Единственный

Шёл  1949  год  …  Мама  в  поисках  папы  писала  во  все  возможные     инстанции.  Но  отовсюду  приходили  одинаковые  ответы:  « Пропал  без  вести  в  бою  под  городом  Зарау»  и,  конечно,  ссылались  на  многочисленные  справки.  Где  этот  город?    Почему  бой  был  далеко  за  границей?  Для  неё  -  это  было  неведомо.
Бабушка  часто  говорила  ей:  «Не  мучай  себя,  раз  он  до  сих  пор  не  объявился,  значит,  нет  его  в  живых.  Он  бы  давно  написал  тебе.  Тем  более  он  оставил  здесь  трёх  ребятишек.  Не  мучай  себя»
И  вот  однажды  она  пришла  к  нам  с  каким – то  мужчиной.  Вызвала  маму  на  улицу  и  долго  убеждала,  что  пора  папу  забыть,  а  троих  тебе  одной  не  поднять,  да  и  хозяйство,  какое -никакое  -  тоже  рук  требует,  огород  10  соток.  Выходи  за  него,  он  тебе  поможет»
«Ты  знаешь,  он  потерял  семью  где-то  далеко  на  Украине:  бомба  попала  прямо  в  дом.  А  он  работал  машинистом  на  железной  дороге,    приехал  домой  - нет  ни  дома,  ни  семьи.  С  горьким   сердцем  и  слезами  после  войны  приехал  в  Сибирь    в  надежде  завести  новую  семью.  Вдов  в  то  время  по  России  было  очень  много.
Коренастый,  в   железнодорожной  форме (в  те  годы  в  униформе  ходили  многие  железнодорожники).   Тамара  и  Толик  были  ещё    небольшими  и   рассматривали  эту  форму  с  любопытством,  а  главное  рассматривали  того,  кто  к  ним  пришёл.
 Я  сразу  поняла,  зачем  бабушка  привела  этого  мужчину  и  убежала  на  огород:  там  стоял  небольшой  стожок  сена.  Я  зарылась  в  него  и  горько  плакала:  во –первых,  потому,  что  я  боялась  рассказать  маме,  как  мне  сказала  Христиановна,  что  папа  умер,   а  самое  главное  ,  я  не  хотела,  чтобы  мама  выходила  за  него  замуж.  Не  знаю  почему,   но  я  думала  об  этом  с  ужасом.
Мама  выслушала  бабушку,    увидела,  что  меня  нет,  сказала  «спасибо  за  заботу»,  и  ответила  бабушке  то,  что  я  запомнила  на  всю  жизнь.
-  Нет,  мама,  никто  мне  не  нужен,  как-нибудь  управлюсь  сама,  но  в  доме  мне,  кроме  моего  Вани,  мне  никто  не  нужен.  Может  быть,  я  со  временем  привыкла  бы  к  чужому  человеку,  раз  ты  говоришь,  что  он  хороший  человек,    может  быть…,  но  дети  никогда  не  привыкнут  к  чужому  человеку.  И  кроме  папы  им  никто  не  нужен,  да   и  мне  тоже  никто  не  нужен.  Так  что  веди  этого  хлопца  обратно,  я  никогда  не  выйду  за  него  замуж.   Тем  более,  может  быть,  Ваня  скоро  приедет.  И  Валя  подросла  помощница.  Так  что    веди   его  обратно.
-  Ладно,  как  хочешь.  Я  тебе  предлагала  как  выход  из  твоего  очень  трудного  положения.
- Нет,  нет, веди  его  обратно,  и  скажи  ему,  что  я  постараюсь  управиться  сама.  Да  и  кроме  Вани,  мне  никто  не  нужен.
Мама  горько  заплакала.  А  я  поняла,  что  мой  папа  -  это  единственный  человек,  которого  мама  любила  и  ждала  всю  жизнь.
Бабушка,  как  могла,  объяснила  ,  что  мама  не  хочет  выходить  замуж,  будет  ждать  папу.
- А  мне  они  понравились,  дети  такие  послушные  и  их  мама  такая  красивая,  наверное,  тоже  спокойная.
Бабушка  молчала.
-  Ну  что  ж  на  нет  и  суда  нет.
И  он  ушёл.  А  мама  со  мной  пошла  на  огород  докапывать  картошку.
Больше  к  нам  никто  не  приходил,  моя  бабушка  всем  отказывала  и  оберегала  нашу  семью,  как  могла.
Через  много  лет  я  как-то  обмолвилась,  что  помешала  ей  выйти  замуж.  Может  быть,  стало  бы  лучше,  на  что  она  мне  ответила:
-  Нет,  всё  было  правильно.  Я  всю  жизнь  любила  только  папу,  и  никогда  не  смогла  бы  привыкнуть  ни  к  кому  и  никогда.  Ваня  мой  единственный  на  все  времена.  Навсегда.
И  маме  надо  отдать  должное.  Когда  она  в  порыве  отчаяния  плакала  и  говорила:
- Зачем  я  жила,  кому  это  было  нужно?  Война  проклятая  лишила  меня  счастья.
Я  её  убеждала,  что  жизнь  она  прожила  хорошую,  достойную.  Несмотря  на  тяжелейшие  времена,  никто  из  детей  не  попал  в  тюрьму,  никто  не  умер,  все  получили  образование  и  достойно  прожили  жизнь.  А  самое  главное,  что  все  дети  тебя  любят  и  напрасно  ,  мама,  ты  себя  упрекаешь.  Война  оставила  после  себя  очень  много  вдов  и  сирот,  но  из  этого  пекла  ты  вышла  победительницей,  а  если  учесть,  скольких  детдомовских  детей  с  твоей  помощью  были  одеты,  обуты,  накормлены  и  получили  образование  -  то  тебе  нет  цены.  И  мы  все  готовы  поклониться  тебе  в  ноги.
Мама  умерла  на  82  году  жизни,  и  на  её  могиле  всегда  есть  цветы….


Рецензии
Ваша мама была Женщиной с большой буквы.
Интересный рассказ. Реальные судьбы поражают больше, чем надуманные мелкотравчатые сюжеты.
Спасибо!
С уважением,

Инга Ткалич   13.11.2020 09:00     Заявить о нарушении
Инга, здравствуйте! Спасибо за отзыв. Извините, что поздно. Скажу только одно, что здесь нет ни слова выдумки. Мама действительно прожила достойную жизнь, всю войну работала на заводе и была председателем уличного комитета, уговаривая соседей отнести в детдом военным детям что - нибудь из еды: картошку, свёклу, морковку, хоть что - нибудь,чтобы они не голодали. Их вывезли из военного пекла. А когда кончилась война, многие из них получили специальное образование. Я преклоняюсь перед памятью моей мамы.

Валентина Кочубей   06.03.2021 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.