Самые уникальные из всех слов

Мы - люди, а главная особенность человека, отличающая его от всех других живых существ, - речь. Поэтому вся наша человеческая жизнь - это прежде всего слова, слова, слова... Именно слова прежде всего делают нас людьми.

А слов - целое море:
это не только произносимые людьми слова и все слова, проносящиеся нескончаемым потоком в сознании каждого человека, но и огромное, невероятно огромное число самых разных текстов, среди которых есть и настоящие шедевры, бережно хранимые человечеством, есть и тексты, несущие зло и излагающие вредные идеи - такие тексты человечество стремится запретить, а если и хранит, то лишь как исторические документы, есть и тексты совсем не важные, которые ни хранятся бережно, ни запрещаются, есть тексты прикладные - разные инструкции, этикетки, вывески и объявления, есть записки, которые создаются лишь на пару часов, а потом бесследно выбрасываются, но есть и записки любовные, которые хранятся на память, хотя и имеют значение совсем не для всего человечества, есть и этот текст...

И все слова в чём-то уникальны. Уникальны слова могут быть по разным причинам: потому, что в них вложен особый, уникальный, смысл, или потому, что произнесены они особенным, уникальным, человеком - а каждый человек уникален, или потому, что произнесены в особой, уникальной, точке пространства, или потому, что произнесены в особенный, неповторимый - уникальный - момент времени и т. д... Уникальный - это единственный и неповторимый.

Но все слова едины в том, что это слова человека, будь они произнесены, вслух или про себя, или написаны.

Однако есть среди всех человеческих слов самые особенные, самые уникальные из уникальных слов - это, слова, написанные Богом. Это - Десять заповедей (Десятисловие, или Декалог). В Пятикнижии Моисея говорится, что они написаны Богом на каменных скрижалях (плитах). Таким образом, Десять заповедей, которые сейчас можно прочесть в Пятикнижии - это уже список с них, не оригинал, даже если и на языке оригинала.

Десять заповедей - самые уникальные из всех самых уникальных слов ещё и потому, что неизвестны какие-либо другие тексты, про которые тоже говорится, что они написаны Богом, а не кем-то со слов Бога. Есть много слов, которые, как говорят, Бог сказал, даже продиктовал, но альтернативных Десяти заповедям слов, про которые сообщается, что они тоже написаны Богом, нет.

Это удивительно: ведь, наверно, среди того, что преподносится как слова Бога, есть и фальшивые тексты, выдуманные, но почему-то никто за всю историю человечества не создал никакой альтернативы Десяти заповедям. А ведь чего только люди ни напридумывали. Это говорит в пользу очень высокой вероятности того, что Десятисловие действительно написано изначально Богом. Возможно, Он охраняет умы людей, не позволяя им выходить за определенные рамки и создавать альтернативные тексты.

Получается, что раз Десять заповедей так уникальны, то они достойны наиболее бережного сохранения, ведь если человечество с огромным трепетом относится даже к самым, на первый взгляд, незначительным текстам, если они, к примеру, очень древние, то с каким же трепетом оно должно относиться к Десятисловию?.. Например, в крупнейших музеях мира хранятся древние древние таблички, на которых написаны, к примеру, цены каких-то очень давно проданных и забытых товаров... Казалось бы: какое значение они имеют, это же просто аналог современных этикеток, это же вообще-то просто мусор, оставшийся от древних людей... Но это памятник материальной культуры и посягнуть на него - преступление...

Но хранит ли действительно человечество бережно Десять заповедей?.. В целом, нет. Конечно, о них слышали все, но мало кто назовёт. Естественно, лучшее хранение Десятисловия - это соблюдение его, а не просто знание, ведь Бог написал не просто что-то отвлеченное - Он написал, как человеку жить. Кто-нибудь живёт так?..
 
Бог написал:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.   

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.   

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.   

Не убивай.   

Не прелюбодействуй.   

Не кради.   

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.   

Не желай до;ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего."

(Исход 20:2-17, здесь и далее Синодальный перевод.)

В другом месте Пятикнижия текст немного отличается, но суть та же:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.   

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.   

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.   

Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его].   

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.   

Не убивай. 

Не прелюбодействуй. 

Не кради. 

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.   

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего."

(Второзаконие 5:6-21.)

Многие люди, наверное, соблюдают девять из Десяти заповеди - все заповеди, кроме заповеди о субботе, ведь среди большей части соблюдающих Декалог бытует мнение, что Воскресение Христово, состоявшееся на следующий после субботы день, затмевает своей значимостью еврейскую субботу, а потому суббота перенесена на воскресенье. Но как бы глубоко это ни аргументировалось, это внесение изменений в Десятисловие. Если Десять заповедей по-настоящему хранить, ни о каком переносе не может быть и речи. Если даже какую-то никому, в общем-то, не нужную глиняную табличку человечество хранит как что-то необыкновенное, как же оно должно хранить Десять заповедей?.. Если, приходя в музей и видя там какой-то просто обработанный кусок глины, человек испытывает возвышенное удовольствие, осознавая, что он, наблюдая этот вроде бы вовсе не примечательный предмет, прикасается к древности, к своим пра-, пра-, прапредкам, то какое же поистине космическое наслаждение тот же человек должен испытывать, соблюдая Десять заповедей, в том числе заповедь о субботе в ее изначальной форме?..

Но, видимо, дело в том, что на Десять заповедей очень трудно обратить внимание, выделить их из всего моря человеческих слов. Если бы Бог написал, например, собрание сочинений в десяти томах, обратить внимание было бы, конечно, проще, но Он написал текст, по объёму не тянущий даже на книгу... В сущности, Бог просто оставил человечеству записку. По сравнению с морем всех человеческих слов Десятисловие - лишь коротенькая записочка... С другой стороны, Десятисловие подобно не записке, а плакату. Плакат - текст, написанный крупно, ясно, так, чтобы все видели. Чтобы узнать, что написано в книге, недостаточно на неё посмотреть - надо ещё открыть, перелистать страницы... А чтобы узнать, что написано на плакате, достаточно просто посмотреть на него. Десять заповедей, в силу своей уникальности, подобны плакату. Они подобны словам, написанным крупным, огромным, шрифтом, а все остальные человеческие тексты - словам, написанным шрифтом очень мелким.

Человеческая письменная речь так устроена, что если что-то написано более крупно, чем остальное, это означает, что этот более крупный текст более важен, или что он - название, заголовок, с которого должно начинаться чтение текста более мелкого, или что-то подобное. Выделение не может быть просто так. Если же какие-то очень важные слова написаны мельче, чем остальные, это может быть даже не просто ошибкой, а мошенничеством. Так делают мошенники: человек подписывает, например, какой-то договор и не замечает, что внизу микроскопическими буквами написано, что он обязывается выплатить баснословную сумму. И формально не получается доказать, что его просто обманули, ведь он подписался, а значит - должен был всё прочитать или просто всё принять  на веру, не читая. Он принял содержание этого мелкого текста на веру, думая, что это, может быть, указана типография, где напечатан бланк документа, или тираж бланка, или что угодно ещё, но только не имеющее принципиального значения для содержания договора. И уж никак он не думал, что там может быть написано, что он обязуется выплатить такую совершенно не реальную для него сумму.

Если Бог в высшей степени честен и ни в коем случае не подобен этим мошенникам, то не может быть, чтобы в мире был какой-то более важный Божественный текст, чем Десять заповедей. Хотя нужно заметить, что, например, в Бхагавад-Гите - одном из основных религиозных текстов индуизма - Кришна говорит: "Из всех видов мошенничества Я - азартная игра" (БГ 10:36, перевод А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады). Но эти слова, хотя и произнесены, по индуистскому преданию, Самим Богом, не записаны Им. Записаны они человеком. Никакого альтернативного Десяти заповедям текста, тоже написанного Богом, человечеству неизвестно.

Можно возразить на эти рассуждения о Десяти заповедях: а если бы текст Декалога был другим, например, вместо "не убивай" - "убивай" и т. п., если бы текст был совершенно абсурдным, то что, всё равно следовало бы заповеди хранить, а не пытаться запретить их?.. Но ведь дело обстоит не так: Десять заповедей вполне здравы и доступны человеческому пониманию. Это указывает на то, что, вполне вероятно, за Десятью заповедями действительно стоит Бог, что не случайно, что такой текст лишь один.

Теперь посмотрим: как человек может осознать уникальность Десяти заповедей?.. Они же не написаны в прямом смысле на каком-то плакате, что для каждого совершенно очевидна их уникальность. Возникает вопрос: утверждать, что они имеют такое первостепенное значение, что они важнее всех других религиозных текстов -не мошенничество ли это тоже своего рода, ведь утверждать так можно только после глубокого размышления, которое, в сущности, является той же работой, которую должен был проделать тот человек, подписавший документ и не придавший значения мелкому тексту?.. Десять заповедей подобны маленькой записочке в общем море всей мировой литературы, поэтому если это действительно высший Божественный Закон, Бог должен был позаботиться, чтобы они каким-то образом были бы особо выделены.

Это осуществляется посредством еврейского народа, которому изначально Десять заповедей были даны. Хотя в силу своей уникальности Десять заповедей и имеют значение для всего человечества, но Декалог является частью единого откровения о Боге, полученного евреями, и потому не может рассматриваться вне этого откровения. Получается, что как Десять заповедей - самые уникальные из всех слов, так и в целом еврейское откровение о Богу на порядок выше всех когда-либо полученных человечеством Божественных откровений. Иудаизм - религия евреев - это самое уникальное, что есть в мире.

Конечно, речь идёт лишь о вероятности. Просто очень вероятно, что иудаизм из всех религий наиболее близок к Богу. Но "вероятно" не значит обязательно, что именно так и есть. Вообще, вся жизнь основана на вероятности. Мы не проверяем ежедневно, действительно ли съедобен наш ежедневный хлеб (и в прямом, и в широком смысле), мы просто в это верим.

Кроме евреев, Десять заповедей становятся доступными человечеству и через христиан. Но христиане, хотя по численности гораздо и превосходят евреев, преподносят Десятисловие в искаженном виде, заменяя субботу на воскресенье.

Эту критику христианства нельзя рассматривать как его унижение и т. п. Возражения идут ещё со времён апостолов. Потому до сих пор христианином и не является каждый без исключения человек, хотя христианство и самое крупное на сегодняшний день вероисповедание. Здравая критика должна быть во всём, это нормально, если сохраняется мир и нет никаких призывов к его нарушению.

Итак, христиане искажают Десять заповедей. Могут быть разные объяснения, что искажения на самом деле нет, что суббота тоже почитается, как, например, в Православной Церкви, но обычный христианин, не разбирающийся в тонкостях, этого не видит и думает, что суббота именно отменена, а поскольку таких обычных христиан большинство, то искажение фактически происходит. Каждый достаточно зрелый христианин знает, что в Десяти заповедях говорится именно о субботе, но само по себе знание нельзя в данном случае назвать сохранением, ведь хранить заповеди значит соблюдать их, то есть фактически христиане не хранят Десятисловие должным образом.

Есть, конечном, и исключения из общей закономерности - христиане, строго соблюдающие именно субботу. Наиболее значительное христианское направление такого типа - Церковь адвентистов седьмого дня (АСД). Поэтому адвентисты седьмого дня представляются наиболее близким к истине христианским направлением. По значимости для человечества они даже превосходят евреев, так как стремятся проповедовать Десять заповедей в изначальном виде всем людям, в то время как евреи, в основном, считают, что Десять заповедей - только самих евреев.

В целом же христианство, хотя и сыграло и продолжает играть огромную позитивную роль в человеческой истории и культуре, играет в то же время роль и крайне отрицательную в отношении всего человечества: при всех неоспоримо позитивных вещах самый уникальный текст - Десять заповедей - христианство искажает. Это утверждение - не стремление оскорбить чувства верующих, а просто здравомыслие. Здравомыслящий христианин понимает, что всё так. В мире вообще нет ничего идеального, во всём есть недостатки, христианство - не исключение. Вполне логично считать без преувеличения, что никакие плюсы христианства не могут перечеркнуть этот один минус. Этот один недостаток перечёркивает все плюсы, потому что это единственные известные человечеству слова, о которых говорится, что они написаны Самим Богом. Но в христианстве всегда, с самых первых веков, были люди, соблюдающие именно субботу, лишь недавно, в 19 веке, они оформились в самостоятельную церковь - Церковь адвентистов седьмого дня. Поэтому возражение в адрес АСД, что этой церкви не было бы, если бы не всё предыдущее развитие христианства с соблюдением воскресенья, не верно. Нельзя сказать, что адвентисты в прошлом были едины со всеми христианами, соблюдающими воскресенье, а потом отделились и хотя теперь и соблюдают субботу, но, поскольку у них негативное прошлое, то и сегодняшнее соблюдение омрачено, и таким образом в наиболее достойном виде Десять заповедей сохраняются лишь евреями. Это неправильно, потому что соблюдающие субботу христиане были всегда. Поэтому они не имеют никакого негативного прошлого и их учение идёт ещё со времён апостолов. Наоборот, у адвентистов седьмого дня прошлое очень, и даже очень, достойное: сейчас, принадлежа к самостоятельной церкви, относительно легко могут соблюдать субботу. Никто, никакое вышестоящее церковное лицо или группа лиц не предъявляют претензий, что постановлено соблюдать воскресенье, почему соблюдаете субботу?.. В прошлом же, с первого и до самого 19 века, приходилось постоянно быть в конфликте с церковным начальством по этому поводу. То, что за столько веков движение за субботу не заглохло, а в конце концов даже и стало самостоятельной церковью, вызывает большое уважение. Это сравнимо с тем, как евреи в течение почти двух тысяч лет скитались по разным странам, не имея собственного государства, но при этом не только сумели сохранить свою национально-религиозную идентичность, но в 20 веке даже создали собственное государство на своей исторической родине.

Что касается расхождений между адвентистами седьмого дня и другими христианами по прочим вероучительным вопросам, то возникает мысль: всё может быть, Богу всё возможно, а потому, может, лучше верить тем, кто, по крайней мере, в точности хранит Десять заповедей?.. Ведь Бог может доверить Свои слова только в хорошие руки. В Его силах было не допустить такого движения, а если Он допускает, то, видимо, одобряет. 

Но, безусловно, нужно учитывать, что само по себе хранение какого-то древнего текста, хотя бы и написанного Самим Богом, и хотя бы хранение не просто знанием, а соблюдением, - это очень приземленно. Бог выше этого. С этой точки зрения христиане, соблюдающие воскресенье, могут быть оправданы. Учение большинства церквей, что Десять заповедей - это закон, а христианство принесло в мир нечто большее, чем закон, - милость, любовь - вполне логично. Вопрос в том, что это слова людей, а могут ли любые, даже самые мудрые, человеческие слова, быть выше слов непосредственно Божественных, а слова, наиболее заслуживающие быть понимаемыми так, - это Десять заповедей?.. Десять заповедей тоже ведь учат любви, причём любви на практике.

Эти рассуждения основаны на представлении, что Бог Абсолютно Благ, но таков ли Он?.. Ведь если Он таков, то фактически Он - не Бог, а Бог - это Абсолютное Добро, которому Он безукоризненно подчиняется - но не является ли это просто игрой слов?... Если понимать Бога как Того, Которому подчиняется всё и вся, а Он Сам ни кому и ни чему подчиняться не обязан, то почему Он должен быть обязательно Абсолютно Благ?.. Тогда логично считать, что Он по Своей воле может делать и добро, и зло. Однако тогда получается, что Он и добр, и зол, ведь допускает и добро, и зло, но применимо ли к Богу понятие зла, хотя бы частичного, разве это не противоположное Ему понятие?.. Но это опять возвращение к убеждению в абсолютной благости Бога. Зло не противоположно Богу, зло противоположно добру, а Богу ни что не противоположно, Он на то и Бог.

Но если Бог не абсолютно благ, может, есть какие-то другие слова, более значимые, чем Десять заповедей?.. Десять заповедей, конечно, - самые уникальные из всех слов, но самые ли они значимые?..

В конце текста, как правило, ставится подпись, - закончим же и это рассуждение тем, что оно - как законопроект, предлагаемый для утверждения Президенту Вселенной - Богу: как бы мудр законопроект ни был, он не имеет ни малейшего значения, если не утвержден Президентом. Стоит ли под этим рассуждением о Десяти заповедях и, особенно, о необходимости соблюдения субботы, "подпись" Бога?.. Мы имеем лишь передающийся из поколения в поколение рассказ о том, что Бог Сам Лично написал Заповеди, но имеется ли непосредственное подтверждение от Бога, что это действительно так, что-то, что можно считать Его подписью?.. Есть множество того, что люди интерпретируют как "подпись" Бога, но это не то же самое, как Бог действительно бы Сам подтвердил!.. Бог молчит. Но если Президент молчит по поводу законопроекта, молчание нельзя интерпретировать как согласие: необходимо, чтобы согласие было в совершенно ясной форме!.. Таким образом, нет причин принимать Десятисловие безоговорочно как волю Бога, в том числе и заповедь о субботе. Это не значит, что не надо следовать заповедям: просто здравый смысл подсказывает, что лучше жить по ним. Но категорично утверждать, что, например, необходимо отдыхать именно в субботу, а не в другой день недели, нельзя, так как такое мнение - лишь человеческое. Бог не подтверждает. Зачем говорить за Него?.. Если кому-то Бог подтвердил, конечно, пусть следует, однако как даже человек, которому явился самым явным образом Бог, может быть уверен, что это именно Он?.. Может возникнуть чувство абсолютной уверенности, но как проверить, истинно ли оно?.. Конечно, если кто-то уверен, это его личное дело.

Если Бог не говорит "да", подумаем, почему Он его не говорит, что мы сами можем увидеть неправильного в таком рассуждении о Десятисловии?.. Ко всему же нужно относиться критично - истина не пострадает от критики, а заблуждения, если есть, уйдут.

А неправильно вот что, самая первая мысль, которая, наверное, приходит практически каждому человеку в отношении этого рассуждения: если бы на месте Десяти заповедей оказался другой текст, про который тоже говорилось бы, что он написан Богом, можно было бы аналогично доказать и его первостепенную важность для человечества, причем даже если бы этот текст был бы совершенно нелепым. То есть, относясь таким образом к Десяти заповедям, мы относимся механически: просто сама их данность определяет наше к ним отношение. И главное то, что у нас нет свободы: мы их рабы. По существу, биороботы. Один элемент мироздания - Десятисловие - чисто механически предопределяет другой - нас. Но мы не винтики в машине Вселенной. Является ли Вселенная машиной?.. В традиционном христианстве это называется законничеством, а законничество - то, что отменил Иисус. Наше рассуждение об уникальности подобно предъявлению обвинения: в соответствии с таким-то законом и т. д. - человек обязан и т. п. Но в этом нет любви. Конечно, можно соблюдать субботу, но это не является обязательным и несоблюдение ее предосудительным. Мы живые люди, а не механизмы. Жизнь на то и жизнь, что жизнь - это не механизм. Поэтому традиционные христиане, заменившие субботу на воскресенье, более правы: радость от того, что в этот день воскрес Христос - гораздо более естественная причина для выходного дня, чем механическая обязанность соблюдения субботы. Мудрость христианства в том и состоит, что Жизнь, Истинная Жизнь - Христос - ломает правила, отменяет логику, обнуляет историю, уничтожает рабство в отношении чего бы то ни было, пусть даже в отношении самых уникальных, написанных Самим Богом, слов. Ведь и Смерть - это тоже рабство: люди вынуждены умирать, Жизнь по природе своей противоположна принуждению. Поэтому праздновать именно воскресный, а не субботний день - это и значит истинно понять Христа: человеку нужно хранение истории, музеи, безупречность логики или живая Жизнь, Победа над Смертью, Радость Воскресения?.. Замысел Бога, видимо, и состоял в том, чтобы дать людям сначала Десять заповедей вместе с заповедью о субботе, чтобы потом человечество именно перечеркнуло их законническую логику. Бог мог бы сразу дать людям заповедь о воскресном дне или воскресить Христа в субботу - и тогда не было бы споров. Но тогда и не была бы так подчеркнута радость воскресения, радость Жизни. Бог именно для того и поставил людей в такое положение, что, вроде, надо продолжать соблюдать субботу, но и радость от воскресения Христа заслуживает самостоятельного праздничного дня, чтобы посмотреть, возрадуются ли люди до такой степени, что освободятся от этой механической обязанности - и человечество, в целом, прошло Божественный тест: во всем мире соблюдается воскресенье. Церковь же адвентистов седьмого дня - это дань памяти: конечно, должно быть ограниченное число людей, которые хранят память и о субботе. И эти люди заслуживают самого лучшего к себе отношения в связи с этим. Однако в целом значимость АСД - это как значимость музея: музей необходим, приятно туда иногда придти, но в целом - это не место жизни, в музее не живут - его посещают,  а жизнь, настоящая, активная, живая жизнь - происходит за его пределами.


Рецензии