Ч. 15 Неприступная Гренландия

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/03/24/1775

Метеорологам воюющих стран жизненно важно было знать движение холодных арктических масс воздуха, определяющих погоду в Северной Атлантике. Немцы сделали шесть попыток основать на безлюдном берегу Гренландии метеорологические станции.

Операцию «Bassgeiger» проводил германский военно-морской флот. Решили обосноваться на мысе Сусси острова Шеннон. Экспедиция отправилась в августе 1943 года из Нарвика на метеорологическом судне «Coburg».

Таких судов у немцев было девять. Три из них, сменяясь, постоянно несли службу в Атлантике, снабжая сводками погоды армию, авиацию и флот. Но в 1941 году два метеорологических судна, "M;nchen" и "Lauenburg", немцы считали потопленными.

Однако потоплено было только одно судно. Дело в том, что британский криптоаналитик Гарри Хинсли, работавший в Блетчли-парке, в апреле 1941 года пришел к выводу, что немецкие корабли для наблюдения за погодой использовали те же машины и кодовые книги «Enigma», что и немецкие подводные лодки.
 
Перед британскими моряками поставили задачу получить кодовую книгу с одного из этих судов. Понятно, что команда атакованного судна постарается выбросить  за борт текущие настройки и коды «Enigma», но Хинсли надеялся, что настройки на следующий месяц скорее всего сохранятся,  если команда будет вынуждена быстро покинуть корабль.

Для захвата "M;nchen" британское Адмиралтейство в начале мая 1941 года отправило семь крейсеров и эсминцев в район к северо-востоку от Исландии. 7 мая англичане сумели захватить судно, и им в руки попали настройки «Enigma» на июнь.

Чтобы ввести в заблуждение немцев и сохранить в тайне захват кодов «Enigma»,  "M;nchen" объявили потопленным и присвоили ему новое название  -  «Froyen». Но вернёмся к немецкой экспедиции.

После нескольких недель прорыва сквозь льды «Coburg» окончательно застрял во льдах в восьми километрах от мыса Сусси. Вначале немцы использовали судно как дрейфующую метеостанцию.

Однако 18 ноября начался такой сильный шторм, что он швырнул судно на ледяную стену. Большая часть корабельного метеорологического оборудования была смята и безвозвратно утрачена.

Тогда на лёд высадились девять человек метеорологов и восемнадцать человек команды судна.

Немцы на спине по торосам перенесли всё оборудование и припасы. На берегу они разбили палатки и выкопали в сугробах два тоннеля высотой три метра и длиной сорок метров, в которых разместили приборы, имущество и радиоаппаратуру.

Метеостанция продолжила работу на берегу после высадки на острове. Зимовщиков снабжали продовольствием и почтой  самолёты дальнего действия Фокке-Вульф Fw 200 "Кондор", которые иногда прилетали с базы в Тронхейме и сбрасывали груз на парашютах.

22 апреля 1944 года метеостанцию обнаружил Северо-восточный гренландский санный патруль. Во время перестрелки погиб лейтенант Рёдер. Понимая, что метеостанция вскоре будет ликвидирована, зимовщики сообщили об этом командованию и взорвали «Coburg».

Наземные метеоизмерения немцы производили непрерывно, даже во время перестрелки с патрулём, но зонды они запускать не могли, потому что оборудование для этого оказалось уничтоженным при столкновении с ледяной стеной.
 
В мае они выкопали в снегу взлётно-посадочную полосу, на которую приземлился самолёт дальнего действия, забравший всех оставшихся - 26 человек.

В конце осени 1944 года гитлеровское командование делает ещё одну попытку основать метеостанцию в Гренландии. Операция получила кодовое название «Edelwei;». Экспедицию отправили на метеорологическом судне «Kehdingen» в сопровождении  подводной лодки  U-703.

С подводной лодки после выхода из Нарвика отправили радиограмму, что экипаж установил плавучий метеорологический буй, и больше о ней никогда не слышали. Причина гибели лодки вместе со всем экипажем осталась неизвестной.

Судно «Kehdingen» обнаружил патрульный корабль береговой охраны «Northland». Он преследовал немцев  на протяжении семидесяти миль через ледяные поля у острова Большой Колдевей.

Немецкий экипаж и метеорологи уничтожили секретные документы и аппаратуру, затопили судно, а затем сдались в плен и были взяты на борт «Northland».

Продолжение http://www.proza.ru/2020/03/26/1971


Рецензии
Работа в подобных условиях, это потрясающий героизм с обеих сторон. Одно это уже показывает важность метеослужбы в любые времена.
Здоровья и всего самого доброго!
С теплом, Виктор.

Виктор Афсари   21.05.2020 22:17     Заявить о нарушении
Альпинисты это хорошо понимают!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.05.2020 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.