Достойний робот

Гриша сидел в темноте на крыше трёхэтажной школы и весь дрожал. Дрожал не из-за того, что замёрз, а из-за того, что неизвестно откуда у него вдруг появилась трусость, которая не позволяла ему выбраться с этой крыши. Он проклинал сам себя за то, что забрался на крышу, чтобы таким образом спрятаться от уроков, которых не выучил. Иного выхода, как лезть на крышу, он не придумал.
– Идти домой? – размышлял Гриша. – Нельзя! Там мать, отец. Эх, если бы дома была одна мама, можно было бы её как-то уговорить. Но отца? Нет, его не уговоришь.
–Я, – начнёт говорить отец, – в твои годы голодный ходил в школу, оборванный. Одна общая тетрадь была на все предметы, а учился на четыре и пять! А что тебе не хватает? Сытый, одетый, есть все учебники. Запас тетрадей, хоть каждый день новую бери, и всё равно еле-еле на тройки учишься. Не стыдно тебе перед мамой, мной, школой?
Гриша тяжело вздохнул, оглядываясь по сторонам, и задумчиво произнёс:
– Все путные дети давно уже дома, а я всё ещё на этой холодной крыше. И выдумали такие высокие школы строить? Нет, чтобы низенькие были школы, чтоб можно было с крыши спрыгнуть.
Как решиться слезть? Такая высота! Не опуститься, не спрыгнуть. Был бы зонтик – другое дело. Или чтобы там, внизу была куча опилок насыпана. Закрыл бы глаза, и как парашютист, раз и приземлился.
Наверное, начну считать звёзды, может скорее ночь пройдёт?
– Раз, два! – начал считать Гриша до тех пор, пока не увидел созвездие Большой Медведицы, и задумался: «А где же Малая? Не видно что-то. Тогда нужно посмотреть, где находятся Меркурий, Венера. Интересно было бы взглянуть на Марс. Но все звёзды одинаковые, блестят как снег при Луне. Завтра спрошу у Сергея, он всё знает».
– И как его выбраться отсюда? Сколько не считай звёзды, а домой хочется, – сказал Гриша вслух.
– А что, можно и выбраться, – вдруг услышал он голос сзади.
От этого голоса, неожиданного и басистого, Гриша чуть не слетел вниз.
Ученик испуганно, но с осторожностью обернулся, и чуть не провалился сквозь крышу и все этажи школы в свой класс.
Перед ним кто-то сидел на корточках. Силуэт как будто человеческий, а вроде бы нет. Тот усердно жестикулировал руками, царапал, как пёс лапой по железу, создавая какие-то непонятные звуки.
– Можно и помочь, даже нужно, – повторило непонятное существо сквозь белые зубы, внимательно глядя на мальчика. – Но для того, чтобы тебе помочь, ты должен выполнить одну просьбу.
– Просьбу! – Гриша насилу выговорил слово сквозь зубы, которые стучали так, как будто он бежал с железным обручем по каменистому шоссе.
– Да! – повторил собеседник. – Нам, роботам, тоже иногда хочется поразвлечься, не всё же дрова и уголь подбрасывать в топку котельной. Как эти топки нам надоели. Всё равно, как вашим матерям каждый день стоять у плиты и думать, что приготовить на обед?
А мы топим, обогреваем школы и дома, в которых кого только нет. Есть такие дети, которые в детстве не хотели учиться, ленились, старались сбежать с урока, обмануть своих родителей и учителей. Ну, да ладно, главное – тебе нужно помочь.
После услышанного, школьник закрутил носом, словно побывал в туалете. Заёрзал новенькими брюками по крыше, но не произнёс ни слова. Всё не мог решиться, что ответить роботу: да или нет? Почему какой-то робот так к нему привязался? Может взятку хочет, берет пример с олигархов?
А робот, словно чувствуя сомнения и недоверие мальчика, продолжал разговор дальше:
– Ты не бойся и не думай, что если мы роботы, то способны на подлости. Ничего подобного у нас нет. Больше черных дел творят люди. Неизвестно, откуда у человечества такая жестокость. Атомные бомбы сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Преступники, а преступников нужно судить.
А ты не переживай так, успокойся. Ничего преступного я от тебя не требую. Совсем маленький пустяк надо выполнить. А если не выполнишь, донесу отцу. Расскажу о том, что ты сегодня не был на уроке. Ведь не был же, правда? А не был из-за того, что опять урок не выучил и боялся двойку получить. Но это же для тебя не новость. У тебя и так одни тройки, а тройка – это почти двойка. А учиться ты можешь хорошо и даже отлично, но лодырь большой, не любишь за книгами сидеть. Так и быть, я скажу тебе по секрету – ты очень способный мальчик, сообразительный и умный.
Ты очень любишь в футбол погонять, в войну поиграть, с деревянным автоматом побегать. Пострелять: «Ба-бах! Я первый»! Всегда есть охота. Правда?
Гриша смотрел на робота, периодически кивал головой в знак согласия, иногда пожимал плечами, и с недоумением думал: «Почему робот так умно со мной разговаривает? Просто не верится, что робот может так мыслить, знать все мои недостатки. Всё знает, даже краснеть приходиться от его замечаний. Вот умница!
– Так что, парнишка, согласен или нет? – спросил робот, когда увидел, что ученик открыл рот, шевелит языком, смотрит на него усердно, но молчит как немой. – Соглашаешься?
– А что делать? – осторожно и тихо-тихо спросил учащийся знаменитой школы, словно боялся своих собственных слов.
– Ты сначала ответь, согласен или нет, – и, не дожидаясь ответа, робот продолжал, – да я и так, что согласен. У тебя отец строгий, а если узнает, как ты девочек передразниваешь, ножки им подставляешь, и портфели из рук вырываешь, вообще расстроится. Твои поступки плохие и тебе не увильнуть от наказания. Или разве не ты в туалете куришь, папиросы в дрова прячешь, когда приходишь со школы домой? О твоих поступках будут знать все, как в школе, так и дома.
– У-у-у, доносчик, шпик! – недовольно произнес Гриша, который забыл, что он находится на крыше, и с роботом в таком тоне разговаривать неприлично и даже опасно. – Я б тебе сейчас так донёс, да жаль, под руками ничего нет, чем можно было бы тебя проучить. Знал бы как шпионить!
– Вот-вот! – задвигался робот, когда услышал угрожающий тон ученика. – Ты на это способен. Часто обижаешь младших ребятишек, которые слабее тебя. Нет, чтобы за них заступиться, но у тебя такой жилки нет. Но ничего – придёт время, и отец тебя проучит, я ему доложу.
– Ну и рассказывай, что ещё хорошего от робота ждать, одни пакости, – стал защищаться Гриша. – Ты думаешь, дома не знают, что я за тип? Знают. А я не хочу ничего общего с тобой иметь, и выполнять твою просьбу я не буду!
– Ну что ж, как хочешь, вольному – воля. Эй, напарник! – крикнул робот, не обращая никакого внимания на ученика.
Гриша оторопел и подумал: «Какой ещё там напарник, когда вокруг никого нет».
Он посмотрел в ту сторону, куда смотрел робот. На самой вершине крыши сидел ещё один робот и внимательно рассматривал компьютер, а когда услышал голос приятеля, улыбнулся.
– Найди, пожалуйста, в компьютере видео, где видны все проделки Гриши, – обратился робот к своему напарнику, роботу-компьютерщику.
– А что именно искать? – спросил компьютерщик.
– Сейчас узнаем, – ответил робот и повернулся к ученику.
– И-и! – испугался Гриша. – Неужели всё у них есть? Хоть бы не узнали про тот случай!
– Всё в порядке! – сказал робот компьютерщику. – Найди понедельник прошлой недели, тринадцатое число. Пусть полюбуется на свои поступки.
Мальчик удивленно и испуганно смотрел на компьютерщика и не знал, что делать, как поступить. Может заплакать, но роботы будут только смеяться, мол, допекли мальчишку. Кричать? Но кто его тут услышит? Даже, если и услышат, то подумают, что телевизор работает. Кто поверит, что на крыше роботы?
А компьютерщик тем временем смотрел на экран и приговаривал:
– Это только начало, не то, и это не то. А вот уже и понедельник, тринадцатое число. Гриша поднялся с постели, делает зарядку, завтракает, идет в школу, и-и…
– Достаточно, всё! – выкрикнул ученик. – Больше смотреть и показывать не нужно. Я сделаю всё, согласен на любые подвиги, только не говорите отцу!
Робот усмехнулся, выключил монитор, произнес:
– Вот так бы сразу, а то морочил нам головы! А теперь слушай внимательно. Ты должен удивить всех учителей в школе своим поведением, умом, положительным характером.
– Да вы что, роботы-ребята! Разве можно удивить учителей? Им всё не так, что не сделаю – всё плохо, всё не нравится!
– Ещё какое будет удивление! – продолжал своё робот, не обращая внимания на высказывание ученика. – Вот тебя будут вызывать к доске с неохотой, потому что знают – учишься еле-еле на тройки. И вдруг ты встаёшь, идешь отвечать к доске или с места, и на все вопросы отвечаешь только на пять! Скажи, здорово! Учителям – удивление, а нам радость.
– Чтоб я занимался на отлично?! – и Гриша постучал себя в грудь. – Да сколько я учусь – ни разу не получал пять. Чего захотели!
– А ты попробуй! Хорошенько попробуй! Может и получится? Тебе дают совет друзья, роботы. А теперь давай выбираться отсюда, мы тебе поможем. Следуй за нами и не бойся. Пойдём все вместе, по твоим следам, только в обратном направлении. По тем же лестницам, ступенькам.
И через некоторое время они стояли на земле возле здания школы.
Гриша смотрел на спасителей, краснел от стыда, хоть был очень рад, что у него такие необычные друзья. А роботы были довольны тем, что у них такой смышлёный, умный, благородный ученик.
Мальчик – будущее планеты Земля.
– Беги! – с улыбкой сказали роботы, обращаясь к школьнику.
Гриша от души поблагодарил роботов и убежал.
И какое же было удивление учителей, когда на следующий день их бывший троечник стоял возле доски, и на каждом уроке отвечал по всем предметам только на отлично.
Молодец!


Рецензии