Мудрость переговорщика

От того, насколько эффективным будет обращение Есфири к царю в Есф.7, зависит и ее судьба, и судьба всего народа. Полезно проследить за тем, как Есфирь проявляет мудрость при высказывании своей просьбы.

1.

"И отвечала царица Есфирь и сказала: если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей!" (7:3)

«да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей» – кажется, в центре ее просьбы ее жизнь, а когда она говорит о народе, то не упоминает название народа. Скорее всего, она понимала, что если бы просила только о еврейском народе, то царь не был бы достаточно заинтересован в его спасении. Она знает, что нравится царю, и вот в ее спасении царь лично заинтересован. И она строит свою просьбу так, чтобы максимально повысить шансы на положительный ответ. В качестве результата положительного ответа на молитву называет то, что царю реально дорого.

И еще надо отметить: кажется, Есфирь продолжает слушаться Мардохея. Он велел ей не говорить, что она еврейка (2-я глава). И она не сказала об этом в прямой форме даже в 7-й главе. Она действует согласно Ек.3:7: «время молчать, и время говорить» и Пр.17:27: «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен».

2.

"Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя" (7:4).

«Проданы» – наверное, о взятке, которую Аман предложил царю (3:9-11). Это о разговоре, при котором царь одобрил план Амана, тогда и совершилась эта продажа, пусть царь и разрешил Аману деньги оставить себе.

Есфирь не упоминает, что продана она была именно самим Артаксерксом. Это еще одно проявление ее мудрости: когда просишь о чем-то ближнего, глупо напоминать ему о его просчетах и о его вине перед тобой. «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Пр.17:9).

3.

«Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы» – это просто красивое выражение или Есфирь действительно молчала бы, если бы евреев продали в рабство? Так или иначе, Есфирь показывает, что дорожит временем и вниманием царя, и не стала бы тревожить его по пустякам, пусть и значимым для нее.

Кстати, это поднимает вопрос о планке, после которой мы беспокоим ближних вопросами и просьбами о своих личных интересах. Например, Павел писал, что хотя имеет материальные нужды, но не просит поместную церковь о том, чтобы ему в этом помогали. Кто-то попросит ближнего закрыть окно, п.ч. ему холодно, а кто-то встанет сам для этого. И так далее, у каждого этот порог, до которого мы не утруждаем ближнего, находится на своей отметке.

И еще это выражение говорит о том, что в Персидской империи евреи не были на положении рабов. Дополняет картину благополучия, явные признаки которого в книге имеются выше.

4.

«хотя враг не вознаградил бы ущерба царя» – высказывая просьбу, непосредственно затрагивающую ее личные интересы, Есфирь упоминает в качестве решающего аргумента об интересах царя. Вот еще одно проявление мудрости переговорщика: говорить не только о том, что выгодно ему, но и о том, что напрямую интересует другую сторону. Этот пункт перекликается с первым.

25.03.2020


Рецензии