История о том, как меня хотели упечь в тюрьму

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Думаю, что все знают пословицу: От сумы и от тюрьмы не зарекайтесь. Я на себе, на своей жизни в этом убедился. Начиная заниматься бизнесом, я всегда стремился придерживаться действующего законодательства, каким бы оно не было. Но само то, что приходится работать и отвечать не только за свои действия, а и за работу и решения подчинённых, иногда ставит руководителя в сложное положение. Так, проверка ООО «Кант» в 1996 году «принесла» убытки в сумме больше 3000 долларов. Я это пережил легко, но не вынес уроков того, что бухгалтер может подставить тебя элементарно. Так случилось в конце 1999 года. Вроде, как обычная проверка налоговой, выявила недостачу в уплате налога на прибыль и НДС в сумме 17000 грн. (по тем временам те же 3000 долларов). Я был удивлён, так как накануне заказывал и провёл аудит работы предприятия фирмой «Харьков информ аудит». Оказалось невероятное. И мой бухгалтер, и аудиторская фирма «потеряли» 30 тысяч гривен в обороте моей фирмы. А налоговая приняла отчёт даже не проведя камеральную проверку по итогам 1998 года. Начальник отдела, который проверял моё предприятие показал наверх, предложив пойти в налоговую милицию и договариваться, чтобы не возбуждали уголовное дело. Я не пошел, но мне передали сумму: 4500 долларов.

Я послал их далеко, и они передали материалы в следственный отдел городской налоговой службы. Мне насчитали, что я должен уплатить в бюджет 17000 грн.  долга и 34000 грн. пени. Арестовали моё имущество, все активы фирмы и банковские счета, пришлось дать подписку о невыезде. Следователь, Андрей Владимирович, очень внимательно изучал дело, и всё было бы хорошо, но бухгалтер Людмила Тихонова, с какого-то бодуна, решила сказать, что это я давал ей указание занижать объемы продаж. А, учитывая умысел, у следователя не было другой возможности, как завершить его, передав в суд. Меня обвиняли по ст.УК 148 ч.3 и 172. ч 3. В общем, умышленное уклонение от налогов в особо крупных размерах и халатности в выполнении моих обязанностей, как директора. Причём, всё это по сговору с другими людьми. Уже через два месяца следователь сказал мне, что он дурак, что пошел на поводу у нашей налоговой, и предложил написать мне письмо, чтобы дело в суде закрыли. В то время изменилась редакция Налогового кодекса, и те действия, которые мне вменяли уже не попадали под уголовную ответственность. Я так и сделал, но судья, которому было распределено дело, не обратил на него никакого внимания. Когда я спрашивал его, когда будут заседания суда, он отвечал:
- А ты сидишь? У меня много тех, кто сидит. Вызову.
Заседаний суда не было 2 года.

В это время я решил пожаловался в прокуратуру Московского района на действия налоговой милиции. Это она в 1998 году проверяла мою фирму, незаконно изымая документы. Прокурор только разводил руками, но посоветовал обратиться в суд. Я так и сделал. В 2003 году суд я выиграл у налоговой милиции. Все действия её были признаны незаконными. Налоговая инспекция на время успокоилась и даже разблокировала счета фирмы. Но, уголовное дело в отношении меня и моего бухгалтера не прекратили.

Через год после этого решения суда, когда прошел срок исковой давности и возможности возмещения убытков, налоговая милиция вновь решила мне отомстить за проигранный суд. Они состряпали документ, что я якобы незаконно осуществлял операции по продаже товаров, не согласовывая их в налоговой. Мне предъявили новые обвинения в растрате больше 200 000 грн., теперь уже по 365 ч.3. (Это по той же статье, что и Ю.Тимошенко). Прокуратура с удовольствием объединила оба дела и вновь направила его в суд. Новый судья рассматривала его уже регулярно. Можете представить мои затраты, если только на адвоката я тратил от 250 до 400 грн. за каждое заседание суда. А дело тянулось и тянулось. Те «свидетели», которых записало обвинение просто не приходили на заседания суда. Я попросил прийти своих свидетелей, но это ничего не давало.
В один момент судья задала моему бухгалтеру, Тихоновой Л. вопрос:
- Скажите, а какими словами вы предупреждали Басова, что у вас ошибки в отчётах? 
На что Тихонова сказала:
- Я говорила, что бартер нас до ручки доведёт. 
Судья вновь спросила:
- И что говорил Басов?
Тихонова сказала:
- Ничего. Он молчал!

Я тогда чуть не упал со стула. Я то думал, что это её налоговая убедила сказать, что я давал указание ей занижать налоги, а оказывается, что она просто так себе думала.

Услышав пояснение, судья сказала, что дело она будет закрывать из-за недостаточности доказательств моей вины. Но это ей не удалось по причине того, что у неё закончился срок, когда она может занимать должность судьи. Наше с Тихоновой дело передали другому судье.

И опять всё сначала. Через год судья, видя, что доказательств нет, отправила дело на доследование в прокуратуру, а та оспорила решение в областном апелляционном суде. В общем, дело вновь вернулось к той же судье. Ещё через год бесполезных заседаний суда судья приняла решение о новой экспертизе материалов. В материалах новой экспертизы ХНИИСЭ камня на камне не оставила от доводов налоговой милиции. Прокуратура убедилась, что долга у ООО «Кант» перед бюджетом уже нет, и в течении одного дня отказалась от всех обвинений. Это происходило на фоне передачи власти от Ющенко Януковичу. Чтобы как-то сохранить лицо и  не выносить оправдательный приговор прокурор и судья предъявили мне обвинения в халатности, что карается максимально сроком до 5 лет. А так, как срок привлечения к уголовной ответственности уже прошел, то меня просто освободили от неё. Правда, по не реабилитирующим обстоятельствам.

Бороться за справедливость не было смысла. Никому не были интересны мои характеристики, то, что я проводил учёбу своих бухгалтеров, то, что провел аудит и прочее. Из жизни просто оказалось выброшено 10 лет жизни, когда я не мог ни получить загранпаспорт, ни провести операции по улучшению своей жилплощади.

В общем, «От сумы и от тюрьмы не зарекайтесь».


Рецензии