Артист Юрий Каморный

Я впервые увидел этого артиста в киноэпопее «Освобождение», где он играл командира танка. Причем его герой присутствует практически во всех сериях фильма – и в битве под Курском, и при штурме Берлина. Затем была роль командира подводной лодке в фильме «Правда лейтенанта Климова». Роль небольшая, но в ней Каморный в форме капитана второго ранга смотрелся очень красиво. Другие фильмы с его участием, о которых пойдем речь ниже, я не видел.   Потом он исчез с поля моего зрения. Но я, не будучи заядлым киноманом, не очень-то следил за судьбой некоторых артистов. Но когда узнал, почему Каморный перестал сниматься в кино,  очень расстроился. Все оказалось более трагично, чем я предполагал. Судите сами, уважаемые читатели.

Красавец, баловень актерской судьбы, его природа наградила талантом, обаянием, прекрасными вокальными данными.
Он никогда не пользовался дублерами, умел водить танк, делал прыжки с парашютом, ездил верхом на лошади, знал приемы карате и конечно,  был кумиром миллионов женщин...

Зрители влюбились в Юрия Каморного с первых ролей. В 1966 году, режиссер Михаил Богин приглашает актера на главную роль в свой фильм «Зося». Его партнершей становиться польская дива Пола Ракса. Они очень красиво смотрелись вместе, голубоглазый Юрий и белокурая красавица Ракса. На экране трогательная первая любовь на войне. Позже, после триумфального показа телевизионного фильма «Четыре танкиста и собака», журнал «Советский экран» назовет ее лучшей иностранной актрисой 1967 года.

На премьере фильма «Зося», все отметят удивительное сходство Юрия с Вячеславом Тихоновым. В титрах не указано, что он озвучивает дебютанта. У Каморного от природы голос сипловатый, сорванный в море. До поступления в театральный ВУЗ Юрий плавал на судне. Режиссер Богин не ошибся в выборе актера для дубляжа, произойдет удивительное совпадение голоса и внешности. А через несколько лет Каморный озвучит сына Тихонова, Владимира в фильме «Ясь и Янина».

В 1967 году известный режиссер Юлиан Панич, снимает фильм «Проводы белых ночей» и на главною роль приглашает Юрия. Его герой журналист Валерий, в меру циничный красавец, мужественный, обаятельный. Казалось, такие на экране уже были, но тут магия особого рода, с загадкой.

Кинорежиссеры заметили талантливого актёра, он снимается в двух-трех кинолентах в год: «И был вечер и было утро», «Вера, надежда, любовь», «Будни уголовного розыска», «Верный друг Санчо», «Стрелы Робин Гуда».

В этих картинах формируется амплуа героя-любовника, рыцаря без страха и упрека, прообраз нынешних суперменов. Погони, стрельба, рукопашные схватки, съемки без дублеров, все это пагубно сказывается на здоровье Юрия, его нервы обнажены, физические силы на пределе.

Во время съемок картины «Зося», по неосторожности пиротехников, раньше времени взорвался фугас. Юрий больше всех других актеров пострадал, его по-настоящему контузило. Каморный пролежал в госпитале три месяца. Режиссер Михаил Богин предложил прервать работу над фильмом, но Юрий об этом даже слышать не хотел. Актер выписывается с больницы раньше времени, не залечив травму, и продолжает сниматься.

Вскоре он забудет об этом случае на съемочной площадке. В 1967 году выходит киноэпопея «Освобождение».  Для съемок в этой картине Юрий учится водить танк. Все каскадерские трюки выполняет сам. Между тем былая травма на съемках «Зоси» дает о себе знать. В сцене под Прохоровкой, актер спрыгивает на ходу с танка и ломает ногу. Превозмогая чудовищную боль, доиграет эпизод до конца, отказавшись ехать в госпиталь.

Камерный играет не только положительных героев. Обаятельны даже его отрицательные персонажи. Жесты, интонация актера обладают невероятной силой притяжения. Когда соединяются вместе Божий дар, человеческая содержательность и глубина, это с экрана выстреливает, ну просто невероятным образом. Одним из первых это заметил Юлиан Панич, когда приступил к своей первой работе "Проводы белых ночей».

Премьера фильм состоялась 24 июня 1970 года в традиционный выпускной вечер. И буквально через несколько часов песню "Ах, как они любили" пела вся страна. Трудно сказать, имела бы эта песня успех, если бы её не исполнил Юрий Каморный.

Много лет спустя пересматривая фильм «Проводы белых ночей» его герои заметят, что картина невольно предсказала судьбу всех участников, и каждый по-разному прочитает эти знаки. Для Каморного они окажутся роковыми. В одной из сцен фильма на стене висела настоящая казачья шашка. После премьеры режиссер Юлиан Панич подарит её Юрию. А перед отъездом из СССР передаст всю коллекцию: два настоящих пистолета, две лепажевские шпаги, которые можно было завязывать узлом, всего около 15 единиц оружия. После трагедии, Панич будет себя упрекать, что сделал такой подарок актеру.

Юрию всегда нравилось оружие, оно ему напоминало об отце, который был полковником (на то время, один из самых молодых в Красной армии). Родители познакомились и поженились, когда маму Юрия, Галину Федоровну, эвакуируют на Урал. Здесь 8 августа 1944 года у них родится сын. Вместе с мамой Юра переедет под Мурманск. Там, в местной школе после окончания института, Галина Федоровна преподавала английский язык и Юра благодаря ей прекрасно им владел. Маме никогда не нравилось, что Юрий выбрал профессию актера, как будто предчувствовала беду.

Стать актером Каморный не собирался, его манило море. В театральный ВУЗ привел случай. В 1962 году Юрий зашел на экзамены в институт театра музыки и кинематографии, поболеть за приятеля. И тут его заметил Зиновий Карагоцкий, который был в составе комиссии. Увидев Юрия, педагог смог рассмотреть в юноше неординарную внешность и тут же принял решение взять к себе на курс.

После окончания ВУЗа его приглашают в Ленинградский ТЮЗ. Каморный занят в каждой премьере, его любит публика и вдруг в 70-х он совершает поступок, который никто не может понять. Пишет заявление об уходе из театра, находится и повод. Юрий больше не может играть три спектакля в день, а это специфика всех театров юного зрителя.

Актёр попадает в обольстительные сети кино. Здесь другая динамика, ему льстят крупные планы, здесь больше славы, шире зрительская аудитория. Кино эксплуатирует актера по полной программе, с его участием выходят по три картины в год, предложения сыпятся одно за другим.

Инной раз и надо бы отказаться, но это трудно, особенно если фильм о войне и ему предлагают спеть песню. В фильме «Карантин», он первый раз исполнил произведение Владимира Высоцкого. Потом, режиссеры кино не раз будут решать вопрос, кто Каморный или Высоцкий. В фильме «Опасные гастроли» роль отдают Высоцкому, а роль Шута в «Стрелах Робин Гуда» достается Каморному.

Каждый новый военный фильм для Каморного вызов своим физическим возможностям. Работа на приделе сил, он осваивает прыжки с парашюта, занимается верховой ездой, перед съемками «Голубые молнии» месяц живет в казарме воздушно-десантных войск, руками ломает кирпичи, делает сальто, бросает ножи, легко и непринужденно, ведь он герой.

Самая любимая роль в фильме «Морской Волк». Каморному необыкновенно идет морская форма, в кино осуществляется его детская мечта, стать капитаном. Сбудется эта мечта и в жизни, он купит катер у Георгия Товстоногова и с шиком катается по Финскому заливу. Но морские прогулки будут Юрия радовать недолго, адреналин уходит, приходит проблема со здоровьем, сказывается контузия, которая произошла на съемках «Зоси».

В 1971-м Каморный снимается в фильме «Правда лейтенанта Климова», он снова супермен, но в крупных планах видно, это лицо тяжело больного человека. Его лечат в клинике нервных заболеваний, долечится Каморному не дали, актер задействован во многих проектах, был просто  нарасхват.

В последние годы рядом с Каморным нет близкого человека, который понимал бы весь ужас ситуации. Если бы рядом была сильная женщина, которая о нем заботилась и любила, может быть такой трагедии и не случилось.

На тот момент Юрий развелся со своей женой Ириной Петровской. Они познакомились еще студентами, актриса училась на параллельном курсе. Вскоре поженились, у них родилась дочь Полина, проживут несколько счастливых лет, снимутся совместно в фильмах.

В начале 70-х их брак распадется, расставание окажется болезненным. Больше всего Каморный переживает из-за дочери, бывшая жена, выйдя замуж, изменит фамилию ребенка и увезет её в Германию. Дочь Полина откроет студию восточных танцев, её жизнь никак не связана с Россией. Трудно поверить, что один из самых красивых и обаятельных мужчин советского кино, так и не смог обрести обычного семейного счастья.

Внешне в начале 80- годов у Юрия вроде бы все было благополучно. Он получает звание «Заслуженного артиста РСФСР», готовится переехать из двенадцати метровой коммуналки в новую квартиру (квартиру в центре Юрий оставил жене и дочери).

Юрий уже не может скрывать от близких и друзей свою болезнь. Каморный сам принимает решение лечь в больницу и никаких съемок до полного выздоровления. Но долечиться опять так и не смог. Приехали с «Ленфильма» и пообещали врачам следить за здоровьем Юрия. Не уследили, съемочный график убийственный даже для здорового человека.

В фильме «Правда лейтенанта Климова» он играет морского офицера, в картине «Игра без козырей»- главаря банды. Драки, каратэ, карты, женщины… Очередная съемка обрывается очередным нервным срывом.

«Игру без козырей» снимали в Литве, здесь Каморный знакомится с Вандой Сапкайте, молодой гримершей местной киностудии. Порой Ванду удивляло его странное поведение, она приписывала это особому актерскому темпераменту. После завершения съемок, Каморный обещает приехать за ней в Вильнюс и увести в Ленинград. Через некоторое время, почувствовав себя плохо, попросил девушку приехать к нему.

27 ноября 1981 года Ванда приезжает в Ленинград, но Каморный её не встречает. Приехав к Юрию домой, она замечает, что-то с актером не так, как будто он не в себе. Говорит странные вещи, о том, что кто-то хочет забрать её у него. Девушка не понимает, что у Юрия началось обострение болезни и которую позже врачи диагностируют, как манию преследования.

Соседи слышали, что в комнате Каморного происходит что-то ужасное, и вызывают милицию. Попытка милиционеров войти внутрь, вызывают неадекватную реакцию у актера. Они взламывают дверь и видят жуткую картину. На диване лежит девушка, а к ее горлу приставлен нож, при этом Юрий все повторял, что он ее никому не отдаст.

Милиционеры делают два предупредительных выстрела, у Каморного это вызывает всплеск агрессии. Пытаясь попасть актеру в руку, они стреляют еще раз и ранят предплечье Ванды. Четвертый выстрел окажется роковым для Каморного, пуля попадет в бедренную артерию, и он через минуту умирает. Как потом напишут эксперты, даже если очень захотеть, попасть в это место практически невозможно.

Власти города дают негласную установку -  о трагедии нигде в прессе не писать, возникает проблема и с разрешением на похороны Юрия Каморного. Милиция не разрешила его хоронить, пока мать Юрия не подпишет документы, о том, что она не имеет претензий, и не будет возобновлять никаких дел. На «Ленфильме» запретили панихиду, актеры поехали попрощаться с Юрием Каморным в морг Бортнинской больницы. Все стояли возле гроба молча, боялись даже сказать доброе слово об актере.

Галина Федоровна Сухорукова, мать Юрия, везет тело сына и хоронит его в Старой Руссе. Много лет она будет хранить тайну о его захоронении, самым близким скажет: «Не уберегла при жизни, пусть оставят его в покое после смерти». Галина Федоровна 12 лет приносила цветы на могилу сына, когда она умерла, ее похоронили возле Юрия.

Много лет на могиле не было памятника, даже креста. Только после смерти матери Каморного, родственники нарушили обет молчания, был установлен монумент с фотографией и именем некогда знаменитого актера. Наверно, трагедия человека состоит в том, что Бог даёт ему талант, и не шепчет, как с этим подарком надо распорядиться в своей жизни…


Рецензии