала, как надо выдёргивать сорняки с корнем, прихватывая их у самой земли. Я, как всегда на совесть, старательно полола, а Юрик отщипывал макушки, пропускал сорняки. Бабушка объясняла, показывала, снова объясняла и, наконец не выдержала и рассердилась: "Иди отсюда. Лучше самой всё делать, чем за тобой переделывать" А он только этого и добивался. Развесёленький хитруля побежал на озеро купаться, а прилежная Танюшка весь день с бабушкой грядки полола. Где справедливость? 
   У моей школьной подруги Люды Рубцовой была пластинка Робентино Лоретти " Санта Лючия" А у меня был голос почти, как у Робентино. Я хорошо пела и ходила на вокал в дом пионеров. Благодаря хорошей детской памяти, я на слух выучила один куплет "Санта Лючии" на итальянском языке. Даже сейчас помню:
   Сульмаре лючика      И перевод: В лунном сиянии 
   Лястро довженто                Море блестает
   Плячи далёндо                Ветер попутный
   Просперо львенто                Парус вздымает
      Венито ляджелье                Лодка моя легка
      Барче томия                Вёсла большие
      Санта Лючия                Санта Лючия    
      Санта Лючия.                Санта Лючия.

   Было мне тогда лет 9-10. Спела в классе после уроков. Всем понравилось. И потом много раз повторяла на "бис". Когда уроки заканчивались, я исполняла своё соло и только тогда все расходились по домам.
   В пятом классе начинались первые дружбы и первые записки. Я была далека от этой темы и ничего не понимала. И вдруг получаю записку: "Давай с тобой дружить. Если согласна, то ответ положи в пенал Коле Чернышову. Юра Волокитин" У более старшей одноклассницы, второгодницы Люды Сидоровой я узнала, что "дружить" с мальчиком это значит, он будет провожать меня из школы домой, носить мой портфель, а в выходной можно с ним куда-нибудь сходить, например в кино. "Соглашайся" - сказала она и даже позавидовала мне. На клочке бумажки я написала "Согласна" и сунула записку в пенал Коле Чернышову, который сидел за мной. После уроков Юра Волокитин нёс мой портфель, а я как-то неловко себя чувствовала, потому, что одноклассники косились и хихикали. Хорошо, что мой дом всего в 100 метрах от школы.
   Так продолжалось ещё два дня, а на третий день я получила записку от Коли Чернышова: " хочу с тобой дружить. Ответ положи в пенал" Я сразу представила, как мы втроём идём из школы, они по очереди несут мой портфель, а в воскресенье мы пойдём втроём в кино в клуб железнодорожников. Справа Юра Волокитин, слева Коля Чернышов. Втроём веселее.  Написала "Согласна" и положила ответ Коле в пенал.
   Закончились уроки. Не успела я застегнуть пальто, как получила ранцем по спине, потом ещё раз и ещё. Ничего не понимая, я выбежала из школы, а Юра Волокитин бежал за мной и размахивал ранцем. На улице он сбил меня с ног и напихал за шиворот снега. На следующий день погоня  повторилось, но я успела добежать до дома и закрыть калитку. Я ничего не понимала, за что он бьёт меня?  Сидорова объяснила. Оказывается он хотел проверить верна ли я ему и, написал записку якобы от Коли Чернышова.
   Вот так глупой девчонке объяснили, что дружить можно только с одним мальчиком и не изменять ему. Больше я с мальчиками в школе не дружила.


Рецензии