Дедукция

Игорь Линский приехал в наш город по делам, связанным с издательством своей новой книги. Типографские расценки здесь немного дешевле, чем в краевом центре, а писателям сейчас приходится экономить на всём.

Вообще, издание книги в наше время – это настоящий подвиг, сродни, наверное, полёту в космос. Писателю, поэту суждено испытать на себе всё: многократные перегрузки, вызванные резкими перепадами настроения, квантовые скачки сознания при переходе в иные измерения и многое другое, чтобы наконец достигнуть высшей точки пилотажа – ощутить вибрацию своей души в невесомости свободного полёта. А после необъятных космических высот следует приземление. Непривычное чувство тяжести от бесконечных правок текста, прений с редактором, с издательством и с самим собой. Всё это не проходит бесследно…

Но зато потом, когда все препятствия позади и свежий экземпляр книги находится в твоих руках, приходит миг настоящего блаженства. Кто летал, тот знает... И я прекрасно понимал, чувствовал состояние своего собрата по перу, лицо которого лучилось той необыкновенной энергией, происхождение которой оставалось загадкой для простых смертных. Душа пела и ликовала, тем более нас ждала приятная процедура – дегустация настоящего домашнего вина в погребе моего знакомого винодела.

– Хорошо тут у вас, – прищурился Игорь, выглядывая в окно автобуса. – Море, солнце, горы! Ах, красота!

– Так оставайся, – предложил я. – Надо же кому-то об этом написать!

– Это идея, – рассмеялся он. – Нужно подумать на досуге. А, кстати, как у тебя с новым романом?

– Пока никак, – я неопределённо махнул рукой. – Не получается работать с крупными формами. Вот рассказы идут на «ура», но стоит взяться за роман, как всё стопорится. Теряюсь в больших объёмах. Тут столько всего нужно придумать, раскрыть, связать, что в какой-то момент мозг просто отказывается работать. Наверно, это не моё.

– Да у тебя просто нет опыта. Зачем выдумывать? Всё рядом и всё уже связано, нужно только внимательно смотреть по сторонам. Образы можно найти везде, а своего героя списать даже с любого прохожего. И не просто списать, а ещё раскрутить: прочувствовать его характер, предугадать его действия и поступки. Это целая наука. Я называю её методом  литературной дедукции.

– Интересно. Может, поделишься?

– Легко! Вот, например, что ты скажешь об этом персонаже?

Я проследил за направлением его взгляда и пожал плечами.

– В автобус зашла женщина лет тридцати пяти, приятной внешности, с красивой фигурой. Одета в строгий тёмно-синий костюм, в руках держит кожаный портфель. Сейчас как раз она прошла мимо нас и… села на свободное место возле окна.

– И это всё? – возмутился Игорь. – Ну, старина, как же так?

Он разочарованно покачал головой.

– В тебе совсем молчит писатель. Да с неё одной уже можно написать целый рассказ. Посмотри, сколько деталей ты упустил! Возьмём хотя бы её глаза: грустные, цвета морской волны, в глубине которых отражается бескрайняя синяя даль, сокрытая роскошными ресницами кофейного цвета… И это только первый набросок, можно ещё продолжить дальше. А какой мир прячется у неё внутри!

– Откуда мне знать, что у неё внутри?

– Пойми, писатель – это художник! И ещё это врач, даже в некоторой степени  хирург. Он должен уметь видеть не только внешнее, но и ощущать внутреннюю сущность человека. Здесь нужно включать своё воображение на полную катушку! Кстати, мне она определённо понравилась. Хочешь, как раз испытаем метод моей литературной дедукции на практике?

Я не успел ничего ответить, как Игорь в мгновение ока переместился в пространстве, и оказался рядом с предметом своего эксперимента. Мне ничего не оставалось, как последовать вслед за ним.

– Разрешите представиться! Игорь Линский – писатель. А это, – кивнул он в мою сторону, – Виктор, коллега. Сегодня большой праздник! Вышел мой новый роман, разрешите презентовать его вам!

Женщина поначалу растерялась от неожиданности, но быстро пришла в себя и осторожно взяла книгу в руки.

– Спасибо.

– Подождите, давайте я подпишу. Вас как зовут?

Игорь уже сидел на соседнем сиденье, сжимая в руках свою фирменную ручку.

– Людмила.

– Ах, какое замечательное имя! Людмила...

Этого у него не отнять. В общении с представителями прекрасного пола Линский был сама обаятельность, изысканность и наглость в одном флаконе.

Не дав женщине толком прийти в себя от первого знакомства, он уже поехал дальше.

– А вы знаете, Людмила, кто такой писатель? Это человек, который уже не принадлежит себе. Он – творец! Он – создатель новых миров! Новых образов и героев! И только от него зависит вся их дальнейшая судьба, их будущее! Поверьте, это огромная ответственность…

Когда Игорь садился на своего любимого конька, остановить его было невозможно.

– Сейчас я как раз ищу прообраз главной героини для новой книги. И,  увидев вас, понял! Вот она – моя героиня! Вы же не против стать моим прообразом?

– Не против, – рассмеялась Людмила. – Надеюсь, моя героиня будет положительной?

– Конечно, конечно, – с жаром закивал писатель. – Скажу большее, ваш образ придаст новому роману особый шарм, блеск и неповторимый колорит! Кстати, Витя, помнишь, я тебе рассказывал о методе литературной дедукции? Вот если Людмила не откажет, я могу продемонстрировать его на практике. Вы же хотите соприкоснуться с великим искусством?

– Надеюсь, это не будет пошлым? – после некоторой паузы отозвалась женщина.

– Да что вы! Как вы такое могли обо мне подумать?

Игорь обиделся очень натурально, даже смахнул с глаз невидимые слёзы.

– Я просто попробую раскрыть ваш образ. Даже не весь, чтобы не вторгаться в личное пространство, а так, некоторые детали. Пустяки. Например, место вашей работы и семейное положение. Просто ради чистоты эксперимента.

– Какой вы забавный, – улыбнулась новая знакомая. – Ну ладно, попробуйте.

– Спасибо, Людмила! Теперь вам уже никуда от меня не деться.

Линский принял сосредоточенное выражение лица и застыл в неподвижной позе.

– Сейчас, сейчас начнём... Что-то мне подсказывает, что вы работаете в школе учителем. А ваши глаза говорят, что связаны вы с точными науками – математикой или физикой...

Не знаю, как с точными науками, но со школой вариант был беспроигрышный. Тут не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы обратить внимание на то, что женщина зашла в автобус на школьной остановке. Да и весь её внешний облик, детали одежды как раз подчёркивали образ "строгой учительницы". Ай да Игорь. Ну, дедуктор...

– Теперь попробуем составить ваш краткий психологический портрет, – азартно продолжал Линский. – Внимание! Погружение продолжается. Так, тут сокрыта тайна, и раскрывать я её не стану. Рискну лишь предположить, что вы замужем и у вас есть дети – мальчик и девочка. Или два мальчика? Впрочем, неважно. Я увидел самое главное – вы прекрасны и у вас очень чистая душа! Вот и всё, –  выдохнул он. – Скажите, я угадал?

– Забавные у вас методы дедукции, – улыбнулась Людмила, внимательно рассматривая обложку книги.

– Ну не томите! – настаивал Игорь. – Я прав?

– Не знаю, как с душой, но я не работаю в школе. И никак не связана со сферой образования. К тому же, я не замужем, и детей, к сожалению, у меня тоже нет.

Это был полный провал, но Линский не дал возникшей паузе затянуться надолго.

– Надо же! Впервые за много лет моя дедукция натолкнулась на противоиндукцию, и всё смешалось с точности до наоборот! Но это как раз говорит о том, что ваша уникальность не вписывается ни в одну методику! Это же здорово! Такая удача! И какое чудное совпадение – я тоже холост!

Что ни говори, выкручиваться он был мастер. Дальше я уже представлял себе примерный сценарий разговора, зная, что Игорь не успокоится, пока не возьмёт у своей новой знакомой номер телефона...

Тут меня немного оттеснили от места события. Некоторые пассажиры активно стали пробираться к выходу. Особенно одна тучная дама с грустными глазами цвета морской капусты, которая бесцеремонно прошлась по моим ботинкам, даже не обратив внимания на такую незначительную преграду.

Дальнейшего разговора я не слышал, но судя по тому, что Людмила отодвинула книгу в сторону и достала из портфеля планшетник, догадался, что интерес к писательской персоне утрачен, и всё красноречие ушло впустую. Дедукция дедукцией, а живые люди всё же отличаются от выдуманных персонажей...

Когда поток пассажиров рассеялся и мне удалось пробраться к месту эксперимента, Игорь выглядел совсем печально. Тем не менее продолжал гнуть свою линию.

– Вот, Виктор, не даст соврать, – оживился он при моём появлении.

Я не знал, в чём именно не дам ему соврать, но на всякий случай кивнул, выражая полную солидарность.

Тут Людмила наконец захлопнула свой планшет, и оценивающе посмотрела на несостоявшегося Шерлока Холмса.

– А давайте теперь я попробую! – неожиданно предложила она. – Вдруг у меня получится!

– Что получится? – не понял Игорь.

– Угадать про вас, – женщина задорно блеснула глазами. – Испытать свой метод дедукции. А если у меня тоже талант?

– Давайте! – расправил плечи Линский. – Отлично! Это такой неожиданный поворот сюжета! Я весь в вашей власти.

– То, что вы писатель, я уже знаю. Даже догадываюсь кто по гороскопу, ваша дата рождения указана на обложке. Попробую угадать, где вы живёте.

Она подняла указательный палец кверху.

Моя дедукция подсказывает, что это город Краснодар.

– Конечно, вы правы, –  широко улыбнулся Игорь. – Жду вас в гости.

– Улица Индустриальная, дом девять. Квартира номер двадцать четыре.

Я заметил, как улыбка медленно сползает с его лица по мере поступления новой информации...

– А теперь, – как ни в чём не бывало продолжала экспериментаторша, – я попробую угадать ваше семейное положение.

Она на секунду задумалась.

– Звёзды мне подсказывают, что вы женаты, и супругу вашу зовут Ирина. А ещё... ещё у вас есть дети, как чудненько! Две дочки – Лена и Маша. Ну что, правильно? Скажите, я угадала?

Я вопросительно посмотрел на своего товарища. Судя по его отвисшей челюсти, все выстрелы попали точно в цель.

Игорь силился улыбнуться, что-то сказать, но губы сжимались лишь в болезненную гримасу... Лишь спустя минуту он пришёл в себя, и из гортани вырвались какие-то нечленораздельные звуки, которые очень медленно трансформировались в слова.

– Но... но… к-как?

– Пусть это останется моей маленькой тайной.

Людмила одарила его очаровательной улыбкой и приподнялась с места.

– Мне пора выходить. А телефончик, конечно, дам, как просили. Звоните, когда будет скучно, или лучше заходите. Мы гостям всегда рады!

Она протянула свою визитную карточку и медленно направилась к выходу.

Пока я любовался её грациозной походкой, Игорь снова поплыл. Я увидел, как лицо товарища начинает приобретать какие-то неясные оттенки и чуть ли не с силой вырвал из его рук визитку. К моему удивлению, там был не один, а целых два телефонных номера и даже… адрес.

"Людмила Ивановна Коршунова", – прочитал я надпись крупными буквами. И внизу помельче: "Районный прокурор"...

В чём-то Игорь оказался, конечно, прав. Писатель – это звучит гордо! И как правильно говорят у нас в народе: на всякого мудреца довольно простоты, а на каждую дедукцию найдётся своя самоиндукция.


Рецензии