Весенне-осеннее бы

Иногда весной бывает осеннее настроение. Правда, совсем не помню обратное. Осенью все дышит только ею. И хотя весна и осень почти ничем не отличаются в наших краях, некая сезонность все же проявляется.
Вот и сегодня - все играет весенними красками. Небо бесконечно голубое, ветерок дует самый лучший, листья на деревьях словно живые. Трепещут, машут…

Чего ещё надо? Или не надо.
А может просто весенние перевертыши помахали, окликнули.

Вот если бы у меня была дочь, моя жизнь, наверное, была бы расцвечена иными красками.
Как вы думаете – какое самое любимое слово у большинства людей?
Правильно! Если бы.

Сейчас я думаю о сослагательном наклонении как минимум дважды в день.
Когда иду в магазин, то останавливаясь у цветущей бугенвилии, думаю о маме.

Вот если бы она могла видеть эту красоту! - в сто двадцатый раз сокрушаюсь я.
 
Моя мама настоящий садовод и цветовод. На всех участках земли, нашей пригородной усадьбы, посажены цветы всех цветов и мастей. И ведь мама знает названия всех не только красавцев, но и самых неказистых, «долгоиграющих» зеленых питомцев.
Растениями назвать их язык не поворачивается – для нее они все питомцы.
 
Каждый год она старательно удобряет их навозом, который сперва усердно и долго носит в ведрах, а потом катает на небольшой тележке. И это только малая часть ее заботы о них.

Но вернусь к «любимому» наклонению.

Когда я стою у мясных и овощных лотков в своем любимом магазине, то вновь думаю о маме. И не потому, что мама никогда не видела некие заморские овощи или фрукты, а потому, что никогда не окажется она рядом со мной, не пройдет среди всего этого продуктового великолепия, и не будем мы ходить и что-то говорить друг другу , что понятно только нам двоим.
Мама бы наверняка сказала, как ладно устроен магазин, какая богатая мясная витрина и какой громадный ассортимент мороженого.
 
Сопричастность – вот чего мне не хватает в этой жизни. Той большой малости, когда твои люди радуются вместе с тобой и тому, что видишь ты, и чем живешь ты.
Когда ты каждый день делишь с теми, кто так дорог и бесконечно важен и любим.

И если бы была возможность показать маме место, где мы живем – счастливее бы момента, наверное, не было бы.

Нет у меня и дочери.
Если бы рядом была она, то мы могли бы с ней часами прогуливаться по
 местным бутикам, примерять разные вещи и не бояться выглядеть в них нелепыми или дерзкими. После шопинга мы бы непременно остановились у многочисленных столиков под воздушными фенами и пили бы кофе, ели мороженое.
Ей я бы могла рассказать, что у меня на душе, и она бы, конечно, не сказала мне…

Впрочем, мои сыновья могут мне сказать что-то, но ведь и я забываю иной раз, что они не дочери. У них мужской взгляд на вещи.

Не знаю, какой бы была моя дочь, но нечуткой она вряд ли бы стала. С ней я могла бы говорить обо всем, а уж если бы она жила от меня далеко, то какие бы я писала ей письма…
В моей жизни не так много примеров прекрасного содружества дочери и матери. Поколение моих родителей было воспитано в скромных и без излишних сюсканий условиях. Дети военного поколения – до этого  ли было нашим родителям?

Хотя, мой отец был на редкость ласковым и теплым. В его речи было так много уменьшительно-ласкательных слов, что мама посчитала этого вполне хватит.
А значит, после его смерти ушла эта теплая и лучшая волна.

Не все могут говорить такие слова, у иных язык для этого тяжелый, неповоротливый. И хотел бы, да не получается.

Когда родились мои дети – баланс с суффиксами уменьшительного плана был восстановлен. Мальчики получили хорошую порцию слов – от нанайки до лапусика и разных слов-каламбуров.
И как оказалось – дело вовсе не в поколении. Дело просто во времени.

Когда мама стала бабушкой – вся ее речь стала состоять из хвалебных эпитетов и эдаких солнечных ромашек!
Внуки получили гигантскую корзину словесных цветов.
Да только ли цветов?
В ход пошло все – от подарков и исполнения желаний на все хочу, до катания на спине и «тетешканья» на весь дом.

Если бы у меня была дочь – она была бы первой внучкой, а значит все эти цветы упали бы к ее ногам.
Вот она бы точно сумела все это оценить и понять. Стать той женщиной, которая для бабушки и опора, и подмога, даже если ее приезды были так же краткосрочны, как и моих детей.
Просто дочь была бы из нашего клана. Из нашей семейной ячейки. А в ней мы все, начиная с мамы , старшей сестры и заканчивая мною – настоящие труженицы.
Хорошо это или не очень - уже другая история!
 
Сегодня я бы написала своей дочери самое длинное и самое грустное письмо.
Знаю, она бы меня поняла.
 
Я рассказала бы ей о своих мучительных мыслях, которые каждый день, как вставные зубы, вынимаю, вставляю в стаканчик с водой, а ощущение, что они так и остались во рту не пропадает…
Дочь выслушала бы меня и сказала: Не дури, мама! Зачем тебе такие решения? К чему? Ты столько лет была в этой истории – зачем такой поворот?

И ведь как славно было бы услышать от нее это!
Ведь я сама не могу решить этот вопрос, да и другие вопросы решаю плохо, в последнее время вообще на грани развала, а ее слова меня бы вернули в реальность.

Уверена, она бы выросла такая… Понимающая, чуткая…
Ведь если мы что-то не дополучаем в своей жизни – реализуем в другом.
Что-то женское и для меня важное, я не могла реализовать в своих мальчиках, но уверена – все это было бы вложено в дочь…

Есть вещи, которые никогда не произойдут в нашей жизни. И это надо принять как данность. К этому надо отнестись с пониманием.
Я понимаю, принимаю, но как все же иной раз это «Если бы» управляет нашими мыслями.

Куда еще эти два коротких слова заведут? Кто знает…
 
А может они приходят исключительно весной, когда торжество природы имеет свои сезонные точки невозврата?
Впрочем, весною все случается, и осень в ней не исключение. Пусть будет все же приятным всякое из них.


Рецензии