Мифы Вольфа Мессинга
Артист- он и есть артист! Красивый, привлекательный, обаятельный. Иначе ему нельзя ,потому что всегда работает на публику. Он должен возбуждать, зажигать и удивлять. И фамилия должна соответствовать образу. Недаром они часто берут псевдонимы типа Распутина, Буйнов… и т.п. И названия своим коллективам придумывают самые невероятные. Биография тоже должна быть соответствующей образу. Для успеха можно подключить и мифы, и слухи, и необычный, а то и шокирующий внешний вид… Для популярности не помешают и скандалы. А в последнее время и фейки. Мол, при смерти я, а то и вообще умер…
Чем талантливее артист, тем успешнее он вживается в новую роль, тем убедительнее смотрится в новом образе. Он должен сам верить, что стал на время своего спектакля другим человеком. Но, как заметил ещё историк В. Ключевский, артист за многими ролями невольно теряет своё истинное, человеческое лицо. Глядишь на него и сомневаешься- свои ли он говорит слова или из какого-то спектакля… А уж роли всяких петрушек, шутов гороховых, паяцев, лицедеев и комедиантов славы и общественного статуса артистам в прежние времена не добавляли. Артисты крайне редко становились важными государственными лицами .
Возвысились они только в советское время, благодаря званиям «народный», «заслуженный» и т.п., когда они стали депутатами, писателями и публицистами. Но теперь и мы стали путать, где правда, а где миф. Об этом невольно задумываешься, когда речь заходит о всякого рода ясновидцах и предсказателях.
Кто не слышал о знаменитом телепате, гипнотизере, способном угадывать чужие мысли, легко находить спрятанные предметы и, конечно, предсказывать будущее? Речь идёт о знаменитом Вольфе Мессинге. Многочисленные успешные выступления, популярные мемуары под названием «Я-телепат» и кинофильмы, сделали его популярным даже после его смерти. А в 40—60 годы ХХ века он был известен, без преувеличения, всему миру. Сегодня о нём говорят ещё и как о великом предсказателе будущего. Ему приписывали предсказание Второй мировой войны, гибель Гитлера в результате похода на Восток, дату Дня Победы и другие важные события.
Все ли здесь правда, или, как и во многих других случаях, артистические мифы?
Если проследить его жизненный путь и оценить его чудеса и предсказания, легко обнаружим, что его биография, как нарисовали его нам её в литературе и кинофильмах, чрезвычайно интересна и достойна приключенческого романа, поскольку жил он в историческое время и конкретно соприкасался с выдающимися людьми.
Он родился в 1899 году в местечке Гора-Калевария, что в Польше, в небогатой еврейской семье.
В своих мемуарах он пишет, что в раннем детстве страдал лунатизмом, от которого умный и властный отец излечил его весьма своеобразно. Он ставил перед кроватью таз с холодной водой и когда сонный мальчик хотел встать, чтобы побродить по крышам, как лунатик, его ноги попадали в холодную воду, и он просыпался.
Семья, в которой кроме Вольфа было еще три брата, была очень религиозной. В 6 лет Вольфа отдали в хедер, — начальную еврейскую школу при местной синагоге, где он успешно учил наизусть талмуд. Заметив истовую религиозность и прекрасную память мальчика, отец совместно с раввином решили определить его в иешибот– училище для будущих священнослужителей. Вольф пытался отказаться, но тут произошла встреча с таинственным «небесным вестником», который необыкновенным голосом приказал потрясенному мальчику идти учиться в иешебот, поскольку так хочет сам Бог… И маленький Вольф, упав перед этим от страха в обморок, согласился на требование отца. Через два года судьба вновь свела его с этим самым «небесным вестником» уже в молитвенном доме. Вольф узнал его по своеобразному голосу. И вновь потрясение, но на этот раз оно слилось с прозрением, что его когда-то обманули. Он не смог простить отцу обман и решился бежать не только из иешибота, но и из отчего дома.
Так судьба забросила его в Берлин. По дороге он обнаружил в себе способность к внушению, выдав контролёру пустую бумажку вместо билета.
В Берлине он вначале выполнял разную работу, часто голодал и возможно бы погиб, если бы случай, который свел его с профессором Абелем. Это случилось, когда Вольф, выполняя очередное поручение, упал прямо на улице в голодный обморок. Его отвезли в больницу, а потом в морг, поскольку тело было холодным, а дыхания не было. Какой-то студент, подрабатывавший в морге, заметил, что сердце мальчика все-таки бьется и рассказал об этом психиатру профессору Абелю. Абель привел в чувство Вольфа лишь на третьи сутки. Он обратил внимание на способность Вольфа к летаргии и к управлению своим телом. Профессор начал заниматься со способным юношей и это скоро принесло успех и долгожданный заработок. Мессинг, с согласия Абеля, устроился на работу в берлинский паноптикум, где за 5 марок в сутки ложился на три дня в холодный хрустальный гроб и изображал покойника. Отличить от мертвеца его было невозможно.
В свободное от работы покойником время он по программе профессора Абеля и его друга психиатра Шмидта тренировал свои способности. Одно из них– угадывание мыслей окружающих по незаметным движениям мышц, отключение болевой чувствительности, внушения… Через два года он уже стал выступать в роли факира, которому безболезненно кололи иглами грудь шею, а так же в роли молодого сыщика, который в зале находил спрятанные предметы. В 15 лет он был принят в знаменитый цирк Буша в Берлине.
В годы Первой мировой войны он выступает в Германии и Австрии уже с психологическими опытами по угадыванию мыслей, выполнению мысленных приказов и другим чудесам, вызывавшим неизменный успех. Известность и слава его выросли. Он познакомился с Альбертом Эйнштейном, Зигмундом Фрейдом, которые одобрили его психологические опыты.
В 1917 году он совершает большое турне по Японии, Бразилии, Аргентине. А в 1921 году он переехал в независимую Польшу, где был призван в польскую армию. Однажды он был приглашен показать свое искусство даже «начальнику Польского государства» Юзефу Пилсудскому. После службы он вновь ставит психологические опыты и гастролирует на разных континентах: в странах Азии, в Австралии, Индии, Южной Америке.
Судя по воспоминаниям (Вольф Мессинг. «О самом себе». — М. Изд-во политической литературы 1991 год),Мессинг начал предсказывать события, начиная с 30 годов. Сначала это было предсказания судьбы, получения долгожданных писем, а в 1937 году он, якобы, на одном из концертов в Варшаве предсказал гибель Адольфа Гитлера, если он начнет войну на Востоке. Это предсказание, будто бы, было опубликовано в польских газетах, и вызвало гнев германских властей. Германия якобы обещала за арест Мессинга огромную сумму в 200000 марок. Поэтому, когда началась Вторая мировая война и фашисты вторглись в Польшу, Мессингу пришлось спасаться бегством. Все его родные были отправлены в варшавское гетто, а позже погибли в концлагере Майданек.
Сам Мессинг с трудом избежав гитлеровских застенков, оказался на территории СССР. После определенных трудностей, связанных с незнанием русского языка и отрицательным отношением советских властей ко всякого рода колдунам, гадалкам, предсказателям и экстрасенсам, Мессинг был включен в бригаду артистов, работавших в Белоруссии. Однажды, находясь в Гомеле, его привезли на встречу с самим Сталиным, который, познакомившись с ним, интересовался положением в Польше. В мемуарах Мессинг рассказывает, что он встречался со Сталиным и позже. Тот однажды дал ему задание получить в Госбанке 100 тысяч рублей, используя свои гипнотические способности.
Широко известны его предсказания о войне с Германией, которое он дал сразу после заключения Пакта о ненападении в 1939 году и о «танках со звездами на улицах Берлина», а в 1943 году предсказал, что война закончится 8 мая, хотя и не уточнил какого года. Ему приписывают предсказание о гибели спортивной команды ЦСКА в авиакатастрофе, о том, что Карибский кризис 1963 года закончится миром и целый ряд других.
Все эта красивая и занимательная жизнь, несомненно, великого артиста, отражена в литературе, документальных и художественных фильмах, в том числе и в последние годы. Для подавляющего большинства, как советских людей, так и современных россиян, Вольф Мессинг, который умер в 1974 году, остается блестящим артистом, телепатом, гипнотизером и предсказателем.
Все бы хорошо, и мир его праху, если бы не въедливые исследователи, которые взялись проверять достоверность биографии кумира миллионов. Оказалось, что свои блестящие способности он получил не только от Бога , а больше от польских бродячих артистов, с которыми много общался в ранней юности. Что его искусство чтения мыслей правильнее назвать «чтением мускулов», частоты дыхания и пульса, тембра голоса, характера походки и других реакций человеческого тела, которые он освоил благодаря упорной самотренировке. Что не было никакого «небесного посланника», профессорской учебы в Берлине, встреч с А. Эйнштейном и З. Фрейдом. Нет документов и публикаций подтверждающих его предсказания гибели Гитлера в результате похода на Восток, за что фашистские власти, якобы, определили награду в 200000 марок за поимку В. Мессинга. Проверка 857 фондов трофейных документов Германии и Польши межвоенного периода показала, что фамилии Мессинг среди других артистов, предсказателей, гипнотизеров и ясновидцев вообще нет.
Не встречался он в Гомеле и Москве со Сталиным, о чем свидетельствует полное отсутствие документов в архивах ФСБ, ЦК КПСС, в записях лиц, принятых Сталиным в Кремле и в журналах регистрации посетителей Сталина… Не было и получения по чистому листу 100 тысяч рублей в Госбанке у одураченного кассира, поскольку порядок работы с клиентами и выдачи денег там был совсем другой.
Более того, выяснилось, что биография в мемуарах под названием «Я-телепат» была сфабрикована известным журналистом- популяризатором Михаилом Хвастуновым, заведующим отделом науки газеты «Комсомольская правда» в начале 60 годов, считавшим, что яркий вымысел способствует популярности артиста. Он сумел убедить Вольфа Мессинга дать согласие на публикацию вымышленной биографии.
Обо всем этом поведал заслуженный юрист России Николай Китаев, который опубликовал свое исследование биографии Мессинга под названием «Криминалистический экстрасенс» Вольф Мессинг: правда и вымысел» в журнале « В защиту науки» №4—2008 год.
Ах, какой красивый миф рухнул на наших глазах! Даже жалко. А мы все так увлеченно смотрели сериал о Вольфе Мессинге! Мы просто полюбили героя Евгения Князева, а позже Юрия Зайцева сыгравших Мессинга в одноименных фильмах!
О чем нас заставил задуматься Вольф Мессинг? О том, что миф и вымысел важные составные части успеха у экстрасенсов и предсказателей, артистов и других категорий публичных людей. О том, что они легко идут на ложь и фальсификации ради успеха у публики. Когда зритель заранее видит в тебе чудотворца и волшебника, героя и мученика, он легко поверит во что угодно.
Но..Но.. Он не тот , кто приведёт нас к истине…
Если, конечно, мы сами не рады обманываться
( Из книги А.Нижникова "Хочу заглянуть в будущее")
Свидетельство о публикации №220032600383