Мой Ленинград

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Впервые я попал в этот город летом 1967 года. Это была экскурсия для таких же, как и я, девятиклассников. Жили мы в общежитии какого-то техникума на Московском проспекте, недалеко от арки «Московские ворота».  Погода в это время была прекрасная, цвела сирень, которая в Харькове уже давно отцвела. Мы ежедневно ездили на экскурсии. Причём, не на автобусе, а городским транспортом. Особенно нравилось метро. Некоторые ребята, чтобы насладиться ездой на эскалаторе, набирали пятаков и ездили по нескольку раз, то спускаясь, то поднимаясь. Мы посетили множество музеев и достопримечательностей: и Зимний дворец с Эрмитажем, и Исаакиевский собор, и Русский музей, и Казанский, в котором был музей религии. И другие места. Ездили, конечно, и в Пушкин, любовались Петергофом, где пытались пробежаться под фонтанами, которые включали спрятавшиеся невдалеке операторы.

Это были белые ночи, которые до этого я никогда не видел. Помню, как дожидался момента, когда разведут мосты. Это было 30 июня. В этот год в этот день ленинградские выпускники отмечали свой выпуск, и все пришли к Дворцовому мосту увидеть этот миг. Потом я брёл через весь Ленинград к своему общежитию. Удивительно, но нашел его.

Здесь я посмотрел в театре Ленинского комсомола спектакль Сирано де Бержерак. Позднее, уже в более поздних поездках я регулярно ходил в театры. Был в Мариинском театре, театре эстрады, ходил на концерт Аркадия Райкина. 

Тогда, в девятом классе я понял, почему отличается Ленинград от других городов. И это притом, что всё время у меня было ощущение, что из Харькова я и не выезжал. А отличие я видел в людях. Их отношении в другим людям и окружающей природе. Вспоминаю, как я не удержался в троллейбусе, потянулся к поручню и задел рукой лицо другого пассажира. Я не успел ещё извиниться, как тот уже извинялся передо мной, за доставленное мне неудобство. Я был просто в шоке. В Харькове я бы получил уже порядочное количество матерных слов и предложение «лучше держаться». И таких ситуаций было немало.

И, конечно, я любил ходить по магазинам. Покупал разные сувениры, книги и т.п.

Второй раз я был в Ленинграде уже на четвёртом курсе института. В Ленинграде жили мои родные. Тогда я знал только дядю Леню и его семью. Со Светланой мы чудесно играли в Фатеже, куда иногда она приезжала летом. В первый раз я не решился позвонить им. А вот в 1972 году папа созвонился и я смог приехать к ним. Несмотря на то, что у дяди Лени было, если так можно сказать «тесно», меня приняли, как родного. Вот тогда я сам находился по Питеру…. Я садился на Васильевском острове на какой-нибудь трамвай, и ехал в самую глушь. Потом пешком возвращался домой.  Посмотрел все музеи, побродил по Петропавловской крепости и по набережной Невы.

Ленинград единственное место, где меня оштрафовала милиция за нарушение правил дорожного движения, как пешехода. Произошло это, когда я взял и, по своей харьковской привычке, перешел в середине Благовещенского моста с одной стороны на другую. Мне хотелось сделать фото замерзшей Невы с разных сторон моста. Ну, перешел, и перешел. На мосту не было ни машины, ни людей. Когда я подойдя к концу моста, ко мне подошел милиционер и сказал, что переходить было нельзя. Предложил заплатить штраф. Чего я ему только не говорил. И то, что я не ленинградец, и то, что из маленького города, и то, что у меня нет денег, которые есть только на то, чтобы добраться домой…. На него ничего не действовало. Он только мило улыбался, качал головой и предлагал оплатить штраф. Пришлось уплатить какие-то полтора рубля.

После службы в армии я тоже, уже вместе с семьёй, съездил в Ленинград. Мы тогда тоже походили по  городу, съездили в Петергоф в гости  к Лёве. Тогда в Гостином дворе я купил себе горнолыжные ботинки. Вспоминаю, как ходили на экскурсию в Кунсткамеру, в Зоологический музей, где работала моя племянница, Инна, на крейсер «Аврора». Лет 10 не мог потом пить гранатовый сок, так как отравился им выпив его в одном из магазинов возле крейсера.
В то же время встречался и с Ирой и Галиной, своими родственниками по линии брата отца, Николая. Они жили на Петроградской стороне. К сожалению, эта встреча была последней.

В 1990-94 годах я часто ездил в Питер. Ездил по работе. В Питере разрабатывались регистраторы полётных данных «черные ящики» для новых самолетов. Мне приходилось составлять схемы их контроля на НАСК.

В один из таких визитов мне пришлось принимать участие в похоронах дяди Лёни. Было больно и грустно. Я, как и мой отец, считал его главным в нашем роду. По-моему, это был один из  моих последних визитов в Питер. Теперь, думаю, время знакомиться с городом моим детям. Маша и Дима уже были. На очереди младшие.


Рецензии