Здесь всё, что для меня Россия
От станции Пено (последняя остановка перед Осташковым) предстояло еще проехать 60 км автобусом. Почти вся дорога шла через лес. Иногда за деревьями мелькали лесные озера. Проезжали мы и через деревеньки с брошенными домами. У развилки на Слаутино автобус делал круг и опять сюда возвращался. Мы решили выйти подождать его здесь. Рядом с озером впервые увидела высокие желтые ромашки – девясил. Хорошо было немного передохнуть, а то, если честно, укачало.
Наконец приехали в пос. Рунский, расположенный на берегу большого озера. Долго ловили машину, которая могла бы довести нас до «пункта назначения». Наконец забросили рюкзаки и залезли сами в кузов грузовика, из которого через 4 км высадились в деревне Колпино. Тут оказалось, что это не та деревня, куда мои друзья собирались. Но делать было нечего, машина уже ушла. Да и не возвращаться же обратно!
Восемь домов располагались на холме, под которым лежало большое озеро с плавучим островом, поросшим лесом. Здесь каждая деревня стоит на берегу собственного озера. Походили по домам с просьбой пустить жить на сеновал. Никто не согласился. Все устали и решили разбить палатку в лесу недалеко от воды. Но одна из женщин, которая нам отказала, предложила пройти еще 1 км до хутора, где жил дед Ваня. По ее словам, он пускал к себе всех. Я пошла узнать.
Дед жил в последнем доме (из четырех), рядом с лесом, в низине, за холмом. Потом мы узнали, что эти холмы здесь называются «гривы». Идешь сначала по ровной дороге, потом она поднимается на «гриву», потом спускается и еще какое-то время тянется по ровной земле. Потом опять вверх и опять вниз — и т. д. «Гривы» поросли лесом, а между ними, как правило, ручей или болото.
Дверь была не заперта. Я вошла сначала в сени, потом и в избу, где на железной кровати, стоящей вдоль огромной русской печи, лежал дед Ваня и читал книгу. На просьбу — пустить нас на сеновал — ответил вопросом: «А что ж, в деревне-то вас никто не пустил?» Я утвердительно кивнула. Он хитро прищурился и пояснил: «Ну, что ж, правильно: им же сено на кубы (кубометры) сдавать, а вы его умнёте! А у меня сено свое, чем больше умнёте, тем лучше». И мы перебрались к деду на сеновал — отдельно стоящий сруб, метрах в 100 от дома, на лугу. А за ним сразу лес. Сеновал в деревнях старались ставить подальше от дома, чтобы он уцелел, если вдруг в доме начнется пожар. Иначе сено сгорит, и скотину нечем будет кормить зимой.
В первый раз мы пробыли там всего несколько дней. А через два года я и восьмилетний сын приехали на весь мой отпуск. Жили в избе, ночевали в спальных мешках на сеновале, под накомарниками. Сарай этот был метров 60—70 квадратных. Посередине проход, а с боков сено под крышу почти.
Недалеко от дома, у маленького прудика, много лет назад дед построил баньку. В ней он жил с бабой Машей и двумя детьми, пока строил избу. Топилась она «по-черному», то есть в бане было черно от дыма, который в трубу не выходил, так как ее просто не было. Дым выходил в открытую дверь. Сейчас эта баня осталась только на фотографиях и на небольшой картинке, копии, сделанной, по моей просьбе, с фотографии, акварелью, мастером, чинившим в машинописном бюро Библиотеки им. В.И. Ленина машинки. На них, раньше, до появления компьютеров, печатали рукописи, сдаваемые в печать. Я работала в Библиотеке в редакциях выпускаемых ею журналов в должности старшего научного сотрудника.
Несколько лет назад внук деда — Леша — срубил новую баню. Но, не доделав, перенес ее на место бывшего скотного двора и хранил там зимой ульи. Теперь там гостевой домик, а моется он ( и, естественно, все приезжающие к нему) в новой построенной им же бане.
Дом большой. Отапливался он тогда тремя печками — русской, шведкой и голландкой. Дед и баба держали корову, овец, кур, поросенка. Мы ходили в лес за грибами и ягодами, Сережка с лодки рыбачил. Ягоды собирать ему было скучно, и он устраивал «дымовухи» — поджигал какие-нибудь гнилушки, чтобы дым разгонял комаров. Но иногда соглашался. Я давала ему кружку и предлагала посчитать, сколько ягод он соберет. За грибами ходил охотно, но больше всего любил рыбалку. Правда, всё летело в тартарары, если дед просил привести из соседней деревни лошадь. Тогда он вставал чуть не в пять часов утра. Туда (1 км) бежал, а обратно уже ехал верхом, без седла, так как седло полагалось только бригадиру.
Собираясь в очередной раз в Колпино, я попросила мамину ученицу ( см. мою публикацию на «Прозе.ру» - Водовозова Майя Владимировна) попробовать найти для Сережи седло. К ней все обращались с совершенно разными по существу просьбами. В магазинах я его не нашла. Майя, задумавшись, сказала: « Знаешь, а это даже интересно!» К сожалению, билеты на поезд мы заказали на число раньше того, когда из отпуска должен был возвратиться её знакомый, игравший в цирковом оркестре и пообещавший, что седло будет! Если бы не это обстоятельство, сын с комфортом ездил бы в седле , снятом, по её просьбе, с цирковой лошади. Она была удивительным человеком!
Косили далеко от дома, а назад скошенное сено - «копёшки», особенным образом уложенные на еловые ветки и закрепленные веревками, привозили на лошади. Дед научил сына их связывать, запрягать лошадь, и он всё делал сам, без помощи взрослых. Отцеплял копёшку и опять ехал к деду за следующей. А мы с бабой Машей раскидывали траву на лугу, чтобы высохла. В течение одного-двух дней (смотря какая погода) мы ее граблями «ворошили» — переворачивали, чтобы сушилась равномерно. И только потом дед убирал его на сеновал. Готовила я на всех в русской печке или на шведке. Позже сделали печурку во дворе, так как дома было жарко от печей.
В Рунском существовало в те годы большое колхозное стадо. Коровы как коровы, а вот бык! Светлый, почти белый, на лбу очень аккуратно лежали крупные золотые «локоны», а в носу — толстое металлическое кольцо. Такое кольцо обычно вставляют в нос самым
свирепым животным. Но Сережка его не боялся. Однажды вечером (ему было тогда не больше девяти лет) он вошел в избу и шепотом, на ухо, сказал мне, что коровы пришли к нашему дому и с ними бык. Он решил, что ночью станет холодно и потому завел быка на наш сеновал. От страха я онемела, понимая, что сама ничего поделать не смогу. Шепотом же я объяснила ему, что дедушка рассердится, если узнает, и надо выпустить быка обратно. Он пошел и спокойно вывел его на луг.
Я освоила русскую печку. Сын косил так, как будто родился уже с косой в руках. Колол дрова (пилили мы вместе). Во всем старался помочь. Дед говорил: «Сережка у меня, что топор за поясом!». Месяц пролетел быстро. Прощаясь, я подала деду деньги. С человека местные брали, кажется, 30 руб.за месяц. Ну, вот за двоих я и хотела расплатиться. Но дед не взял. Сказал: «Ту! Зачем они мне?» Я предложила бабе Маше. Та, в свою очередь, произнесла: «Тю! А куды мене их девать-то?» Я: «Ну, хоть за молоко возьмите!» Ответ: «А оно у меня не купленное». Я опять к деду. А он вдруг и говорит: «Оставайся ты у нас, дочушка, насовсем. Что мы тебя с бабой не прокормим? У меня пенсия — 43 рубля, у бабы — 27. Разве нам эти деньги проесть?» Сын тогда очень хотел остаться. Уговаривал меня всерьез. По-моему, он до сих пор жалеет, что я не согласилась. Так они деньги и не взяли.
Все время до следующего лета мы посылали им продуктовые посылки. В деревнях тогда ничего в магазинах не было. А когда мы приехали в следующий мой отпуск, дед сначала не велел нам заходить в баню. Через несколько дней принес восемь отлично выделанных овечьих шкур (выделывал он их в бане) и сказал: «Дед в долгу быть не любит!» Я увезла их в Москву в надежде сшить дубленку, но не смогла найти скорняка. В ответном письме мне дед по этому поводу посетовал: «…ты пишешь, что еще не сшила шубку это позор заучилась Москва какая проблема что в Москве нет умного человека и портнова сшить шубу позор вашим портным что ж они наверно могут шить одни трусы…» (дед писал без знаков препинания, я цитирую по оригиналу). На следующее лето пришлось везти шкуры обратно. В одной из деревень нашелся портной, который за 10 или 15 рублей (не помню точно) сшил сыну из них полушубок. С 1974г. мы ездили туда на протяжении десяти лет ежегодно, и позже, правда, с перерывами. Отец Сережи с нами не ездил: он либо в это время работал, либо уезжал в очередной поход - по порогам саянских горных рек.
Связь с дедом и бабой Машей, его женой, стала настолько крепкой, что, когда, уже после смерти деда и бабы Маши, я гостила там зимой у его племянницы, то на вопрос кого-то из местных стариков: «А это кто?» (обо мне) она ответила «Родня». «Ястребовых» (фамилия деда и его родственников) в округе жило много, а он хотел знать точно, чья родня. Поэтому опять переспросил: «А кому родня?» На что Валя, не задумываясь, сказала: «Кому? Да всем Ястребам родня». «Ястребам», а не Ястребовым — это местное наречие. Они говорят, например, не «ногами», а «ногам». И сильно «акают». В Костромской или Горьковской области, наоборот, «окают», у них в словах «о» особенно выделяется. А здесь, наоборот, «а» — «Наатааш!» — звучит примерно так.
Все, что могло там пригодиться, я отправляла посылками. И продукты (не портящиеся, естественно), тоже, с таким расчетом, чтобы деду с бабой после нашего отъезда осталось какое-то количество круп и консервов. В день приезда дед ждал нас в Рунском с лошадью, запряженной в телегу. Мы получали посылки, грузили на телегу и ехали еще 4 км до хутора. И обратно тоже — на телеге до автобуса, потом автобусом в Пено. Там приходилось несколько часов ждать поезда. Утром нас встречали в Москве, иногда за нами приезжал муж, а чаще я договаривалась с кем-нибудь из шоферов лесовозов, на обратном пути они нас брали с собой, так как ведра, полные соленых грибов, и трехлитровые банки с протертой лесной черной смородиной почтой не пошлешь.
В рюкзак ставилась плетеная корзина, в нее влезали как раз четыре таких банки. В руках несли еще бидоны с медом, малиновым вареньем и ведра с грибами. Лесовозы довозили нас до места с названием «Пожариха», где всегда тлел огонь и вился дым над сжигаемыми отходами с лесопилки. Оттуда до Пено было недалеко, 3 километра. Как-то раз мы уже двинулись на лошади из дома. Лошадь — ее звали Шемка — шла медленно, она никогда не торопилась, пешеход ее мог обогнать. Проезжая дорога тянулась вдоль основания «гривы», а тропинка поднималась вверх, к соседнему дому. Дед, провожая нас,
прошел немного по ней вперед, остановился и, глядя на нас сверху, запричитал, вытирая слезы: «Потерялся мой топор, потерялся…».
Вообще Иван Ефимович Ястребов — легендарный дед, известный в радиусе не меньше 60 км. Его раскулачивали, он сидел, потом занимал какое-то время пост председателя колхоза, сколько-то лет работал мастером на лесозаготовках, воевал. Оказалось, что он ровесник моей маме, родился тоже в 1898г. И потому попал в первый призыв только
что организованной в январе 1918г. рабоче-крестьянской Красной Армии. Он участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Строил свой дом сам. А когда вселился, власть решила всех, кто жил на хуторах, сгонять в колхозы, в какое-нибудь одно село. Дед отказывался уходить. Так они ему дважды срывали крышу трактором, чтобы заставить уйти. Но дед выстоял.
Рассказывал он о своей жизни много и очень интересно. Конечно же, его нужно было записывать. Не «за ним», а его интонации и местный говор, без которых сам по себе текст, даже очень интересный, не оживит образ говорящего. Я всякий раз давала себе слово, что в следующий приезд обязательно возьму с собой недавно купленный катушечный магнитофон. Но потом опять почему-то не брала, и опять очень жалела. Так ничего и не записала.
Когда дед пустил нас на сеновал, у него в доме жил с семьей Володя Стороженко, москвич, (ныне — доктор наук). Он писал там кандидатскую диссертацию. По профессии фитопатолог, он изучал болезни леса, и потому исходил его там вдоль и поперек. Володя -явно неординарная личность: у него тогда был черный пояс по карате, он много и, не только на мой взгляд, талантливо рисовал маслом, в основном, местные пейзажи, сочинял стихи. Свою жену, тогда Галю, а сейчас уже Галину Федоровну, он привез из Сибири. В Москве она преподавала в средней школе русский язык и литературу и была педагогом самого высокого уровня, не только в профессиональном плане, а и в чисто человеческом. Позже они купили дом в деревне Орлово на берегу озера Хвощня. А еще позже Владимир Григорьевич построил там новый дом. Все делал сам, один, вплоть до мебели внутри дома. И на своей подмосковной даче он тоже всю мебель делал своими руками.
Иван Ефимович был небольшого роста, с маленькой бородкой. Ходил в сапогах и неизменно с трубкой во рту. Курил махорку, которую мы ему поставляли в нужном количестве. Смотрел, наблюдал, думал. Один раз попросил меня прислать ему «Войну и мир» Л.Н.Толстого. Прислала — все прочел. Потом «Воскресение» и «Анну Каренину». А потом попросил Шолохова, не то «Тихий Дон», не то «Поднятую целину». Не помню. Все прочел за зиму. Когда мы встретились, сказал: «Толстой — это да! Писатель!! А Шолохов мне не понравился». — «Почему?» — «Очень неуважительно о женщинах пишет». Осуждал меня за то, что я хожу в джинсах. Не любил, когда я их надевала. Но погода не баловала, да комары, да в лес в резиновых сапогах. А как-то в теплый день я надела сарафан. Он посмотрел и сказал: «Вишь, какая ты жа[е]ланная в платьице-то».
Дед ругал Ленина, советскую власть. Я вздрагивала; тогда все молчали. А Сережка был пионером и уж про Ленина ничего подобного не слышал никогда. Теперь ясно, что многое дед и тогда предвидел. Он смотрел телевизор. Брежнева и политбюро называл «цари». «Энти цари Рассею разденут!» В другой раз: «Энти цари оберут матушку Россию, ограбят, оставят ее голую. Она и так уже голая — ни одного леса не останется». Как в воду глядел. Вообще он считал, что «царь» не может быть безбородым. Раз у него нет бороды, хорошего ждать от него уже не приходится.
Часто комментировал телепередачи: «Кадор и Андропов только полапотами, а путного ничого не сказали. Только хвастались, что живут хорошо…» Или: «Они же ничого не делают,ети министры. Ты посмотри — выступает змяя (змея) плехатая да брюхатая какая».
Иногда произносил длинные монологи (я записывала) «Пушкин говорил (на самом деле – М.Лермонтов): “Прощай, немытая Россия!” Вот и правда. А она и теперь только немного отмылась. Порядку нету. Вот они всё кричат: продуктовая проблема! А как ее, эту проблему, поднять без животных? А коров что-то я не вижу, чтоб прибавилось. А ети теперешние цари вперед не блюдут. Вот мы с матушкой уже второй год государству ни кусочка мяса, ни молока не дали. А сколько таких дедов?!»
Рассказывал и о детстве. Вот одна из историй. Как-то он с дядей на лошади, запряженной в телегу, уехал в Осташков. Там остановились на постоялом дворе, а поужинать пошли в трактир; дядя «принял» энное количество горячительного и, выйдя, запел. Его остановил квартальный.
— Ты чего орешь? — строго спросил он.
— А это дело — моё, — ответил дядя.
— А я тебя — в кутузку!
— А это дело — твоё, — сказал дядя.
— Ну, ладно. Вот мальчишку жалко.
Проводив их до конца своего квартала, ушел. Дядя опять запел. (Рассказывая, дед тоже пел). Подошел другой квартальный, и диалог повторился.
— Ты чего это шумишь?
— А это дело — моё.
— А я тебя — в кутузку!
— А это дело — твоё.
— Ну, ладно, мальчонку вот только жалко.
И так продолжалось до тех пор, пока дядю с дедушкой не довели до дверей постоялого двора. У нас в семье прижились эти выражения: «а это дело — моё» или «а это дело — твоё». Например, когда сын собирался идти гулять,я спрашивала: «Куда ты идешь?» Он отвечал: «А это дело — моё». Я — «А я тебя не пущу». Он — «А это дело — твоё».
Шутили, конечно.
Помещика своего Иван Ефимович хвалил. За то, что тот о крестьянах заботился и лес чистил от завалов и упавших сучьев. Теперь же, после лесорубов, оставались не просто не вывезенные бревна, но и обрубленные ветви. И никто его не чистит. Сейчас, когда все стало можно купить, один московский предприниматель приобрел там энное количество
гектаров леса, понастроил вышек для охоты на медведей, себе — имение. Вот он, по словам Леши, заботится о лесе. Да еще он построил рядом со своим имением дома для желающих работать в его хозяйстве. Бесплатно дается дом с сауной и корова плюс зарплата.
Сейчас там лес вырубается безбожно. Люди берут его в аренду на 99 лет и начинают рубить на продажу. Говорят, что и сажают, да только когда он вырастет?!
Обычно, сразу после приезда, я начинала с того, что по всему дому, в сенях, сарае, просто в траве собирала пустые бутылки из-под водки и укладывала их в плетеные короба. Сын шел за Шемкой, запрягал, и мы на телеге отвозили их в магазин, где на вырученные за них деньги покупали деду сахарный песок и несколько бутылок водки. Дед, как правило, просил перед обедом: «Дочушка, налей граммочку».
У него было два сына — Петя и Вася. Вася жил в 17км от Колпино, а Петя с женой (из местных)в г.Питкаранта. В отпуск приезжали к родителям. Поезд в Пено прибывал во второй половине дня, и они успевали на вечерний автобус.
Вот как-то стало известно, что они едут. Дед ждал весь вечер и потом всю первую половину дня. Он знал, что Петя приехал, но к отцу всё не шел. Тогда он собрался к нему сам. Надел пиджак, привезенный нами из Москвы, шляпу и пошел. Я его остановила:
«Подожди, дед, возьми с собой бутылку». И тут — совершенно неожиданная реакция: засовывая ее во внутренний карман пиджака, он взволнованно повторял: «Ну, спасибо! Ты не знаешь, дочушка. какое это великое дело — дед со своей пришел!» Понимаете? То есть никто не подумает, что он явился в надежде на то, что ему нальют. Он гордо вынет свою — «великое дело — дед со своей пришел! А ты, дочушка, приязжай и когда меня не будет. Приязжай, все равно кроме тебя жить здесь больше некому».
К сожалению, после смерти бабы Маши, а потом и его, мы уже редко приезжали, сын рвется туда и до сих пор. И если бы не дети, которым нужно было учиться в Москве, и работающая жена, он, скорее всего, уехал бы туда жить. Там какая-то аура в воздухе особенная: все плохое уходит, как будто его и не было. Дышится легко, кажется, что все, что тебя окружает, это твое, родное и роднее быть не может. Как поется в одной из часто звучащих песен на радиостанции «Шансон» — там все «искренней, честнее, по-мужски». Необычайно теплые и очень верные слова находит сын, когда рассказывает кому-нибудь о тех местах и живущих в них людях. Он говорит, что там плохо только одно — это то, что оттуда приходится уезжать.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №220032501556