Штрихи войны по памяти потомков. Часть 7

МАРШРУТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ -1
Из воспоминаний нашего земляка,  журналиста Александра Михайловича Алёшкина, уроженца деревни Шафторка:
"Через  нашу  деревню  Шафторку  проходила  дорога Москва-Куйбышев. По этой дороге зимой сорок первого ночами безостановочными колоннами шли войска.
Молодые ребята в полушубках, шапках-ушанках и в валенках. Сибирские дивизии. Они шли на защиту Москвы.
Шли только ночами. Чтобы не попасть под немецкую бомбёжку. Утрами раздавался протяжный хриплый крик:
– При-ва-а-а-л!!!
И колонна мгновенно рассыпалась, а еще через несколько минут наш дом (как и все дома деревни в два километра длиной) заполняли под завязку солдаты. Они разом падали вповалку на пол и засыпали –  как были, одетые и обутые. Я с сестрёнками Раей и Лидой с полатей во все глаза глазели на спящих, храпящих. Мы глазели, а наша бабка Аксинья шла в сени, доставала из кадушки большой кусок сала, резала его на ломтики. Совала бойцам в карманы, в подсумки, крестила ребят и шептала молитву: «Господи, Господи! Спаси их, бедненьких…»
А  чуть  стемнеет  –  раздаётся  все  тот  же  протяжный, хриплый командирский голос:
– Па-а-а-дъём!!!
И так же молча солдаты вскакивали, выбегали на улицу, на мороз. Строились в колонны, шли дальше. Зима сорок первого была лютой. Снег скрипел под ногами. «Хрум-хрум».  Вновь потянулась через деревню бесконечная молчаливая колонна солдат-сибиряков. «Хрум-хрум…»
Это ведь потом, через много лет, я узнал, что именно сибиряки спасли Москву. Москву и Россию."

МАРШРУТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ -2
….Через пару недель встретились вновь С моим собеседником в этом же сельском автобусе. Узнав меня и  почувствовав мой интерес, дед как бы продолжил беседу:
- отец мой ушел на войну последним и убили первым. В Стенькино председателем сельсовета был.
- А сибиряков помните, как шли они?
Надо пояснить читателю, что перелом в войне в памяти местного населения связан был с тем, через местные деревни шли призванные в Сибири новобранцы. Шли с железнодорожной станции Шилово Рязанской области марш-броском на Михайлов, который был первым освобожденным от немецких полчищ городом. Занят он был на короткий срок, тем не менее, немецкая разведка на мотоциклах доходила до сел Высокое и Стенькино, находившихся от Рязани в паре десятков километров. Сама же Рязань была беззащитна, в ней оставалось всего три винтовки (опять-таки по воспоминаниям старых людей). Москва была также рядом. И командование бросило изысканные резервы, совершившие перелом в войне.
Собеседник продолжал:
- Много шло, много. Шли по ночам, днем немецкие самолеты летали. Маленького роста все, как на подбор, шли.
 Хлеб просили у нас, ребятишек. Для солдатика, умирал он. Хлеб-то знаешь из чего пекли? Из картошки. А мы, дети от матерей его солдатикам таскали. А то и они сами отнимали. Голодные были. А тот солдатик умер, хоронили его. Перелески все пожгли, вырубили пока шли.
Потом, когда Михайлов освободили, мы на студебеккерах трофейных катались.
Путь наш опять подошел к концу. Опять распрощались.
Остались мысли….

ДОРОГИ ПОНТОНЕРА ИЗ МОРДОВИИ.
                По рассказу Никифоровой Лидии Николаевны.
…Папа мой, Никифоров Николай Алексеевич 16. 12.1926 года рождения, был призван рядовым 06.11.1943 года Ширингушским РВК, Ширингушского района Мордовская АССР. Воевал понтонером 8-го отдельного понтонно-мостового Станиславского ордена Суворова батальона. Не однократно был награждён медалями. Дважды совершил подвиги на реке Одер.
28 02 1945 года по пояс в ледяной воде в реке Одер, в районе Линдеи, при переправе на пароме, один понтон был пробит льдиной. Несмотря на бомбёжки вражеской авиации Никифоров Н. А быстро заделал пробоину и спас паром с танком от подтопления. Был награждён медалью за отвагу.
31 03 1945 года разминировал подходы к переправе и установил понтон, чем обеспечил переправу через реку Одер. О чем свидетельствует документ, наградной лист, что рядовой Никифоров Н. А - понтонер представлен к Ордену Красной Звёзды, но награду не получил, а взамен был повторно награждён медалью за Отвагу.
 Имеет награду за освобождение Праги. Дошёл до Берлина, принимал участие при водружении знамени на Рейхстаге. До 1986 года периодически к дню Победы награждался памятными медалями. Похоронен на кладбище в посёлке Свеженькая Зубово-Полянского района Республика Мордовия.

ШТРИХ ПАМЯТИ ВОЕННОПЛЕННОГО.
Много написано про лихолетье военное.
 Героического, приукрашенного, зачастую надуманного. Написано пережившими всю тяжесть войны. Написано и теми, кто не видел ее ни лично, ни в поколениях. Но тем не менее судящих о ней.
Но меня всегда поражают своей простой и обыденностью рассказы простых людей, переживших лично военные напасти.
Со страшной, леденящей душу простотой.
Как в рассказе моего ушедшего уже из жизни отца, перенесшего четыре года плена и чудом вырвавшегося из него.
- Туалеты были у нас на сваях, под ними бочки с фекалиями, которые вывозились. Как соберется в туалете человека три-четыре, пост (часовой) даст очередь из автомата, один-два из них готовы, в бочку сваливаются… Хоть в туалет не ходи…
Сколько же ушло из памяти народной безвозвратно с теми, кто вынес все и ушел уже от нас?

ИЗ ДИАЛОГА С УРОЖЕНКОЙ Д. КРУТОЕ  ТАТЬЯНОЙ ЗАВЕРТКИНОЙ.
…Мои родители были ещё детьми и мало что могли рассказать про военное время... Папа был с 34-го года, а мама с 38-го.
Дедушек не было, а бабушки что-то и не особо разговорчивыми были на эту тему. Голодно и тяжело, вот и весь рассказ. Свекор мой был фронтовик, но даже из него бывало ничего не вытащишь, что касаемо войны. Ушёл в 42-ом 18-ти летним добровольцем(он 24-го года) прошёл всю войну на передовой, связистом, а потом ещё 2 года служил как новобранец. И домой вернулся только в 47-ом. Станешь что-то расспрашивать у него слёзы на глазах.... А в 89-м его не стало…


Рецензии