23. Автоликер

       Третий месяц наша механизированная бригада идет по земле врага.      
      Противник еще силен и, понимая, что войны ему не выиграть, в предсмертных судорогах продолжает яростно сопротивляться, желая во чтобы то ни стало хоть на день, хоть на час остановить наступающие советские войска
       В только что освобожденном городе Бауцене, который был конечным пунктом ближайшей задачи бригады, мне с большим трудом удалось усадить комбрига полковника Дудку за стол, чтобы он прочитал, а затем и подписал подготовленное штабом итоговое боевое донесение за период четырехдневных боев.
   Прочитав первую страницу, комбриг облокотился на правую руку и мысленно вернулся к тому историческому утру, каким стало утро 16 апреля.
     16 апреля 1945 года после мощной авиационной и артиллерийской подготовки началась решительная атака войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов одерско-нейсенского оборонительного рубежа. Началась победная Берлинская стратегическая наступательная операция советских войск.  Берлинская операция — заключительное сражение Великой Отечественной войны.
   Он все помнит. Помнит, как бригада совершила двухдневный марш, пройдя в основном ночами  230 километров. Помнит, что она представляла из себя после предшествующих бросков и боев, если из трех мотострелковых батальонов пришлось укомплектовывать до штатной численности только два, ликвидировать отдельную роту противотанковых ружей. А ведь впереди  бои, бои, решающие исход всей войны.
     Кто судит о войне по фильмам застойного периода, тот, вероятно, представляет начало сорок пятого года как неудержимое, беспрепятственное движение наших армий к Берлину.
      Да, все было нацелено на Берлин, все было устремлено к нему.
    Но сказать, что это было неудержимое движение, нельзя. Враг был еще силен, и многие города мы брали в тяжелых боях.
      Потому и полковник Дудка, читая донесение, не спешил поставить свою подпись.
     Он вчитывался, сверял: все ли так изложено для потомков. Он хотел, чтобы в донесении, которое станет историческим документом, была правда. Только правда.
     На войне, как на войне. Успех определяется не только своими возможностями, но и тем, как их тебе позволит применить противник.
      Но в сорок пятом году, который справедливо прозвали годом активных наступательных действий, нам пришлось испытать всякое.
     В Висло-Одерской операции танковые и механизированные войска, ринувшийся в прорыв с Сандомирского плацдарма, уничтожая и блокируя опорные пункты и резервы врага, стремительно продвигались вперед. Иногда проходили до 75 километров в сутки. За несколько дней оторвались от баз снабжения до 500 километров.
 «Вперед!»-кричали мы и не думали о том, что продвигаясь вперед, оставляем не уничтоженными или плененными целые гарнизоны фашистов, а также  лишались  оперативного пополнения топливом и боеприпасами.
      Немцы, пережив шок такого мощного наступления наших армий, искали ответные меры. И нашли.
   Оставшиеся в тылу разрозненные гитлеровские части объединившись в одну мощную группировку, нападали на наши   тыловые подразделения и аэродромы, а в Ченстохове даже стали серьезно  угрожать оперативной группе штаба 1-го Украинского фронта.
      Командующий фронтом, учитывая, что наш корпус шел в арьергарде армий, приказал комкору возвратиться назад к Ченстохову и ликвидировать гитлеровскую группировку.
     Кажется, чего проще. Но, предстоял марш на 75-80 километров, а горючего-нуль.
      Остановились танки, тягочи, автомашины. Ждать, когда привезут бензин и дизтопливо, времени не было. Тем более, что на путях подвоза действовали немцы.
      Надо искать топливо или замену ему.
     Расторопные офицеры тыла бригады гвардии лейтенанты И.Панфилов и А.Александров обнаружили на станции вблизи Ченстохова две железнодорожные цистерны со спиртом.
     Для проверки налили в бак автомашины -  мотор  заработал и машина пошла. Привезли бочку, залили в танк, и он поехал.
      Быстро были собраны все порожние бочки из -под бензина и дизтоплива. Командиры взводов обеспечения подразделений заправили  машины. Бригада тронулась. И были бои, жестокие, неожиданные, когда мы не знали, где фронт, где тыл, кто прикрывает фланг.
   Конечно, главное- выполнение задачи по ликвидации фашистской группировки.  И  задачу мы  в конце концов выполнили.
      Были и курьезные  случаи.  Сначала по солдатскому телеграфу долетела новость : то, что двигало танки и автомашины валило с ног нашего солдата. Поклонники спиртного прозвали это зелье «автоликером».
      А часа через три после сосредоточения в районе  Радомско  уже бригадный врач медслужбы Докучаев доложил комбригу печальную весть: несколько солдат из взвода обеспечения 2-го батальона и артдивизиона доставлены в медсанвзвод с тяжелым опьянением. Трое из них в буквальном смысле сгорели от спирта.
-Какого спирта? Где они его взяли?
Врач полагал, что кто-кто, а комбриг знает, чем заправлялись машины бригады. Но, уточнил.
-Ведь они  пили «автоликер»
-Какой еще автоликер?
-Наши машины и танки были  заправлены спиртом.....
     Была немая сцена. И оргвыводы - сначала вниз, потом  выслушивание оргвыводов сверху. Сия новость   донесения не миновала. И такое бывало. Да за эти четыре дня, начиная с 16 апреля, много чего было. Все помнит комбриг.


Рецензии
Проверенный вариант, качественный спирт -на все случаи жизни.
Спасибо. С уважением

Игорь Меркуленко   13.05.2020 07:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.