Стразики жизни часть третья

В жизни каждого человека есть моменты, которые запоминаются не только надолго, но и отмечаются в памяти яркими звездочками. В общем–то серой ленте бесконечной череды событий вспыхивают маленькие и яркие или крупные и мощные огоньки явлений, выделяющихся особым цветом или яркостью. И мгновенно, услужливая память представляет более или менее полную картину воспоминаний, а также ощущения реальности прошедшего времени. Припоминаются отдельные моменты, окрашенные чувствами, переживаниями, красками природы, запахами степи, лесной чащи, болота или горных вершин. Иногда воспоминания окрашиваются даже тактильными ощущениями, сигналами боли, страха, радости, душевного волнения или умиротворенного спокойствия.

Почему-то захотелось сразу назвать яркие мгновения жизни «стразиками». Потом подумал, что стразы - это блестящие светлые камешки. В то время как события жизни окрашиваются в самые разнообразные цветовые оттенки. Романтические случаи хорошо ассоциируются с розовым и красным цветами. Природные явления могут быть окрашены зеленый или голубой, осень красит мир в желтые и багряные цвета. Торжественные даты напоминают блеск бриллиантов или томность турмалина. Как всегда, выручил всезнающий интернет. Оказалось, что стразы имеют больше сотни цветов и оттенков! И для моих воспоминаний данной палитры вполне достаточно. Для удобства читателей все стразики жизни расположены по группам.

Время одноразовых вещей


С чего началась эпоха одноразовых вещей? Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется – с одноразовой посуды, а именно с бумажных стаканчиков. Я их помню с покупки порции мороженного с красивой уличной тележки в глубоком детстве. Но хорошо помню, что мне это не нравилось, я предпочитал вафельные стаканчики. Потом бумажные стаканчики разошлись по предприятиям быстрого питания, из них пили минеральную воду, лимонад. В начале 70-х во время демонстрации трудящихся, посвящённой очередной годовщине великого Октября, по пути следования колоны преподавателей института, умный директор магазина «Продукты» организовал продажу наборов для поддержки замерзающих демонстрантов. В набор входило: бутылка водки, два замечательных плавленых сырка «Дружба» по 28 копеек и три бумажных стаканчика в подарок. Отличная «столичная», налитая в бумажный стаканчик, приобретала восково-картонный вкус. И это относилось к содержанию любого напитка, налитого в подобную тару.
 Из одноразовой посуды мне больше всего понравились стаканчики, изготовленные на природе из огурца средних размеров. Огурец разрезается поперек пополам, выбирается сердцевина, а внутрь наливается напиток. Очень вкусно и безотходно. Тара съедается.

Потом широкое распространение получили целые комплекты одноразовой посуды, затем одноразовые шариковые ручки, зажигалки и прочее. Все это стоит дешево, но дорого обходится нашей планете Земля. Горы мусора, содержащие в основном одноразовую посуду, пакеты, пластик и прочее стали проблемой номер один для экологии всех стран. После предметов повседневного обихода в список «одноразовых» включились: домашние приборы, электронные устройства, техника и оборудование для ремесла, сада и огорода, мебель, одежда, жилые и производственные помещения, автомобили. Завершает список «одноразовых», как ни странно, - люди. В период появления одноразовых ручек «БИК» среди «бичей» (безработные и бездомные жители побережья, первоначально, а потом получило распространение и на материк) появился специфический термин «бикса», что означало – одноразовая подруга жизни.
 К величайшему сожалению, вместе с появлением одноразового мира вещей, что определено безудержной погоней мира капиталистов за прибылью и насаждением культа общества потребления – человек воспитывается как квалифицированный и слепой потребитель – купи…купи все. Нет денег – возьми кредит, нет денег – возьми ипотеку. Опять нет денег на погашение кредита – возьми новый кредит. Закредитованность населения - общемировая проблема. Россия – в первых рядах. Благодаря МФО (микро финансовым организациям) точную сумму задолженности населения нашей страны не знает никто. Изменилась окружающая среда – меняется и человек. Деньги, нажива и. чисто русское понятие, «халява» - стали править обществом.
 Люди не стали хуже по своей сути – их формирует агрессивно пагубная среда общества потребления. Будем надеяться, что новое поколение детей – поколение «АЛЬФА», станет лучше, и очистится от скверны потребительства.

Одноразовые автомобили

Я очень люблю автомобили. Так получилось, что я с ними связан с детства. Считаю, что машина - член семьи, любит чистоту, заботу, смазку и ласку, хорошую одежду и питание. Авто в семье имеет имя, жилище и приличный комплект обуви и косметики. Так, наш семейный автомобиль «Запорожец» модификации «М», имел имя «Маруся». Последующие машины имели либо ласкательные имена (Гольфец, Фордец), либо сходное имя по модели.

Проходя обучение в аспирантуре, я шел пешком в сильный мороз с шахты, и меня подхватил водитель грузовика «ЗИЛ-130». Спасибо ему, иначе бы я имел реальный шанс замерзнуть в степи. Мороз был не очень сильный – около 25 градусов, но резкий ледяной ветер продувал насквозь пальто и тело. В ухоженной очень теплой и чистой кабине на передней панели было выбито мудрое изречение, прямо  по краске до чистого металла, красивым печатным шрифтом «Шофер люби машину, она не женщина – не подведет». Да, заметно было, что машину водитель очень любит, но, видать, противоположный пол допек его весьма и весьма.

Уже в возрасте 6 лет я прогревал зимой двигатель автомобиля «Победа», пока отец «прогревался» в гостях у тещи, моей бабушки Прасковьи. Завести автомобиль «Победа» выпуска начала 50-х при морозе минус двадцать градусов, это вам не кнопку запуска нажать у современного авто. Система охлаждения двигателя заливалась водой. Перед поездкой нагревали два ведра воды. Сначала заливали в систему ведро очень горячей воды, ждали 5-7 минут, и воду сливали. Нагревался радиатор и блок цилиндров двигателя. Потом краники слива воды на радиаторе и блоке двигателя закрывали и вновь заполняли систему горячей водой. Доставали заводную ручку двигателя («кривой стартер»), настраивали заслонки качества и количества подачи топлива и заводили машину. Хорошо настроенные системы питания и зажигания позволяли запустить машину с четверти оборота заводной ручки, даже при слабом аккумуляторе. Прогревали мотор до 40-60 градусов и начинали движение на первой-второй передаче, согревая коробку передач, трансмиссию и подвеску.

Машину на стоянке необходимо было прогревать каждый час, иначе была вероятность заморозить радиатор. Для сохранения тепла накрывали капот старым ватным одеялом. Чтобы завести Победу для прогрева двигателя необходимо левой ногой выжать сцепление, отсоединив вращение коленвала от коробки передач, а правой ногой одновременно нажимать «пимпочку» стартера, длиной 10-12 сантиметров и педаль газа, расположенные по диагонали на полу кузова под рулевой колонкой. Когда двигатель схватит обороты, стартер нужно быстро отпустить, а педаль газа плавно нажать. Не очень простая задача, для мальчика 6-7 лет с небольшим размером ноги. В связи с малым ростом эти манипуляции приходилось выполнять полу сидя - полу стоя.

Второй автомобиль останется в моей памяти навсегда. Это была «Волга ГАЗ – 21» 1960 года выпуска, цвет «морская волна», много никеля, на капоте – олень, комфортный салон с большими мягкими диванами, неплохие коврики на полу. Ручка переключения скоростей коробки передач, удобно расположенная на руле, отличалась четкостью переключения и синхронизаторами на второй и третьей передачах. Мощность двигателя составляла 70 лошадиных сил при 170 нм крутящего момента, при этом число оборотов коленчатого вала двигателя не превышала 2200 в минуту. Применительно к современным автомобилям эти характеристики ближе к дизелю. Малооборотный двигатель и высокий клиренс позволял преодолевать даже серьезное бездорожье.
 Первые опыты вождения я приобрел в 15 лет, а водительское удостоверение получил в 18 лет, окончив школу ДОСААФ. С 15 лет я самостоятельно проводил техническое обслуживание автомобиля и мелкий ремонт. За все время эксплуатации Волги заменили только подшипники передней ступицы. Загудел левый подшипник. Рассыпался почти полностью сепаратор подшипника (до 1962 года устанавливался шариковый слабый подшипник, потом стали применять роликовый и проблема исчезла). Я установил на передние колеса подшипники от автомобиля «Победа» с мощным бронзовым сепаратором, которые добросовестно отработали еще 15 лет без видимых элементов износа. За все время эксплуатации – 17 лет, заменили еще диск сцепления, на котором рассыпались лепестки ступицы после хорошей пробуксовки по песку. Больше никаких замен деталей, только текущее обслуживание и мелкий ремонт.

Необходимо отметить, что Волга требовала регулярной смазки передней подвески, шарниров рулевого управления и карданного вала. По техническому регламенту две точки смазки требовали технического обслуживания через 500 км пробега, еще 13 точек – через 1000 км. Я строго выполнял все регламентные работы, и после 150 000 км пробега не было никаких нареканий по подвеске и рулевым шарнирам. Двигатель не вскрывали, расход масла между обслуживанием не наблюдался. По ходу эксплуатации проводились мероприятия по предотвращению коррозии.

С завода рессоры были помещены в брезентовые чехлы. Между листами рессоры были проложены пластиковые прокладки для плавности скольжения при преодолении препятствий. После 5 лет эксплуатации рессоры сняли, очистили, добавил еще один лист, хорошо смазали, закрыли брезентовыми чехлами. В таком состоянии задняя подвеска дожила благополучно до продажи машины новому владельцу.
Примерно половина пробега пришлась на грунтовые дороги. Зимней эксплуатации и пробега по соли машина практически не знала, гаражное хранение, мокрая машина проветривалась, кузов регулярно обрабатывался качественной растиркой на основе воска. В результате после 17 лет эксплуатации состояние машины и лакокрасочного покрытия находилось в виде музейного экспоната, без сколов и видимых следов ржавчины, хотя авто нередко использовалось для перевозки урожая с огорода и дачного участка и для обеспечения зерном домашней птицы. Заднее сиденье легко снималось и оставалось в гараже, а в салон и багажник загружалось до 500 и более кг груза. Конечно, после таких перевозок салон тщательно чистился пылесосом полностью, включая обшивку дверей и потолка. В настоящее время подобные машины, восстановленные до оригинального уровня, продаются любителям классики по цене до полутора миллионов рублей и выше.
Во время обучения в школе наш класс попал под первый выпуск одиннадцатилетнего обучения с одним днем профессиональной подготовки по специальности «автослесарь». По воле случая это обучение я проходил в местном таксопарке, поэтому устройство автомобиля «Волга» знал до последнего винтика. Местные умельцы таксопарка даже проводили и капитальный ремонт двигателя, переваривали кузов автомобиля, перетягивали салон. Пробег авто до одного миллиона километров на неоднократно перебранном двигателе и кузове с заменой днища и порогов был не редкость. Я достаточно подробно описал жизнь старинной «Волги», потому что ремонтопригодность современных легковых автомобилей не может ни в какое сравнение идти с этим и другими ретро авто.
 Конечно, большинство современных легковых автомобилей имеет много умных помощников, систем безопасности и обеспечения комфорта пассажиров. В свое время можно было проехать по степи 100 километров и не встретить ни одной машины. Для обеспечения приятного проветривания достаточно было открыть форточку бокового окна на 135 градусов и наслаждаться прохладным слегка горьковатым воздухом казахстанской степи. Главное при этом вовремя заметить препятствие на степной дороге и плавно затормозить, чтобы столб пыли за машиной не засосало в салон.

В техническом описании современного авто записано: «… устройство рассчитано на 6 лет эксплуатации и 180000 километров пробега, после чего подлежит утилизации….. При своевременном сервисном обслуживании и проведении после гарантийных мероприятий автомобиль может быть использован по назначению еще шесть лет и 180000 километров пробега».
 Если автомобиль высокой комплектации выпуска позже 2010 простоит в гараже больше трех мех месяцев, то с большой степенью вероятности он вернется к жизни только после визита в сервис на эвакуаторе, полной компьютерной диагностики и исправления накопленных ошибок в системе управления. Стенки цилиндров двигателя современных легковых авто тонко стенные и не позволяют их расточки, выпрессовки и замены цилиндров. Нередки случаи задиров стенок цилиндров и возникновения необходимости проведения капитального ремонта двигателя при пробегах до 30-40 тысяч километров.

 Волгу или Жигули классику я легко заведу «кривым стартером», слегка зарядив аккумулятор, после годового простоя. Двигатели Мерседесов Ауди и Фольксвагенов с миллионным пробегом до капиталки тоже канули в лету. Современные автомобили стали одноразовыми – это закон современного автомобилестроения. Без смены авто каждые пять – семь лет заводы не получат достаточный рынок сбыта и необходимый объем прибыли.

Одноразовые предметы быта и технические средства


Прочие технические устройства и другие многие предметы домашнего обихода также стали одноразовые. Дешевле и удобнее зачастую стало купить новый холодильник, стиральную машинку или телевизор, чем ремонтировать старый. У моей старшей сестры до сих пор работает родительский холодильник «Днепр» (полный аналог «ЗИЛ») 1958 года выпуска. Исправно морозит, без ремонта более 60 лет. У меня стоит исправный радиоприемник Рига-103 1972 года выпуска. Не хочу менять румынскую мебель 1960 года выпуска из цельного массива дерева на аналогичную современную, изготовленную из опилок и клеящих веществ с фенольным ароматом.

Все больше людей приобретают предметы длительного пользования в стиле ретро или восстанавливают, модернизируют, облагораживают старинные вещи. Старая мебель, выброшенная к мусорному контейнеру, недолго задерживается на улице, и собирается умельцами для дальнейшего использования. У меня на даче остались от прежних владельцев венские стулья конца 50-х годов. Дети подростки - внуки и их гости, устроили конкурс на лучшее оформление ретро мебели. Победа досталось мне. Я получил 4 прекрасных стула – предмет восхищения гостей дачного участка. Все стулья были очищены наждачной шкуркой от старого лакокрасочного покрытия, окрашены качественной автоэмалью (осталась бочка литров на 20 от прежнего владельца), раскрашены акриловой краской с использованием детской фантазии и покрыты устойчивым яхтным лаком. Куплены только акриловые краски. Все остальное было в остатках хозяйских запасов. Лучший стул, на мой простоватый вкус, отличался красивой черной паутиной на сиденье, по ножкам и спинке вьются веточки лианы. Просто, креативно и красиво!
 После подобной практики категорически не хочу покупать современные стулья в стиле «модерн», украшенные гнутыми ножками из неизвестного мне хлипкого металла, царапающего мои драгоценные полы из натуральной сосны, покрытой тонировкой и лаком. Новые деревянные стулья из сосны, купленные в сетевых магазинах, рассыпаются на составные части максимум через год эксплуатации, нередко под сидящим на нем человеком.

Если я вижу на мусорке стул или другую мебель производства прошлого столетия, то всенепременно забираю эту вещь в гараж, а потом отвожу на дачу. Вариантов практического использования на даче, к примеру, старых стульев, десятки, а если подключить интернет, то уже можно найти сотни вариантов.
 В прошлом году подобрал в соседнем дворе три приличных на вид стула румынского производства. На обратной стороне потертых сидений обнаружил фабричные таблички с годом изготовления – 1961. Древесина очень крепкая, почти без царапин, брызги белой побелки по спинке стула. Отвез на дачу, промыл мыльной водой, антисептиком, затем средством для чистки пластика из набора автокосметики. После очистки дерева наждачной шкуркой, покрыл все части стульев пропиткой для дерева и покрасил яхтным лаком. Два стула использовал для ремонта уличной лавочки, у которой сгнили березовые ноги. Дело в том, что эти ноги были сделаны из фигурных веток березы без очистки от коры. Несколько лет лавочка служила украшением двора, затем кора от земли стала загнивать и обсыпаться. Поставил два стула без мягких сидений, вместе со спинками под основание лавочки (состаренная доска 50-десятка покрашенная укрывной краской). Получилась очень устойчивая, красивая и функциональная конструкция на восьми ножках. На третьем стуле снял сиденье, хорошо обработал дерево, покрасил, поставил новый поролон, обивку из экокожи. Облагороженный стул поставил к компьютерному столу.

Дерево румынской мебели очень прочное, у него абсолютно твердая мелкозернистая структура. После обработки и нанесения прочного лакового покрытия оно не намокает под дождями. На зиму лавку заносим на веранду под крышу.

В рабочих планах добыть подобным способом еще как минимум 4 стула. Два для устройства цветочных вазонов по обеим сторонам крыльца. Внутрь рамы стульев вместо сидений устанавливаются вазоны с землей, и устраивается микро клумба.

Перед домом растут два раскидистых куста барбариса. Ветви постоянно разваливаются в стороны, специальные пластиковые кольца куст плохо поддерживают. Куст барбариса обвязывается, не очень плотно, помещается внутрь ярко окрашенного каркаса стула, на место сидения, стул немного утапливается в землю, затем обвязку убирается. В результате будет то, что нужно: красиво, технологично, надежно.

(Для справки. На фабриках Румынии используют древесину местных лесов, в которых преобладают ценные породы деревьев, такие как:
• бук и дуб;
• тополь и ясень;
• клен и ольха;
• орех и черешня;
Помимо качественного материала важен и должный уровень его обработки. Чем старее дерево, тем выше качество его древесины, поэтому при производстве румынской мебели используется древесина старше 25 лет)

Я часто получаю выговоры от некоторых членов за сбор и использование мусорных находок. Мотивировка простая – старые вещи могут нести плохую энергетику, микробы и тд. Но, во-первых, я выбрасываю сразу же матерчатую обивку стульев и старый поролон, тщательно отмываю дерево, сушу его на солнце, во-вторых, произвожу очистку старой краски наждачной бумагой. При необходимости могу спилить ножовкой буквально на полсантиметра ножки стульев при наличии сколов, повреждений. В ходе работы могу поговорить со стулом и сказать ему, что плохая жизнь закончилась и наступает новая чистая и комфортная. Считаю, что дерево, которое не менее 25 лет росло в горах, 60 лет служило людям, сохранило крепость, заслуживает лучшей участи, чем сожжение на грязном мусорном полигоне. После проведения этих манипуляций, я уверен, что даже, если и имела место плохая энергетика у вещи, то я ее изгнал, а данный предмет служит добру.


Тоска по ретро

Моя старшая сестра живет в частном доме на окраине небольшого городка Нижегородской области. Дому около 100 лет. Возможно, что изначально это была дубовая изба пятистенок. Потом обросла пристройками, сенями, сарайчиками. Я регулярно посещаю этот маленький уютный домик, и однажды был допущен на чердак старинного дома. Что я там увидел, повергло меня в многолетний шок. Первое, что привлекло мое внимание – это старинная прялка в рабочем состоянии, даже с намоткой нескольких метров нити. Мы приехали к сестре на юбилей, подарили много подарков от нас и других родных со всего бывшего СНГ. По этому поводу у сестры было прекрасное расположение духа, и я легко уговорил переселить прялку в красный угол самой красивой комнаты на нашей даче в Подмосковье. Совместными усилиями прялку отмыли, высушили на солнце, и торжественно погрузили в машину, завернув ценный экспонат в старую чистую простынку.

Мне сразу вспомнились неоднократные посещения старинного города Углича, расположенного в верховьях нашей великой реки Волга. В городе мое внимание надолго привлекают два антикварных магазина и торговые ряды, расположенные длинной полосой от речного причала до центра города. Хочется купить все. Но нет возможности. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов – все хорошее продается очень дорого. Во-вторых, громадный сундук с чудесной кованой окантовкой, от которого я долго не мог оторвать взгляд, не войдет в машину, даже, если я брошу семью в этом угловом городе.
 
По торговым рядам блестят чистой медью самовары всех калибров, медные тазы для варки варенья, стеклянные четвертные бутылки прошлых веков, лафитники, стаканчики, значки, медали, телефоны и радиоприемники прошлого века, грампластинки и патефоны и прочие атрибуты роскошной жизни прошлого времени.


Мне почему-то всегда хотелось купить на дачу старинный сундук. По-моему, этот вид мебели сильно недооценен в наше суровое время. Сундуки очень функциональны. У моей мамы и бабушки были сундуки с приданным. Я не помню точно их истории, но уверен, что они были изготовлены маминым братом или моим дедушкой по материнской линии. Мужчины этой семьи могли делать все: выложить простую печь или голландку со многими ходами (это очень непросто), построить дом из бросового материала, любые работы по дереву, металлу, косить траву, пахать землю, изготовить изящную шкатулку, сплести лапти. Я просто не знаю таких ремесел, которые были бы не по плечу этим мужикам большой крестьянской семьи, высланной в казахстанские степи, как чуждый обществу кулацкий элемент, из Саратовской губернии.

На бабушкином сундуке можно было придремать после обеда. На мамином небольшом сундучке, покрытом неплохим ковром, в возрасте до 7 лет я мог отдохнуть при желании. Я хорошо помню бабушкин сундук и его внутреннее строение. Сундук был изготовлен из очень крепких сухих досок толщиной около 20 миллиметров. Очень крепкая и плотная крышка на рояльных петлях. Ни малейшей щелочки между досками, крышка прилегает на сплошной бортик по периметру. Когда бабушка открывает сундук для поиска гостинца для внучка, то сразу чувствуется запах чистого белья и каких-то трав, которые были положены между вещами в полотняных мешочках, сшитых из старых простыней. Отсюда следует вывод о чрезвычайной плотности сундука. Внутри сундука чистое дерево, плотное и очень гладкое, очевидно прошли по нему фуганком. Внутренняя сторона сундука неокрашенная, чуть желтоватая от времени. Снаружи сундук окрашен желтой масляной краской. Размеры хранилища сокровищ бабушки были достаточно внушительные: длина – примерно 1.40 метра, высота – около метра и ширина – примерно 80 сантиметров. Углы были обиты трехсторонними металлическими накладками. Все сооружение было поставлено на четыре деревянные подставки, по углам на две стороны, высотой около 10 сантиметров, так что при желании под сундуком можно вытереть пыль.

Самое интересное скрывалось внутри – там было устроено три отделения; два небольших по краям и одно большое в середине. В центральной части было аккуратно сложено чистое белье, одежда, головные платки. В самом низу на дне сундука лежал узелок с одеждой для бабушки на похороны. Пролежал больше двадцати лет. Невзирая на тяжелую судьбу хозяйки большой ссыльной семьи, бабушка Прасковья прожила больше 90 лет.

Два небольших отделения по краям были поделены фанерными перегородками еще на три части. Каждая часть имела свое назначение, к примеру: отделение для семейных сокровищ и денег, гостинцы для внуков, нитки и иголки (бабушка до 90 лет не знала очков, и могла легко одеть нитку в ушко иголки). Бабушка была неграмотная, не умела писать, но была обучена личной росписи и счету. Без ошибок складывала и вычитала числа, знала номинал всех денежных знаков и монет. Пенсию старушка наша не получала, но все дети (а их было шестеро выживших) по приезду в гости дарили ей малую толику денег, которые хранились в специальном отделе сундука и средства использовались на скромные личные нужды. Иногда к бабушке Прасковье со смущенным видом подходила сноха и просила в долг до пенсии небольшую сумму. С торжественным видом бабушка доставала ключ от замка сундука из-под изголовья перины, долго ковырялась в сундуке и извлекала искомую сумму. Насколько я знаю, долг никогда не возвращался, а мама по приезду к бабушке доставала огромную по размеру, по нынешним временам, купюру номиналом 100 рублей (в обороте денег до 1960 года) и старалась незаметно передать ее по назначению.

Моя мечта, найти для дачи подобный старинный сундук, этажерку и шкафчик. Сестра выделяла мне неплохой сундучок со своих складов древности, но везти 500 километров такое весомое сокровище в распор с остеклением салона опасно. Можно приехать домой без одного из стекол авто. Зато под чутким руководством сестры мне удалось купить на рынке в городе Гороховец тульский дровяной самовар на 5 литров. Чай на даче, аренный на природе при заправке самовара березовыми щепками, очень вкусный и ароматный.

Помимо практичного использования старых и старинных вещей возникла и широко распространяется практика сбора и применения исключительно ценного старого дерева, извлеченного из заброшенных домов в опустевших деревнях, кирпичей из разборки производственных и жилых зданий прошлых веков. Это уже стало не только объектом поиска любителей старины, но и сферой интересов бизнеса. Старое дерево и очищенные кирпичи даже вывозятся за рубеж по заказам богатых людей Европы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии