Фатеж

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Фатеж – родной город моих родителей. Сколько себя помню, с рождения и до поступления в институт, мы всей семьёй ежегодно приезжали сюда. Мы с Сашей на отдых, а родители для того, чтобы увидеть родных, что-то помочь им по хозяйству.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона от 1902 года о Фатеже написано следующее: Это уездный город Курской губ., в высокой (792 фт.), открытой местности, при впадении рч. Фатежик в Усожу (системы Днепра), в 44 верстах на северо-запад от г. Курска. Основан в XVII в. и до возведения его в уездный город (1779) был богатым селом, населенным однородцами, потомками служилых людей украинской линии. Жителей (1897) 4959 (2506 мжч. и 2453 жнщ.). Церквей каменных православных 2, женская прогимназия, 2 начальных училища, земская больница на 50 кроватей. Фабрик и заводов (1899) 29, с 219 рабочими и производством на 100 тыс. руб.; из них 2 водочных завода, 4 маслобойни, 1 завод искусственных минеральных вод и 21 пенькопрядильня.

В Фатеже жили отец и мама моей мамы, её сёстры Вера и Катя со своей семьёй, дядя Сергей и Нина, жена Николая, погибшего во  время войны, а также Валентина, дочка Нины и Николая вместе со своей семьёй. Со стороны отца в Фатеже жила его мама и моя бабушка Таня с тётей Валей. Уже позднее в Фатеж из Читы переехал жить дядя Боря с женой, тётей Томой и со своим внуком, Александром.

Фатеж – маленький городок в средней части России. Его можно было за десять минут пройти из стороны в сторону. Но это был районный центр, где было всё. И церковь, и базар, и райком партии, и больница, и универмаг и, конечно, танцевальная площадка. Но, на мой взгляд, он больше походил на большую деревню. Во всяком случае, мне так представлялось.

Больше всего нам с братом нравилось ходить в лес. Мы чуть ли не ежедневно ходили в Длинный лес. Он был рядом, буквально в 10 минутах хода по лугу. По пути можно было видеть множество сусликов, которые мы с братом пытались ловить. Шкурки сусликов принимали в местной заготконторе по 8-12 копеек. Вот мы и отлавливали их, сушили шкурки и сдавали их. В лесу мы с удовольствием собирали грибы. Это были белые, синявки, свинухи, сыроежки, подберёзовики и другие. После дождей мы бегом бежали в лес, где уже притаились такие желанные грибочки. А ещё, в июне, всегда мы собирали землянику. Однажды мы пошли в Банинский лес, где насобирали её целый бидон. Тогда мама сварила из неё варенье.

Рядом, в самом начале ул. Никитинской текла речушка, Фатежик. На этом ручейке было несколько прудов. Рыбалка в прудах была плохая, а вот купание прекрасное. В хорошие дни мы не вылизали из воды. Рядом с прудом в направлении Борисова лога был колодец. Мы часто ходили набирать в нём воду, так как считалось, что она очень хорошая.

Мы иногда в Фатежике ловили рыбу, перегораживая его, или используя корзину. Но, чтобы поймать что-то побольше, ходили на речку Усожа. Правда, ничего , кроме уклеек, и там не попадалось. Чтобы поймать рыбку побольше мы ходили в Миленино, ездили в Халчи и Верхний Любаж.

Надо сказать, что в 60-х годах прошлого века в Фатеже электроэнергия была только днём. На ночь её отключали. Поэтому в домах не было даже холодильников. (Правда, в то время холодильника и в нашем доме не было. Это была роскошь. Первым холодильник купил домой дядя Сева. Впрочем, как и телевизор, проигрыватель пластинок и т.п.)
Однако, к 80-м годам положение сильно поменялось. Улицу Никитинскую, где жили мои родные, заасфальтировали, провели воду, газ, провели телефон. За это в моём доме в Харькове не поменялось ничего.

Мне нравилось ночевать не в мамином доме, а в папином. Я часто отпрашивался, чтобы переночевать у папиной мамы. Здесь во дворе стояла большая ванная для сбора дождевой воды. Нам с братом нравилось в ней играть корабликами. А ещё там было много котов. Однажды мы с Сашей и Светланой устроили для маленьких котов целый домик. Правда, тётя Валя случайно раздавила одного, который попался ей под ноги. Тогда мы разогнали этих котов.

Я уже писал, что в городском парке была танцевальная площадка. Помню, как я одел бабочку, купленную в Ленинграде, и ходил на танцы.

Последний раз я был в Фатеже с братом в 2011 году.  Останавливались у Валентины в её новом доме. Из всей родни в Фатеже осталась только она и мой двоюродный брат, Стасик. Встретились с родичами по линии тёти Лиды, жены дяди Севы. Поклонились на могилках своих родным, похороненных на городском кладбище. К сожалению, когда теперь удастся съездить в Фатеж мне не понятно. Всё сложно и грустно.


Рецензии