Историческая память времён. Проблемы исторической

Историческая память времён. Проблемы исторической памяти

Утром, в столовой, как никогда было тихо и спокойно. Главные зачинщики, молча, завтракали, не трогая никого своими вопросами и воспоминаниями о былой жизни. Марь Ванна внимательно оглядывала своих пациентов, не доверяя такой тишине.

После завтрака и лечебных процедур, многие стали двигаться к большой беседке, скорее по привычке, нежели по желанию, так как всё равно делать было нечего, а там, всё же можно было услышать что-то интересное и новое из жизни людей на воле.

В беседке уже сидели главные рассказчики и тихо переговаривались между собой. Нарушая тишину, в беседку ввалилась шумная компания: Колька, Наталья с Вофчиком и Федька. Федька о чём-то продолжал спорить с Колькой, а Наталья, прижимаясь к Вофчику, смеялась и подмигивая глазами, кивала на спорщиков.

Марь Ванна, строго посмотрев на вошедшую компанию, взмахом руки остановила их крики: «…Я так и думала, что надолго вас не хватит молчать…, ну, что там у вас ещё назрело…, давайте делитесь со всеми  своими умозаключениями, «умники-философы»…! О чём спор…?».

Колька первым стал разглагольствовать: «…После вчерашнего разговора о политиках и о том, что твориться сейчас в мире, у нас возник спор о памяти и возникающие проблемы с этим. Вот, я им говорю:  когда люди стали забывать, что, когда и кто виноват в том, что сейчас делается, и молодёжь ничего не знает о той жизни, поэтому и повторяет ошибки, которые их отцы и деды делали в своё время и как их исправляли. Знали бы, что за этим последует, то не совершали бы их сейчас…, и легче жилось бы, зная, чем это может закончиться…, вот…, фу…, думал, что не смогу всё это сказать…! А Федька опять стал рассуждать о глобальных проблемах научным языком,  ещё и Путина В.В. приплёл сюда…!».

Федька, дождавшись, когда этот  «говорун» затихнет, стал объяснять: «…На протяжении многих веков человек слишком мало действовал и слишком мало мыслил. В конечном счёте, от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ХХІ столетие всемирной историей, ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Думаю, в конечном счёте, в обозримой перспективе будущее человечества – это дальнейшее восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества.  Помните, мы раньше обсуждали коллективный разум, а я сейчас подумал:  Что такое коллективная историческая память…?».

Марь Ванна, искоса посмотрев на Федьку, спросила: «…Ну и что…, подумал…? Тогда расскажи всем, и не орите…, вы же себя умными интеллектуалами,  считаете…, а орёте, как торгаши на базаре…!».

Федька, успокоившись, стал рассказывать: «… Вот, что я подумал…,  коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества. А отсюда и  все проблемы исторической памяти России и других Государств, так как правдивая память народов способна развиваться только при свободе слова, и совершенно искаженной она будет при тотальной цензуре. Поэтому, наиболее важный этап развития исторической памяти людей – это сопоставление событий, происходящих в настоящем времени, с фактами из прошлого. Актуальность сегодняшних проблем общества иногда напрямую может быть связана с историческим прошлым. Только анализируя опыт прошлых достижений и ошибок, человек способен созидать . Историческая память – это мощный регулятор общественного сознания. Если говорить о российском обществе современного периода, то смело можно констатировать, что среди россиян, так же как и у других народов, очевиден нравственный кризис…!».

Марь Ванна, пожав плечами, покачав головой, уточнила: «…Ну, а Путин здесь причём…, он здесь каким боком…?».

Федька, теряя терпенье, стал пояснять, чуть повысив голос: «… Ну а как же, это же продолжение той памяти в наше время. Поэтому Путин В.В. так борется за справедливую историческую память, в связи с этим и меняет Конституцию в тех статьях, где уже закреплены все достижения за его период правления. Чтобы у других президентов, или, когда придут новые руководители, к власти, не было возможности, что-то изменить под себя. Старается всё сделать для народа По-справедливости…! Я бы назвал Путина Великим Гроссмейстером! Он начал почти пешкой и стал королём. Он не проиграл ни одной партии, ни во внешней политике, ни в явной или закулисной игре внутри страны. Он выиграет гонку вооружений и нефтяную войну. Каждый раз в острых моментах – шах и мат! Всем!».

Наталья, не отходя от Вофчика, сладко произнесла: «…Да-а-а…, вот мужик, так мужик: сказал – сделал…!». И, повернувшись к «академикам», спросила:  «…Ну, а вы что молчите…, давайте  введите нас, «неучей», в научно-исторический мир…, хоть поспим в тишине, под вашу монотонную речь…!».

Серёга, переглянувшись с Василием, предоставил начать разговор ему.

Василий, кивнув в знак согласия, начал повествование: «…Была такая, Столярчук Ольга Святославовна. По её мнению, на исходе ХХ века, наряду с понятиями историческое знание и историческое сознание, появляется концепт историческая память. И интерпретируется по- разному: как способ сохранения и трансляции прошлого в эпоху утраты традиции, как индивидуальная память о прошлом, как коллективная память о прошлом, как социальная память о прошлом и, наконец, просто как синоним исторического сознания. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального бытия. Содержания памяти составляет прошлое, но без него невозможно мышления в настоящем, прошлое – это глубинная основа актуального процесса сознания. Массовые представления о прошлом сохраняются до тех пор, пока оно служит потребностям настоящего…!».

Наталья, засыпая на плече у Вофчика, зевнув, спросила: «…Ну и какой нам интерес к этому самому прошлому…?».

Василий, привыкший к тому, что Наталью не переделать с её перебиванием, не обращая внимания на её выкрики, продолжал спокойно, монотонно, в своей манере, отвечать на заданный вопрос: «…Интерес к прошлому продиктован желанием знать правду о прошлом, стремлением расширить кругозор, потребностью понять и узнать корни своей страны, своего народа, стремлением найти ответ на злободневные вопросы…!».

Вофчик, в унисон с Натальей, поддакнул: «…Ну, а кроме той бабы, есть мужики, которые научно обосновали эту гипотезу…?».

Василию надоели перебивания, и он замолчал, показывая всем видом, что больше ничего не будет рассказывать.

Колька, нетерпеливо поёрзав на месте, выкрикнул: «…Ну что вы перебиваете постоянно…, не нравится, не слушайте…, идите вон, заниматься своей любовью и не мешайте другим слушать и развиваться по науке…!».

Серёга, видя, что Василий замолчал и, чтобы поддержать своего друга,  продолжил повествование: «…Основателем теории исторической памяти считается Морис Хальбвакс, сущность его гипотезы в том, что история и историческая память во многих отношениях противоположны: история обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная память. Пока воспоминание продолжает существовать, нет необходимости фиксировать его письменно, да и вообще как-то фиксировать. Поэтому потребность написать историю того или иного периода, общества и даже человека возникает только тогда, когда они ушли так далеко в прошлое, что у нас мало шансов найти вокруг себя много свидетелей, сохраняющих о них какое-либо воспоминание. Историческая память обладает особенностью удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого вплоть до превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта, его фиксации в легендах, сказках, преданиях, содержит знание о битвах, судьбоносных событиях, жизни и деятельности деятелей политики, науки, техники и искусства.
Память – создательница прошлого, и ее историческая способность – находится во времени. Лишь благодаря познанию прошлого человек в состоянии различать, что для него возможно, а что невозможно. Лишь тот, кто знает, как развивался народ, способен определить, что будет ему полезно в будущем. Нужно искать истину – род заблуждения, которое трудно опровергнуть. Прошлое дано нам в качестве следов, то есть того наследия, о котором следует помнить. Историческая память обретает форму знания в исторической науке. Можно на конкретных примерах продемонстрировать разные измерения истории как «истории памяти»…!».

Федька, слушая, облокотясь на перилах, не выдержав, вставил своё понимание: «…Для того, чтобы человек был способен раскрыть свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов. В течении всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом. Объективные условия вызывают к жизни субъективный фактор, содержание которого определяется востребованными личностями. Но личности могут быть незаурядными и бездарными… ! От них зависит судьба объективных условий развития страны, а в конечном итоге судьба ее населения. Но в переломные периоды развития истории наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования всего общества.  Мы понимаем и должны согласиться, что при периодических и неизбежных сменах политических режимов, властей меняются исторические оценки, проходит разрыв между прошлым и настоящим, а значит, препятствует объективному подходу в историческом познании…!».

Марь Ванна, выслушав все доводы, произнесла: «…Не думайте, что я ничего не понимаю…, мы тоже учились в советской школе и неплохо учились и вот, что я вам скажу: «История, как говорил Ницше, «нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности». Настоящее же, то есть бытие, не нуждается в памяти. Жизнь продолжается. Поиск истины не завершен. Будущее за той моделью общества, которая сохраняя историческую память, даст обществу и человеку выбирать способы и пути решения современных задач…, а сейчас, встали и пошли на обед…, а то от ваших умозаключений…, аппетит разыгрался…, аж, под ложечкой сосёт…, «умники» вы мои…! А про иностранцев вот что могу сказать: «Ни черта они не понимают, ни русского человека, ни русскую душу…, какая уж тут историческая память, они простых вещей не понимают…, вот, например, при попытке перевести это предложение с русского застрелился очередной иностранец : «За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой, косой бабы с косой…!».


Рецензии