Кто продолжит...
ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Когда мы (неважно, кто – читатели, обыватели, учёные) говорим о боге, можем ли мы считать его реальностью? – Можем считать, а можем не считать. Для верующих, в большинстве своём, предположение, что Бог создал Мир, вполне естественно, и это значит, что бог, создавший нашу реальность, реален сам. Неверующие знают, что бога нет, и это значит, что он нереален.
Но когда мы говорим о Специальной или Общей теории относительности или о законе Всемирного тяготения и прочих утверждаемых человеком положениях, мы – независимо от того, верим мы в это положение или нет, – не можем и не должны считать это положение, закон или теорию реальностью. Теория или закон сами по себе в отрыве от человека существовать не могут. Даже безоговорочно веря в теорию, мы лишь считаем, мы имеем в виду, мы предполагаем, что эта теория описывает реальность. И даже не реальность Мира, не мир как реальность, а реальность каких-то взаимоотношений, каких-то обстоятельств, каких-то условий в этом мире – таких как кривизна пространства, предел скорости движения, притяжение частиц материи, направленность времени, квантованность энергии и прочие абстрактные вещи, смысла которых никто не понимает. Не понимает никто – ни обыватели, ни учёные. А не понимают, потому что никто не удосужился простыми словами объяснить, для чего эти абстрактные вещи придуманы.
Таким образом, мы предполагаем, что какой-то закон или теория описывает реальность каких-то абстрактных, непонятных нам условий, обстоятельств или явлений, то есть у нас есть своё мнение о вещах, которые мы не понимаем. Это уже само по себе глупо. В итоге, в соответствии с этой теорией или законом, но не понимая, что такое «энергия», мы делим её на порции (кванты), или не зная, что такое «материя», мы вычисляем силу притяжения её частиц, и не ведая, что представляют собой «пространство» или «время», определяем их кривизну, растяжимость или направление. Про Вселенную, которой до сих пор нет чёткого определения, и всякую «тёмную энергию» (опять абстракция) в этой Вселенной, про множество всяческих «эффектов» и «парадоксов» можно было бы даже не упоминать.
Такое положение, такая ситуация сложилась в нашем познании Мира, в наших теоретических науках только потому, что никто не учитывает субъективность законов и теорий. Законы и теории, как уже было сказано, не существуют в реальности, их придумывают – именно придумывают, а не открывают, как это принято считать, – учёные-естествоиспытатели, учёные-теоретики, люди, которые пытаются объяснить, почему реальность именно такова, какой мы её воспринимаем. Но, к великому сожалению, не все, а лишь единичные учёные пытаются объяснять реальность простыми понятиями, стараясь прежде объяснить смысл терминов, и только потом, используя эти понятные всем термины, донести до обывателя и других учёных смысл «открытого» закона, своего предположения, предлагаемой теории.
Субъективность законов и теорий заключена именно в том, что они ВЫДУМАНЫ для объяснения конкретных или общих явлений. Если теория хорошо объясняет процесс или явление, она считается удачной, пополняет копилку знаний человечества и преподаётся подрастающему поколению. Если же теория или закон «буксуют», не могут объяснить возникшие парадоксы, нестыковки и предполагают какие-то «исключения», они остаются временными гипотезами или вообще забываются как неудачные, иногда лишь оставаясь фактами в истории науки.
Но нередко, даже если теория или закон не очень удачны и спорны, они всё равно считаются объективным знанием и преподаются в учебных заведениях школьникам и студентам по одной простой причине – нет иного, тоже выдуманного, но более удачного закона или теории, объясняющих известные всем явления. Такое положение с законами в науке может длиться долго – годами и веками человеческой истории. И большинство учёных каждого следующего поколения уже привыкают к мнению, что данный закон объективен и вечен как закон Природы, или что данная теория верна, как отражение законов Природы. И поэтому молодые учёные уже ищут причины, по которым возникают парадоксы и нестыковки в существующей теории, вместо того, чтобы искать другое объяснение явлениям и придумать другую более удачную теорию.
Именно это непонимание учёными субъективности теорий и законов, используемых в науках, тормозит развитие наук наряду с нежеланием опять же большинства учёных искать чёткие определения используемых в теориях терминов. Непонимание и нежелание в результате дают топтание учёных-теоретиков практически всего мира на одном месте. А своему техническому прогрессу человечество обязано исключительно экспериментаторам, учёным-практикам, инженерам, занятым в производстве. Именно они, не обращая особого внимания на парадоксальные и абстрактные теории и законы, придуманные теоретиками, создали паровые машины и самолёты, испытали различные химические реакции и сотворили современную медицину, сконструировали космическую ракету и атомную бомбу и т.д. и т.п.
ЛОГОФИЗИКА
На дворе уже третье тысячелетие нашей эры, но многие основополагающие понятия человечьего мировоззрения до сих пор, как и тысячи лет назад – во времена античных философов, древнеегипетских жрецов и шумерских магов, – не имеют у человека однозначных определений. Теоретики науки постоянно упираются в стену невозможности определения основных понятий, с помощью которых делаются попытки объяснить устройство мира и суть открытых человеком фундаментальных законов. Об этом пишет философ П.П.Гайденко в своей статье «Понятие времени и проблема континуума»: «…Георг Кантор (создатель теории множеств) подчеркивал, что невозможно определить континуум, если исходить из представлений о времени или пространстве, потому что сами эти представления могут быть объяснены только с помощью понятия континуума, которое должно быть исходным и простым и не должно зависеть в своем содержании от других понятий».
Как сегодня довольно просто решается эта проблема, наглядно было показано в некоторых публикациях ранее: «Заметки на полях. Время и континуум Пиамы Гайденко» http://www.proza.ru/2018/08/18/478, «Фундаментальные ошибки 3 (Главная ошибка философии)» http://www.proza.ru/2018/11/23/1613, «ЛТО. Соответствие физике» http://www.proza.ru/2019/05/18/1274 и др. Настоящая же публикация, предлагаемая вниманию читателя, представляет собой всего лишь предисловие к словарю терминов, необходимых для использования в науке, но объясняемых уже не с позиций классической или релятивистской физики, а с позиции физики ЛОГИЧЕСКОЙ, как направления в науке, способного вывести теоретическую науку из многолетнего тупика и застоя.
Логическая физика, или логофизика – это логическое осмысление классической механики, новейший раздел теоретической физики на стыке механики, логики и философии. Такая простая и, в то же время, прочная основа позволяет не только объяснить практически все неопределённые, расплывчато определённые и неверно определённые понятия и явления нашего мира, но и выстраивает их в непротиворечивую теорию, которая способна заменить обе используемые ныне парадоксальные и противоречивые теории относительности (СТО и ОТО), закон всемирного тяготения, начала термодинамики и некоторые другие надуманные положения в науке. Как назвать эту теорию – логической теорией относительности (ЛТО), или логической теорией мироустройства (ЛТМ), или теорией мироздания (ТМ) – в настоящий момент неважно. Теория находится в стадии разработки, и для её освещения планируется написание и предварительная публикация на данном сайте книги «Слово о мироустройстве». Приложением к этой книге как раз будет «Словарь терминов».
Логофизика использует накопленный опыт науки и, конечно, может и обязана пользоваться теми её определениями, которые верно отражают объективную реальность и логически непротиворечивы. Но большинство определений терминов, которые будут представлены в данном Словаре, касаются именно недостаточно определённых понятий и взяты, в основном, и обобщены из уже опубликованных статей по логофизике на сайте Проза.ру. Надо сказать, что как направление теоретической физики логофизика развивается очень быстрыми темпами – это, конечно, заслуга Интернета, который позволяет искать, получать и сравнивать различные научные теоретические и экспериментальные данные в тысячи раз быстрее, чем ещё четверть века назад. Из-за такой высокой скорости развития часть понятий, которым были даны определения «от логофизики» в опубликованных статьях всего лишь год-два назад, в «Словаре терминов» уже имеют более конкретное или даже, хоть и редко, несколько иное определение в свете новейшей информации.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
БЕСКОНЕЧНОСТЬ – отсутствие знания о предельности явления, незнание.
Так как предельность (конечность, ограниченность, определённость) какого-либо явления означает наличие у субъекта знания о пределах явления, границах распространения явления или конечной возможности возникновения явления, то безграничность, бесконечность или беспредельность – это всего лишь отсутствие у субъекта подобного знания. Такого явления как «бесконечность» в объективной реальности нет, и потому «бесконечность» возможна лишь как незнание или неопределённость – субъективные понятия Бытия.
Любая рассматриваемая субъектом система имеет границы и пределы. И, например, если мы рассуждаем об инерциальной или неинерциальной системах отсчёта, то не считаем, что эти системы в пространстве бесконечны, просто в данном случае они не определены, потому что при рассмотрении закономерностей движения тел нам неважны границы системы. А, к примеру, на часто возникающий вопрос о бесконечности Мира или Вселенной можно ответить следующим образом.
Представление о системе отсчёта возникает только в пространстве, или в материи, или в движении, то есть в одном из объектов Вселенной. А сама Вселенная и, тем более, Мир, состоящий из Вселенной и Бытия, – это, во-первых, «надсистемные» (и поэтому «надпространственные») понятия, то есть их представлять как системы бессмысленно, а во-вторых, они чётко определены, и, значит, тут нет места бесконечности. Сказать, что Вселенная бесконечна, нельзя, потому что она точно определена, и мы знаем, что такое Вселенная – это Мир в движении. Тем более нельзя сказать, что бесконечен Мир, потому что он состоит всего лишь из двух объектов – это Бытие и Вселенная. Объект, состоящий из конкретного количества других объектов, не может быть бесконечным.
В обыденной действительности, говоря о мире или о вселенной, мы всегда подразумеваем какое-то пространство (космос, Землю и т.п.) или какую-то материю (природа, биосфера, опять же планета Земля), то есть, подразумеваем определённую систему отсчёта в пространстве Вселенной. И, коль не уточняем определение системы, которая подразумевается в разговоре, то и употребляем понятие бесконечности, то есть, незнания границ системы, хотя у этой системы, конечно же, есть определённые границы или размеры.
Продолжение СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ следует.
Планируется определение, как минимум, следующих терминов:
БЫТИЕ
ВЕЛИЧИНА физическая
ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ
ВОЗДЕЙСТВИЕ
ВОЗМОЖНОСТЬ
ВОЛНА
ВОСПРИЯТИЕ
ВРЕМЯ
ВСЕЛЕННАЯ
ГРАВИТАЦИЯ
ДАВЛЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ
ДЕЙСТВИЕ
ДИСКРЕТНОСТЬ
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
ДОСТАТОЧНОСТЬ
ЗАРЯД
ИЗМЕРЕНИЕ
ИМПУЛЬС
ИНЕРЦИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
КАЧЕСТВО
КОЛЕБАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО
КОМПЛЕКС
ЛИНИЯ
ЛОГОФИЗИКА
МАГНЕТИЗМ
МАССА
МАТЕРИЯ
МЕРА
МИР
НАПРАВЛЕНИЕ
НАПРЯЖЕНИЕ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ
ОБОЛОЧКА
ОБЪЕКТ
ОБЪЁМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСЬ
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
ПЛОСКОСТЬ
ПЛОТНОСТЬ
ПОВЕРХНОСТЬ
ПОКОЙ
ПОЛЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
ПОТЕНЦИАЛ
ПОТЕНЦИЯ
ПРИТЯЖЕНИЕ
ПРОТОН
ПРОТЯЖЁННОСТЬ
ПРОЦЕСС
РАССТОЯНИЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
СВОЙСТВО
СИЛА
СИСТЕМА
СКОРОСТЬ
СОСТОЯНИЕ
СОХРАНЕНИЕ
СПОСОБНОСТЬ
СРЕДА
СУБЪЕКТ
СУЩЕЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕЛО физическое
ТЕМПЕРАТУРА
ТОЧКА
ТЯЖЕСТЬ
УГОЛ
ФОТОН
ЦЕНТР
ЧАСТИЦА
ЧАСТОТА
ЧУВСТВО
ЭЛЕКТРОН
ЭНЕРГИЯ
ЯВЛЕНИЕ
Все интересующиеся могут в рецензии дополнить или продолжить список терминов, определения которых надо было бы уточнить в физике.
Свидетельство о публикации №220032501841
В 1900 году Д. Гильберт ставил задачи перед математиками на текущее столетие. И среди этих задач - задача 6 об аксиоматической описании физики. То есть задание энное количество аксиом, на базе которых методом дедукции выводились бы все явления физики.
По этому поводу диалектика однозначно давала ответ - такое невозможно. Абсолютная истина не достижима! Но точно к такому же выводу пришла и формальная логика в лице Курта Гёделя. Он доказал две теоремы о неполноте аксиоматической подхода, согласно которым любая аксиоматическая система либо неполна, либо противоречива!!!
Эти теоремы "закрыли" задачу 6. Создание конечной, правильной системы знания НЕВОЗМОЖНО! Это что же вы хотите оставить без проблем будущие поколения. А что тогда им делать?
Нет, уважаемый Борис, самое большее на что способен даже самый великий учёный, это сделать маленький шажок на бесконечном пути познания. Это диалектика. По-видимому, вы плохо учили "Диалектической материализм". В нем много не очень правильных вещей, но теория познания - это основа мировоззрения настоящего исследователя.
Тем не менее, я желаю вам успеха. В любом случае процесс постижения мира не может быть "пустым". От него обязательно будет польза.
С уважением,
Алексей Кимяев 25.08.2020 13:23 Заявить о нарушении
И Вас я тоже вряд ли расстрою, если признаюсь, что диамат я вообще не учил и благополучно "пропустил мимо ушей". К философии вообще отношусь настороженно. Логика, в моём понимании - это всего лишь чёткие правила рассуждения, или, если хотите, правила мышления, хотя все люди мыслят по-разному, поэтому не всегда друг друга понимают. А до математической логики мне дела нет.
Гильберт был математиком и к реальной (а не математической или статистической) физике не имел никакого отношения, и даже 6 проблема сформулирована им в первой части именно как математическая, так как теория вероятностей есть теория сугубо математическая, и статистическая физика есть раздел прикладной математики. А во второй своей части проблема сформулирована некорректно, ведь законов движения континуума в физике быть не может, так как нет никакого континуума. Гильберт просто этого ещё не знал.
Борис Владимирович Пустозеров 25.08.2020 16:48 Заявить о нарушении