Л. Баяндина-Гизингер. Мои воспоминания. Ч. 4

Папин друг, русский человек, инженер завода "Тяжстанкопресс" посоветовал мне с учетом профиля учебы устроиться на работу на этот завод.
Приняли меня в Центральную заводскую лабораторию подсобной рабочей. Как же было все интересно!
Здесь я встретила будущего своего мужа русского Юру Баяндина, у которого, как позже узнала, тоже по злому навету репрессирован и умер в ссылке отец, ранее участник гражданской войны.
Когда его ночью арестовали, жена с четырьмя детьми, получив статус "врагов народа", была изгнана из казенной избы в селе Смоленское Алтайского края и далее натерпелись унижений и лишений, как и многие граждане нашей многострадальной Родины.
Конечно, после 1953 года началась "оттепель", я вплотную занялась восстановлением документов, чтобы великая труженица моя престарелая свекровь получила документы на реабилитацию и пенсию. Я это сделала. Она плакала от радости и благодарности.

Уважаемые читатели!
Всегда и везде при любой возможности восстанавливайте справедливость, делайте добро людям. Это даст вам столько радости в жизни.
Вот сейчас вспоминаю. Я уже взрослая, мать двоих дочерей, оканчиваю вечерний техникум и вуз. Сижу "на стуле" начальника планово-производственного отдела филиала союзного проектно-технологического института станко-инструментальной отрасли и "выпендриваюсь" перед старшим по возрасту одним из начальников отдела.
В результате деловой "беседы" он мне сказал: "Учтите. Самый плохой мир лучше хорошей войны". Спасибо. Я постигла эту истину.

Продолжу. Очень интересно было работать на этом заводе. Я столько узнала нового, особенно в сочетании с науками в техникуме вечером после работы.
С первой зарплаты купила себе наручные часы. Деньги отдавала маме, которая тоже стала работать в поликлинике медсестрой. Сестричка Рита училась тоже в станкостроительном техникуме, но на дневном отделении.

Заканчивался 1954 год. И вот однажды, заплатив комсомольские взносы, зашла в комендатуру для очередной отметки. За столом новый комендант. У него было доброе лицо. Я расписалась и вдруг разразилась слезами и, бросив на стол комсомольский билет, разревелась навзрыд: " Я больше не хочу быть комсомолкой!" - "Что с Вами, Людмила?".
Успокоившись, я ему рассказала историю о том, как мне пришлось покинуть водный институт. Слушал он внимательно и сказал: "Все это опиши - отправим в Москву. Через пару недель заходи".
Дома мама меня отругала: "Ты нас когда-нибудь посадишь! Никогда никому не пиши!". А я написала втихаря (всю жизнь верю в справедливость), принесла коменданту.
Через пару недель получаю от МВД СССР "Справку ... в том, что с 14.10.1950 г. по 16.12.1954 г. находилась на спецпоселении в Новосибирской области. На основании указания МВД СССР от 16 июля 1954 года с учета спецпоселения снята и следует к избранному месту жительства".

Вот так, опять я - белая ворона. Мама - спецпереселенка. А я, получив досрочное освобождение, "следую" в свою зону, где уже нет папы, бабушки Маргариты, а я - свободный человек. Не захлебнуться бы от нахлынувших эмоций и воспоминаний.

Быстро время летит. Меняются политики, не меняются вечные истины.

Наверное, почти каждый переживает в жизни и трагедии, и радостные события, минуты отчаяния и разочарования и больших обид. Но... если человек живет в любви к семье, к стране, где он родился, где захоронены его родители, если он любит отечественных выдающихся ученых, писателей, музыкантов, умельцев - эти чувства сопричастности ослабят пережитые горькие события унижений и обид. Я так думаю и так себя ощущаю.

Моя жизнь подходит к концу. Я встретила многих интересных, умных, добрых людей, общаясь с которыми уходили боль и унижения, и хотелось и хочется жить, работать и наслаждаться красотами Родины и нашей удивительной планеты Земля.

Я рада, что всю жизнь и ныне на ее закате мне «до лампы», какой национальности человек. Главное, что он - порядочный, что «пригодился, где родился», так же, как и где не родился.
Брать бы нам друг у друга хорошее, не врать ни сейчас, ни после и помнить, что зло рождает зло. Спасибо, что прочитали. Не огорчайтесь за меня. Мне здорово повезло, я прабабушка дважды, а мои дети и внуки россияне.


                Баяндина (Гизингер) Людмила Виллибальдовна.


Воспоминания опубликованы в книге «Обнаженная правда», изданной при поддержке и участии Новокузнецкой ассоциации жертв политических репрессий и администрации города. Новокузнецк, 2014.


Рецензии