Чум и летом, и зимой

Если для поморов, поселившихся по побережью Белого моря, жилищем стали избы из бревен, построенные собственными руками, то для ненца-кочевника этот вариант был неприемлем. При выпасе оленьих стад требовалась регулярная смена мест стоянок для того, чтобы животные были с кормом. Как говорится, ненцы постоянно ямдали с места на место и часто вместе со своими жилищами.

К тому же ненцы были не очень приспособлены долго находиться в замкнутых пространствах. Им требовалось постоянное общение с природой и прежде всего с тундрой. Без тундры ни один настоящий ненец прожить долго не может. Тундра для него — это и дом, и место рождения, и место работы. В тундре каждая тропинка, каждый ручеек и каждая сопка — отдельная страница жизни. К тому же ненцу нужна свобода и в мыслях, и в действиях.

Традиционным жилищем в те далёкие годы для ненцев был чум (по ненецки «мя»). Удобное для жилья и транспортировки во время кочеваний, это жилище было незаменимо для ненцев на протяжении многих и многих столетий. Жили в этих чумах ненецкие семьи и летом, когда пасли стада оленей в Канинской тундре, и зимой, когда жили в южной части полуострова, в Мезенских, Пинежских и Лешуконских лесах.

Чум имел коническую форму, которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. Она придавала устойчивость жилищу при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь.

В чуме всегда был чистый и прозрачный воздух, а дым висел только у самого отверстия в верхней части чума. Форма конуса способствовала оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполнял все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимался вверх. Также поднималось и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создавали зону повышенного давления и, как пробка, закрывали доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом это отверстие не могли преодолеть комары и гнус.

Главным элементом чума был шест. Его готовили долго и тщательно, поэтому и служил он тундровикам не одно десятилетие. Конус чума строился из полусотни шестов в зависимости от размеров чума. Для покрытия чума ненцы использовали покрышки (нюки), которые сшивали из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. Для пошива использовали около шестидесяти шкур оленя. Служили покрышки обычно много лет.

Как скажет хозяин, так и стоять будет

Место для стоянки и установки чума выбирал мужчина семейства. Существовал определенный порядок. Прежде всего, выбиралось место с учетом времени года. Зимой чум ставили по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Учитывалось также и то, что вход не должен был смотреть в ту сторону, откуда приехали оленеводы. Устанавливали чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружался очаг. Вокруг него укладывались доски пола. Потом на место постелей расстилали циновки из трав и прутьев. Затем устанавливали шесты.

Перпендикулярно центральному внутреннему шесту располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки. Края покрышек должны были заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образовывал вход в чум.

К основанию чума зимой подгребали снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Чум ставился за 30 – 40 минут.


Рецензии