Философия и пророческий дух
Предмет Философии,- сущее,- то что есть; существующее в телеологическом понимании вместе с необходимостью сущего и с рассмотрением его цели и направления. Философия может сказать, что дерево, если его не срубят и оно будет здорово, принесёт плод в определенное время. Но философия не может сказать наверняка, что не появится кто то, кто рассечет данное дерево, спилит его или сожжет. Поэтому Гегель во всех своих сочинениях очерчивает границу; при том, что он знает необходимость истории,- он,- в то же время, указывая на противоречия (его времени), завершающие процесс становления человеческих обществ, не идет дальше, давая этим понять, что дальнейшее не является философским предметом. Таким образом, философия есть пребывающая в духе разума любовь к мудрости, но не сама мудрость, как это и было означено ещё древними.*
...О мудрости говорит Соломон: «Я Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Притчи 8:12). Философия потому, в связи с этим правильным положением есть предварение мудрости;,- «разум» и «рассудительное знание», которого ищет мудрость. Но в чём же отличие философии от софии? Ответ: в том, что софия имея своей предпосылкой любовь, кроме того, что знает сущее и его цель, знает что будет. То есть софия, как абсолютное знание, так как её достижение предполагает уничтожение и отмену времени для достигшего, и полноту разума, знает всё временное, необходимое и случайное: при переходе от только любви к мудрости, непосредственно, к самой мудрости, разуму открывается не одна уже только необходимость логического понятия,- необходимость в определённое время дать плод и очертить круг становления для растения или животного и т.д. (знание сущего), но поскольку она есть познание со стороны завершённости времени, власть над ним, таким образом в мудрости открывается и случайное; явится ли и когда дровосек, молния, дождь, червь, пожар, революция, реформация, мор, голод, война, рождение, умирание и т.д.. Гегель даёт этому переходу название таинства. Он вообще нигде, в своих книгах, не выступает как мудрый (то есть как прозорливец). При том, что его цель показать полноту духа разума, логику и феноменологию постижения сущего, он лишь подводит, будучи верным и превосходным проводником, некоторым Моисеем и Мелхиседеком, к той двери, которая есть восход к Мудрости, он предвосхищает собой все научное знание; собственный его опыт и путь который он совершает в феноменологии духа и есть путь совершенного освобождения; выход из фараонова рабства времени. Ступайте за мной путем разума и я покажу вам последнюю дверь,- вот она, здесь открывается новый дух, разум становится духом мудрости; что бы достигнуть её вы должны преисполниться философии,- говорит Гегель.
*"Поэтому и обладание ею [Мудростью] можно бы по справедливости считать выше человеческих возможностей, ибо во многих отношениях природа людей рабская, так, что, по словам Симонида, бог один иметь лишь мог этот дар, человеку же не подобает искать несоразмерного ему знания." (Аристотель " Метафизика")
Свидетельство о публикации №220032600995