Заговор вероятностей. Глава 7. Путевка. Роман

    
        Глава 7. Путевка.   


       В декабре девчонкам - студенткам дали общежитие, и они, не скрывая радости, за один вечер перевезли все свои вещи на такси. А мать в свой выходной  не поленилась съездить в пединститут к дежурному администратору и в толстую амбарную книгу черканула: требуются квартирантки - две девочки с дневного отделения или серьезные студенты-заочники.

      И за два дня до Нового года в обеденный перерыв, когда мать на кухне доваривала борщ, к ним в квартиру позвонил незнакомый мужчина. Ему, в его коротком зимнем пальто с цигейковым воротником, с лисьей самодельной шапкой было где-то за тридцать пять лет, и он переминался на пороге в серых фетровых сапогах, в которые были заправлены темные брюки. Весь его вид напоминал киношного барыгу. В руке мял листочек с адресом:

      - Вот, мне дали в институте. Я - заочник, приехал на сессию пораньше. Возьмите меня к себе на квартиру.

      Мать стояла перед мужчиной, на голову выше нее, в ярком матерчатом фартуке, в косынке, с половником в руках, и первой ее мыслью было:

      - Нам в наше бабье царство только мужика не хватало!

      Но незванный гость повел носом и вдруг удивил всегда настроенную против всех мужчин без разбора мать:

      - Хороший дух от щей. Видимо, вы - хорошая хозяйка!
 
      И мать растаяла. Она сдернула косынку и фартук, засуетилась, приглашая нового жильца в зал.

      А тот растерялся. Думал, наверное, встретить шуструю старушку, сдававшую лишнюю жилплощадь. А перед ним стояла поджарая, с хорошо сохранившейся гибкой талией молодица, с веселыми кудряшками химической завивки на голове, с небольшой грудью, выглядывающей не загорелой белизной из выреза легкой блузки, без лишнего веса.
      
      - Обедать будете? Мы живем по-простому. Сейчас моя дочка из института придет. Раздевайтесь и присаживайтесь к столу.

      Она ловко сдернула парадную накрахмаленную скатерть, достала из сетки за форточкой кусок соленого сала, нарезала целую тарелку аппетитными ломтями, выставила огурчики и помидоры из банки, квашенную капусту, налила полные миски густого наваристого борща.

      И когда Света вернулась домой, незнакомый мужчина и мать были уже хорошо навеселе. Графинчик с самогонкой, которую бабушка привозила из деревни для натирания ног и спины, был на треть пуст.

      - Света, ты ничего плохого не подумай. Михаил Иванович - человек непьющий. Мы всего по две стопочки выпили за знакомство и, чтобы сессию успешно сдал. Это - наш новый квартирант.

       И все, мать слетела с катушек. Когда вернулась из рейса бабушка, мать на ее упреки вдруг стала на колени возле стола, схватила и стала целовать бабушкины руки с набрякшими венами, сморщенной кожей:

      - Мамочка, ради Христа! Не могу я сейчас его бросить, даже на день! Он - моя судьба. Я это с первой минуты почувствовала.

      - А он тебя замуж звал? Нет! Опять на уговоры поддаешься? Сколько раз у тебя любовь завязывалась? Но ты на одно место слабая. Как не устояла, и все, кончилась любовь. Что ты от меня хочешь? Из дома выпроводить в новогоднюю ночь в рейс вместо себя? А Светку куда? С собой забрать на все праздники? Бедная девочка! Делай, как знаешь!

      И ни свет ни заря тридцать первого декабря довольная Света отправилась с бабушкой в праздничную Москву.

      И жизнь закрутила такой кулек неожиданностей, какой всей семье и не снился. Уже первого февраля Михаил Иванович приехал за матерью, которая за один день успела рассчитаться на работе, получить деньги, собрать пока самое необходимое в два чемодана. Напуганная и счастливая, заплакала на пороге квартиры, обнимая бабушку и Свету:

      Простите меня, мои дорогие и хорошие, и постарайтесь понять!

      А понимать было нечего. В районной школе Надежду Степановну с двумя курсами технологического техникума взяли с радостью на работу учительницей домоводства, и она поразила и учителей, и учеников своим удивительным рукоделием, замысловатыми тортами, которые пекли на уроках. С первого дня посыпались заказы на пошив модных выходных платьев по выкройкам из столичных журналов.

      И восьмого марта, в прекрасный морозный весенний день, Надежда вышла замуж, окончательно поменяв городскую беспокойную жизнь на тихую деревенскую в большом заволжском селе. Бывшая жена Михаила Ивановича потребовала развода, когда спуталась с разведенным директором клуба три года назад, забрала девятилетнего сына и с новым мужем уехала на Дальний Восток.

      И теперь в пустоте вдруг сделавшейся огромной квартиры Света с бабушкой, словно осиротели. Квартирантов решили не брать, обходиться пенсией и зарплатой бабушки и стипендией Светы. Перенесли телевизор из кухни в зал, бабушка перекочевала в спальню. О матери вспоминали специально редко, боясь сглазить ее такое неожиданное счастье.

      Эта путевка на Кавказ свалилась на голову семьи случайно, как обвал лавин в горах от негромкого слова, случайно упавшего из-под ног камня, - стремительный, неудержимый, перерезающий, сметающий своим бешеным языком деревья, камни и успокаивающийся только в узкой горловине стремительной  реки, встретившейся на дороге.

      Света приехала в начале июля после сессии, думала поваляться на грязном песке дикого условного пляжа под тенью высоченных тополей бездумно и поближе посмотреть новую жизнь матери.

      Накануне упивалась песнями Владимира Высоцкого. По телевизору снова показывали "Вертикаль". Ночью приснилось - попала в метель, трудно дышать. Конечно, днем в тени было почти сорок градусов. И сейчас - ни ветерка, горячая постель.Вышла с раскладушкой в сад. Через двадцать минут вся, искусанная комарами, залезла под летний душ в загородке возле летней кухни. Вода была горячая, хоть бери мочалку.

      Мазала слюнями укусы комаров на руках и ногах. Вертелась в жарком мраке ночи. Под утро, когда потянуло свежестью, то ли заснула, то ли просто грезила с закрытыми глазами, вставала, пила теплую воду из-под крана, но сна не было. А, когда задремала под утро, где-то в девять часов ее растолкала мать:

      - Светлана, вставай! Срочно идем в отдел культуры! Я жене заведующего Домом культуры сшила шикарное платье для выступления, и она мне через мужа подарок сделала. У них пропадает бесплатная профсоюзная путевка на Кавказ. "Горящая", понимаешь! Завтра нужно уже быть на месте. Если бы на море, то желающие сразу нашлись бы. А тут пешком по горам! У всех огороды, закрутки, компоты, варенья - какие тут горы!

     - Светочка, мать твоя полстраны объездила, бабушка - вторую половину. Вот мои отпускные, собирайся на Кавказ! Путевку  в наш профсоюз передадут, она будет на меня выписана. Соврешь, что мать простудилась. Может быть, с кем приличным познакомишься, замуж выйдешь.

      - А мы с Мишей целый месяц как молодожены поживем без взрослой дочери под боком.Не обижайся, Светочка, но я ведь старше Миши на целых пять лет. Знаешь, как мне обидно, когда он на твоих подруг таращится. Сравнивает. Да и ты вон,как вымахала! Студентка моя, ненаглядная!

      Света сразу почувствовала себя лишней в этом сельском доме отчима, когда приехала. Мать мечтала забеременеть, но пока безуспешно. Она наряжалась в Светины шорты, носила тонкие блузки без лифчика. Постоянные клиентки, девчата из парикмахерской, сожгли ей все волосы химическими завивками. И эти кудельки перекрашенных волос злили Свету.

      Ей хотелось снова видеть свою мамку громогласной, резкой, немного даже хулиганкой, когда она командовала в своем вагоне пассажирами, и все ее немного побаивались.

      Избалованный блинчиками и пельменями Михаил раздобрел, разваливался после ужина без майки, в старых потертых трикотажных брюках на горячем диване. И мать, сдернув красную в белый горошек косынку, то пыталась прилечь рядом с ним, то делала ему массаж, оглаживая волосатую спину нежно, не обращая внимания на сидевшую в кресле Свету.

      Свете не было здесь места. И не нужно было ей мчаться в эту деревенскую глухомань, где уже рано утром через открытое окошко, затянутое марлей, проникал, пронизывал все крахмальные занавески и салфеточки устойчивый запах свинарника, если дул северный теплый ветер.

      Она промучилась почти весь месяц, все чаще ночуя у подружки, от которой вообще не было секретов. Днями валялись на песке и уходили от реки, когда становилось невмоготу от зная даже в речной глубине, и можно было спокойно получить тепловой удар.

       И вдруг эта путевка. Спортивную сумку утрамбовала за пятнадцать минут. Отчим притащил из школы большой армейский рюкзак. Мать сунула метр резинки, на всякий случай, и новенький югославский раздельный купальник, который достала по блату на складе. Сумка получилась приличная по весу, но зато Света была рада, что прихватила в деревню новенькую батистовую сорочку , выходное, из плотного шелка, с вытканными розами на подоле, платье и нарядные босоножки. Кепка и футболка остались в городе. Пришлось взять простую белую косынку.

      Успела на автобус, повезло с плацкартным билетом внизу, у самого туалета. Но, когда вдохнула запах разогретого масла,горящего угля, услышала гомон переполненного вагона, - почувствовала себя дома.

      Деньги мать зашила на поясе спортивных брюк, в которых было невыносимо жарко. И Света, стесняясь, легла лицом к проходу, спиной к окну, и всю ночь дверь беспокойно билась у ее ног, охраняя спрятанную материну зарплату, которую было приказано тратить по минимуму только на обратный билет, фотографии и самые дешевые экскурсии.

      Беспокойная жаркая ночь закончилась в Саратове. Выстояла три часа в бесконечной очереди и каким-то чудом сумела закомпостировать билет на поезд "Новокузнецк - Адлер". На остальные поезда билетов не было.

        (продолжение следует)

    Предыдущая глава 6. http://proza.ru/2020/03/24/1354

    Следующая глава 8.  http://proza.ru/2020/03/25/1182


Рецензии
Женское счастье, какое оно? Счастлива ли Надежда? А Свете, действительно, места там нет, она как-то лишняя. Путёвка, это своего рода отдушина, мать даёт напутствие, что вдруг с кем познакомишься и замуж выйдешь, мать тоже понимает, что Свету нужно пристроить, Но зачем так уж открыто, да и кого можно встретить легкомысленных поездках?
Читаю с большим интересом, Татьяна. Отлично пишете! С большим уважением и теплом

Мирослава Завьялова   22.02.2024 18:52     Заявить о нарушении
Уважаемая Мирослава! Предпраздничные дни на работе отвлекли от интернета, 23 февраля мужчин поздравляли, разговоры, праздничные концерты по ТВ - хорошо, что праздник 8 марта только через десять дней! Вообще-то, дух весны уже ощущается в полдень, солнечно , безветренно, сосульки по метру на крыше, но ночью мороз сильный, минус 18 градусов. Радостно на душе! Как приятно, когда твои работы читают! СПАСИБО ОГРОМНОЕ! Сначала сомневалась, нужно ли вытаскивать из подвалов на первую страницу, но вижу , что "неизвестные читатели" регулярно заходят. Отзывы пишут единицы, ОЧЕНЬ ВСЕМ БЛАГОДАРНА! ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЧИТАЛИ! В этом романе в оглавлении перечисление названий некоторых известных городов - курортов. Не подумайте, что это приманка. С каждым городом связаны довольно крутые повороты непростой судьбы Светланы, главной героини. Пыталась первоначально добавить кое-какие элементы детектива, но потом отмела - ПРОСТО ИСТОРИЯ ЛЮБВИ! С огромной признательностью,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   25.02.2024 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.