Несение Креста на плечах зрителя

Работа палешанского художника 19 в, в академической манере живописи, итальянской схеме композиции. Автор мог бы успешнее работать в иконописной манере. Но взялся не за свой огород. Вообще влияние европейской живописи нанесло урон русскому искусству. И если принесло пользу, то Петербургской Академии Художеств, из которой вышли, благодаря пребыванию в Италии, Брюллову и Иванову. Под них иконописец и написал эту икону. Но получилось ни в городе Богдан, ни в селе Селиван. Пропорции у многих нарушены. Голова Христа больше, чем надо. Фигуры воинов похожи на погонщиков мулов и заимствованы из популярного в 18 веке «руководства к рисовальному художеству» немецкого теоретика Прейслера. Где сами по себе образцы, предназначенные для подражания в Академиях мира, могли годиться только в придорожные кафе и общественные бани. Фигура Симона Кириенянина оказалась в прыжке. Наблюдающие за Христом иудеи похожи на заговорщиков. Мафорий Богоматери неудачно ложится на крест. А сопровождающие ее мироносицы, наверное, сожалеют об этом. Хорошо вышел пейзаж и общий колорит. Написан, как их учили. Плоскость делится на три части : переднюю — темную, среднюю — светлую, дальнюю — в дымке. Отсюда вышла глубина и пространство. Видно, что художник пыхтел над работой, долго компоновал композицию, прежде чем взяться за оригинал. И не случайно. Иконописец хороший. Но сгубил свой дар, который наверняка расходовал более удачно в иконах с классической техникой, чем в академической, за которую лучше бы не брался, потомучто было кому заниматься серятиной. Судя по арочной форме Иконы-картины, она предназначалась в нишу какой-то крупной провинциальной церкви, наверняка разрушенной большевиками в 1917 г., из которой ее успели вытащить  богомольные старушки и спрятать на чердаке, где она пролежала до сегодняшних дней. В целом Икона вызывает положительные эмоции у обыкновенного зрителя, обывателя, на которого была и рассчитана. Но к музею такую работу близко бы не подпустили.
                27 марта 2020.


Рецензии