Бабка надвое сказала

Мне нравится песня со словами "у природы нет плохой погоды". Согласна я с этим утверждением.

Как-то летом я гостила в Омске у бабушки. Была засуха. Огород мы поливали утром и вечером. Спасали. Хлеборобы поля спасти не могли. И горели хлеба и жухли. А наши гости из Ленинграда радовались искренне тому, что нет дождей, что можно загорать на пляже на берегу Иртыша сколько угодно, что тело их покрылось красивым загаром. Крестьяне молятся о дождях и с надеждой смотрят на любое пятнышко темное на небосклоне, а отдыхающим горожанам - радость. Повезло с погодой. Они так и говорили - как нам повезло с погодой! И хоть бы слезинку уронили по гибнущему урожаю. Хоть бы хны, как говорится. Зато у них загар хороший. Два взгляда на погоду.

Меня в детстве бабушка наставляла на жизнь. Она мне много мудрых наставлений дала.

-Всегда можно надвое сказать. Хорошее от плохого трудно отличить.

Меня эти слова удивляли. Вызывали какой-то протест. Как - надвое. Плохое -
однозначно плохое, хорошее - однозначно хорошее.

-А вот  дедушка твой, он хороший или плохой?

-Хороший, конечно хороший.

-Это он тебе хороший. А мне он хуже собаки дворовой. Потому что когда от  скарлатины у нас в один день задохнулись четыре доченьки, погибли у нас на глазах, я с ума чуть не сошла. Дала денег ему, гроши последние,чтобы он в лавку пошел и на саваны купил полотна дочуркам, чтобы в последний путь проводить в подобающем виде. А он в лавку не пошел, он в шинок, в пивнушку деревенскую
пошел и все деньги пропил. Он стерпеть не мог. Горе заливал. Два дня пил и домой не приходил. Братья мои мне помогли. А уж в домовину девочек положили в старье. А  ему и не стыдно было. Я его с тех пор за человека не считаю. А ты - считай. Он тебе ведь ничего плохого не сделал. Только есть такие дела, которые и до скончания века простить нельзя.

Когда я подросла, я прямо спросила дедушку об этом его поступке.

-Слабину дал. Стерпеть не мог. Если бы не напился тогда,сердце бы остановилось. Не дай Бог никому такого. Любил я сильно дочерей своих. Особенно Нюру. Такая добрая и ласковая была девочка. Ты вот на неё похожа. А бабушка не говорила тебе, что она своих дочерей сама погубила. ПОвела крошек наших в дом, где ребенок был, умерший от скарлатины. А за девочками не досмотрела. Они попили  молока забытого в кружке, которое ребенок пил больной. Эту вину она на себя не берет. Слишком тяжкая. А меня уже десятки лет поедом ест за пропитые гроши на саван. Виноват.

Дедушка примолк, а я стояла, как громом пораженная.

Оказывается, до меня была жизнь какая-то странная. Не было врачей, деток никто не лечил, не было умных людей, которые бы предостерегли от визитов в дома заболевших.

Потом бабушка ходила на кладбище кричать за доченьками. Она вставала рано, собирала на стол и звала дочерей завтракать. Потом вспоминала, что их нет и уходила кричать за ними. Она могла пойти на кладбище и ночью без всякого страха, падала на большой холмик братской могилы и начинала звать своих девочек и разговаривала с ними. Спрашивала, за что они так с ней поступили? Где они теперь? Попали ли они в ангелы? И видят ли они с неба, как ей плохо без них?

Она так кричала, что стоны и крики и её плач были слышны даже в деревне. Тогда её деревенские подружки решили отучить её от визитов на кладбище. Взяли жерди, связали крестом, на вершину тыквы одели, внутри поместили свечки, засели возле кладбища ночью и стали ждать мою бабушку. Дождались. А кога она стала плакать и звать своих девочек, они зажгли свечки и пошли на неё с громкими и страшными завываниями.

Света не взвидела бедная мать. Она на одном дыхании умчалась прочь, не разбирая дороги. Долго её дома трясло от ужаса. Больше она на кладбище не ходила. Ей было на ту пору около сорока лет. Она родила еще четверых детей. Четверых мальчиков. А ей так хотелось девочек!!! Так что уцелевшая из всех старшая дочь Шура была единственной сестрой для своих младших братьев. И нянькой. И берегиней. Она вместе с матерью молилась день и ночь о спасении их жизней, когда все её братья ушли на войну. И они все вернулись живехоньки. Хоть и ранены были, и по госпиталям намучились, а все равно смерть обошла их, хоть и караулила в каждом сражении.

На всю жизнь осталось зарубкой в памяти бабушкина фраза о том, что нужно не торопиться делать выводы, что нужно смотреть с разных сторон на все, и на человека в том числе, и нужно думать. Тогда и толк из  всего выйдет. Не спеши и подумай! Хорошие слова. Да не всегда получается сделать именно так. Иногда в горячке и слова скажешь неосторожные, да и поступки совершишь такие, что потом только руками разводишь.

Скажите мне на милость, зачем я полезла останавливать страшную поножовщину, на которую наткнулась в лесу. Я шла на работу в школу по лесной тропинке. Так было короче. День был весенний, но какой-то мрачный. Шуршали листья опавшие. Дубки уже потеряли листву, которую так берегли всю зиму. Они кутались в свои рыжие шубки в самые лютые морозы. А весной пробуждающиеся почки выталкивают старые листья прочь. Только на несколько дней оголяется лес, и опять стоит в новом уборе. И был как раз период безлиственный, а поэтому лес стоял прозрачный. И я увидела молодых людей с ножами, которые шли стенка на стенку. Лица были страшные. Я побежала и встала между ними. Человек по семь-восемь с каждой стороны.

Я кричала, умоляла их остановиться, они были бывшими моими учениками. Я называла их ласковыми именами, и напоминала им, какими добрыми мальчиками они были прежде.

Потом стала громко плакать и причитать, потом стала призывать их матерей, хотя кто же мог меня услышать?

-Слушай мою команду! Немедленно все бросьте ножи в кучу!

Один из них отбросил нож.

Я вытряхнула из моего портфеля все книжки и тетрадки прямо под ноги и спрятала в него этот нож. Никто больше с ножами не расставался. Тогда я молча пошла от одного к другому, и просто отбирала ножи и прятала их в портфель.

-По домам! Немедленно!

Я не сказала,просто прорычала свой приказ.

Они стали расходиться. Вначале медленно, потом некоторые побежали.

Когда я пришла в школу, я не знала, как мне поступить. Я написала список участников этой драмы. Посоветовалась со стареньким директором школы - участником войны.

-Не будем никого привлекать, сами пойдем вечером по домам.
 
Прошли всех. Устыдили. Привлекли родителей и бабушек и дедушек. Конфликт был из-за девочек. Вечная проблема.

Я этот страшный случай не забуду никогда. Не всегда нужно раздумывать и медлить в принятии решений. Иногда и кривая хорошо вывозит. И здесь ключевое слово "иногда".

-Мы освободились от монголо-татарского ига только тогда, когда передумали их, - говорил нам преподаватель в  институте на лекции. - Мы изобрели пушки, а они остались с луком и стрелами. Во время знаменитого стояния на реке Угре в 1480 году они не посмели пойти на штурм крутого берега, на котором стояли пушки. И стреляли по ним периодически.  И вот в одно прекрасное утро проснулись русские воины, а на том берегу тишина. Никого не видно и не слышно. Пошли разведчики, а даже котлы с теплой кашей остались на кострах на треногах, а монголо-татары ушли, чтобы уже никогда не возвращаться. Кончились их набеги.

И что выше - действия или раздумья? Простая фраза - противника нужно передумать -   она действительна во все времена.
 
Внукам своим я всегда говорю, что нужно быть немного вредными. Не со всем соглашаться, не на каждое предложение откликаться. Хорошо подумать своей головой.

И мой совет всегда одинаков - посмотрите на любую проблему со всех сторон. Две стороны у медали. Чтобы составить ясное представление обо всем, что вас окружает, старайтесь понять этот мир.


Рецензии
И сама ты, милая и светлая женщина, - БЕРЕГИНЯ! Спасающая, охраняющая...

Инна Люлько   17.10.2020 12:50     Заявить о нарушении
Спасибо за слова светлые. Земной поклон в пояс.

Валентина Телухова   17.10.2020 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.