О 1942 годе и дневнике Сергея Горностаева


         Не прочитай Ольга Хамдохова один из моих рассказов на Проза.ру, не поинтересуйся я личностью читателя и не попади мне на глаза её «Дневник 16-летнего юноши», не узнал бы я об этом пронзительном документе нашей истории. Спустя 5 лет после его публикации.

Все мы очень разные – и писатели, и читатели. У каждого за плечами своя жизнь и свой взгляд на неё. Об этом, в частности, свидетельствует и дискуссия, развернувшаяся вокруг дневника Сергея Горностаева. Мой взгляд – это взгляд 87-летнего ветерана, 8-летним пацаном бежавшего от войны из Ростова-на-Дону и едва не угодившего в события, описанные в этом дневнике. Мой отец воевал в тех краях – на Северном Кавказе и писал о них в письмах нам с мамой. Эти письма сохранила моя мама, а я их опубликовал:

Виктор Файн. История семьи и военной разлуки в письмах – М., издательство «Триумф», 2018, 118 с. https://www.triumph.ru/news.php?id=151, https://books.google.ru/books?id=k81RDwAAQBAJ.

Исследователь, я интересовался другими подобными свидетельствами моих родных и описал их в своих книгах, например:

В.Я. Файн. По следам таганрогских родичей. М.: издательство Триумф, 2015 – 414 с. https://books.google.ru/books?id=fB-WCgAAQBAJ.
Виктор Файн. Семейные архивы раскрывают тайны Великой Отечественной войны – М., издательство «Триумф», 2019, 200 с. - https://www.triumph.ru/news.php?id=222.

И пишу я эти строки в Москве, пребывая на карантинной самоизоляции в связи с пандемией коронавируса – новой напасти, обрушившейся на человечество. Условия, заставляющие заново задуматься о нашем месте и нашей роли в изменившейся действительности. Подобно тому, как военное лихолетье заставило Сергея Горностаева вести свой дневник.

Прежде всего, я хочу выразить свою благодарность Ольге Хамдоховой, открывшей и опубликовавшей этот дневник. Хочу несколько остудить страсти, разгоревшиеся вокруг личности автора дневника. Сергей Горностаев – такой же герой, как и миллионы других, ставших на защиту Родины и отдавших за неё свою жизнь. И уж никак не власовец, каким его кто-то пытался представить. Да, он не Олег Кошевой, не Александр Матросов и не Зоя Космодемьянская – ярчайшие представители того же поколения, громкого подвига не совершал. У него другая роль в истории: он – важный свидетель. Умный, наблюдательный, пытающийся осмыслить происходящее. Он не мог всего знать и всё правильно оценивать. Но именно такие свидетельства позволяют последующим поколениям узнать и понять то страшное время. Важны любые свидетельства участников войны. А любой дневник, описывающий события по горячим следам, интереснее воспоминаний, написанных годы спустя, когда стало известно, чем всё это закончилось.

Сколько ещё подобных свидетельств лежат в семейных архивах – писем, дневников, фотографий, документов! Их нужно выявлять и передавать тем, кто сумеет их сохранить и заставить их заговорить.

Это было страшное время и страшная война. Её нельзя упрощать до примитивной схемы: оккупанты-немцы и мы. Все были разные – и оккупанты, и мы. Против нас воевали не только немцы. Были там и румыны, и итальянцы, и словаки – бог знает, кто ещё. И немцы были разные. Не все – зверствующие эсесовцы, были те, кто изначально стали на нашу сторону и сражались рядом с нашими. Были лояльно относившиеся к населению. Были те, кого удалось распропагандировать, они сдавались в плен, некоторые становились под знамёна Национального комитета «Свободная Германия». Не зря работали наши пропагандисты. Я писал о них – о тех, кого организовывали мой тесть полковник Иосиф Брагинский (после войны ставший учёным-востоковедом мирового уровня) и его соратники по Главному политическому управлению Красной Армии. И о таких, как моя двоюродная сестра Софья Тарханова, кто с микрофоном в руках вёл пропаганду на передовой, из окопов.

И «наши» воевали против нас – власовцы, бандеровцы, полицаи… И такие были, кто встречал оккупантов как «освободителей» и помогал им. И советские власти разгром командного состава, в том числе и высшего, учинили накануне войны. И немецких коммунистов, готовых сражаться с гитлеровцами, выдавали гестапо. Много чего было… Не будем забывать всего этого, когда читаем материалы, подобные дневнику Сергея Горностаева.

Прошло 5 лет со дня публикации этого дневника. Я не знаю его судьбы. Вероятно, глубоко спрятался, растворился в огромной массе публикаций на Проза.ру. Ведь только благодаря стечению случайностей он попался мне на глаза. Место ему – в музее. Таком, как Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Там обеспечат ему необходимую сохранность (бумага – не вечная, со временем в пыль превращается) и необходимую публичность. Особенно сегодня, в канун 75-летия Победы. Дневник должна сопровождать подробная история его обнаружения.

А работу Ольги Хамдоховой стоит поощрить и пропагандировать. Молодец она! Побольше бы таких неравнодушных хранителей нашей истории.

 
Файн Виктор Яковлевич (19.02.1933, Ростов-на-Дону) – химик-исследователь, технолог, литератор, журналист, историк. Принадлежит к поколению военных детей: восьмилетним познал бомбёжки, гибель многих родственников, гибель дома со всем имуществом, тяготы эвакуации в пермскую глушь, голодные военные и послевоенные годы. Окончил с отличием химический факультет Ростовского университета, аспирантуру Московского НИИ органических полупродуктов и красителей (НИОПиК) и Московский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минхимпрома. Кандидат химических наук.
13 лет работал в филиале НИОПиК при Рубежанском химкомбинате, флагмане анилинокрасочной промышленности СССР, где прошёл путь от лаборанта до старшего научного сотрудника. Учёный Секретарь Луганского областного правления Всесоюзного химического общества имени Д.И. Менделеева.
Главный технолог крупного отделения НИОПиК в Москве. Один из армии специалистов, трудами которых создавалась послевоенная химическая промышленность СССР: на личном счету пуск трёх крупных промышленных цехов, разработка технологии и промышленное освоение 18 новых производств. Автор около 200 научных работ и изобретений, докладов на всесоюзных и международных научных конференциях, в том числе 5 научных монографий. Имеет правительственные награды. Удостоен включения в американский справочник «Who’sWho in the World» и в биографический справочник «2000 интеллектуалов XXI века за границей» (Кембридж, Англия). В 1993-1997 гг. работал главным специалистом научного издательства «Фазис» в Москве.
Пенсионером работает над историей родственных семей – автор 16 книг и более 20 статей, где восстановил в общественном пространстве имена и творчество многих ярких их представителей – тех, кто осуществлял индустриализацию СССР, защищал страну в годы войны, поднимал её из руин после войны, развивал её культуру.


Рецензии