Мышление как следствие саморазвития Разума

   Мышление как свойство и следствие саморазвития Разума
Современные исследования головного мозга человека познают, в основном, его биологическую структуру, находят центры, управляющие жизнью биологической системы. Уже в первой половине ХХ века были исследованы и представлены на картах поля коры больших полушарий головного мозга, принимающие и отражающие информацию от различных органов её восприятия и управляющие моторикой организма.  Хотя в настоящее время представления о корковой локализации функций головного  мозга  изменились и речь уже идёт о его пластичности. В отношении же интеллектуальной системы, осуществляющей мышление,  сохраняется «непочатый край» работы.
 
   Важнейшим структурным элементом мозга является нейрон. Нейрон имеет сому (тело) в короне коротких ответвлений (дендритов) и одного длинного волокна – аксона. К дендритам посредством синаптических переходов крепятся: примыкают через синаптический переход - аксоны иных нейронов. В дендритах движение импульсов переносит информацию только в сторону ядра сомы. По аксону же информация от нейрона передаётся к дендритам иных нейронов. Аксон, его концевая ветвь, может быть разветвлён на множество синаптических контактов с другими нейронами.
Нейроны различаются по размерам, формам,  типам, функциям. Их число в человеческом мозге измеряется миллиардами (тут популярны числа 80 и 90), а масса – в килограммах. Известно, что вес мозга писателя И.С. Тургенева достиг 2 кг и 12 грамм. В среднем же вес человеческого мозга колеблется в пределах 1,5 кг.  Растёт человек, растёт и его мозг. Первый процесс мы видим, а о втором не задумываемся, удовлетворяясь мыслью – растёт голова, так как каждый человек ею ест и подбирает ей шапки подходящего размера. При этом, мысль о том, что в мозге появляются новые нейроны, а оконечные ветви аксона нейронов разветвляются, часто до последних дней жизни особи, так и не приходит ей в голову.  Но, несмотря на это, Природа мозга такова, что нейроны создаются (генерируются), а оконечные ветви их аксонов разветвляются. Этот процесс от рождения объективный с течением лет становится субъективным, в целом зависящим от бытия человека и напряжения его разума в познании среды своего обитания и нахождения способов её преобразования. Между нейронами образуются связи и в пространстве мозга создаются нейронные сети.
   Наиболее бурный рост связей происходит в детском возрасте. Но! Нервные клетки
выходят из «игры» не из-за старения или болезни человека, а тогда, когда они длительное время бездействуют, будучи не включёнными в какую-либо функциональную систему, и в них не происходит кибернетических процессов.

   Признанный в ХХ веке научным сообществом Нейрогенез сейчас является решающим в познании кибернетических функций мозга.
   Нейрогенез — комплексный процесс, который начинается с пролиферации* из нервной ткани желудочков и гипокампа мозга клеток-предшественниц нейронов (нейробластов), которые мигрируют в пространстве мозга к местам образования новых нейронных связей и заканчивается образованием нового функционирующего и интегрированного в нейрональную сеть Нейрона.
* Под «Пролиферацией» понимается разрастание ткани организма путём размножения клеток делением.
 
   Термин «нейрогенез» в медицине впервые ввел немецкий учёный Вирхов для обозначения новообразования клеток.
 
   Нейрогенез ответственен за наполнение растущего мозга. Процесс - развитие нейронных связей и сетей - начинается с развитием эмбриона. Но, вероятно, в этот период он более присущ его биоинформационной системе. После рождения ребёнок устанавливает связь с внешним миром посредством рецепторов зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных рецепторов и рецепторов вестибулярного аппарата, в его Рассудке начинаются ощущения. С этой поры начинается и саморазвитие Разума информационно-интеллектуальной системы; одновременно также продолжается саморазвитие биоинформационной системы, растёт количество нейронов мозга и множатся их связи, начинает развиваться память опыта жизни.

   Мне думается, что это развитие нейронных связей и сетей и является физиологическим свидетельством саморазвития Разума. Это саморазвитие не может быть предопределённым, стихийным, необусловленным, спонтанным, как бы «без царя в голове», без его команд, целеполагания и целеустремлённости, не может не зависеть от информационной среды и бытия человеческой особи.Понимание этого важно, очень важно, так как оно не может не мотивировать Разум человека познавать реальность и развивать свои способности.

   Развитие нейронных сетей - это важнейшая задача каждого человека, и он должен понимать это. Физический рост ему обеспечен Природой. Но интеллектуальный рост зависит от того насколько развитыми человек образует в своём мозге нейронные сети и загрузит собственную память представлениями о реальности, то есть, увеличит пространство своего кругозора, профессиональных знаний и умений. Безусловно, успех решения этой задачи зависит от многих обстоятельств, но каждый человек должен заботиться о качестве своего собственного мозга и качестве своего мышления.
   Развитие нейронных сетей в головах детей - это важнейшая задача родителей, а в головах населения страны - это важнейшая задача государства. Важно, чтобы общественно-экономическая формация государства не была капиталистической, феодальной, рабовладельческой, чтобы его идеология была устремлена к возвышению интеллектуального потенциала страны.    

   Заметим, что с генерацией нейробластов – будущих новых нейронов (спасибо Вирхову) разобрались. Неясными тут остаются вопросы: как находятся места позиционирования нейробластов и что обусловливает разветвление оконечного звена аксона и формирование его синаптических соединений с нейронами иных нейронных сетей.

   Предположим, что ребёнок только принимает информацию из внешней среды. В этом случае его развитие позволит ему различать объекты и явления, а память будет хранить лишь их «фотокопии». Если к этому восприятию добавятся результаты его личного опыта, он, видя, например, полынь, будет из памяти извлекать не только её фотокопию, но и познанное им её свойство – горькая! Но пока ребёнку не предложат название «полынь», и он его не запомнит, других сведений о растении у него не будет. Знакомство с сахаром и солью произойдёт точно по этой же схеме. При этом химические вещества и процессы, их образующие, будут непостижимыми без познания и осмысления опыта человечества, без коммуникации с людьми, без освоения языка общения и вразумительной речи, что повлечёт физиологические преобразования головного мозга - развития в нём нейронных связей и сетей. Но растворим в воде в одном из прозрачных сосудов сахар, а в другом – соль, и попросим ребёнка объяснить явление их исчезновения в сосудах. Имевшаяся в его познаниях фактографическая информация для мыслительного процесса о сущности явления окажется недостаточной по причине недостаточности нейронных связей и нейронных сетей. Задача мотивирует Разум «включить» мышление и посредством опыта и  аналитических программ установить новые нейронные связи между уже существующими и найти ответ к задаче – молекулы сахара и соли разместились в среде молекул воды.
   Изобретение в древности человеком каменного топора, скребков для обработки предметов добычи, использование и сооружение укрытий от непогоды, изготовление посуды для приготовления пищи, сосудов для хранения воды и зерна, разведение огня всё это стало результатом мышления, основанного на приобретённом познании реальности, синтезом новой информации, следствием образования новых нейронных связей и траекторий движения информации.

   Мышление - это процесс формирования новых нейронных сетей, часть из которых создаётся за счёт разветвления синаптических контактов аксонов с дендритами иных нейронов, а другая часть - с помощью вновь рождённых нейрогенезом нейронов.

  Тематические блоки таких сетей, образованных мышлением, в дальнейшем становятся базами познаний и хранятся в памяти. Следствием роста числа нейронов мозга является изменение его массы, а роста числа нейронных связей – саморазвитие Разума.

   Это определение термина «мышление» основано на физиологии происходящего. Ранее на своей авторской странице в статье «Язык, речь, мысль, мышление» мною было дано определение этому термину по существу происходящих кибернетических процессов:   «Мышление – это процесс последовательного формирования разумом мыслительных категорий как  совокупности импульсов от активированных разумом нейронов, образующих тематический блок информации для её последующего отражения.
          
   Факторы, способствующие саморазвитию Разума:
- желание личности и воля Разума к самосовершенствованию своих физических и интеллектуальных способностей;
- рациональное расходование личного времени;
- защита памяти от приёма бесполезной и вредной информации.


Рецензии
Здравствуйте уважаемый Николай Константинович. Прошу прощения за долгое молчание, на то были основания. Сейчас работаю над повестью о ветеранах В.О. войны и их наследниках, внуках, которые участвуют в спецоперации. Работы ещё много.

Убеждён в правильности Вашего вывода, что для саморазвития Разума обязательно присутствие желания саморазвития как цели. Я думаю, что под понятием "желание", вы имели в виду мотивацию для саморазвития Разума. На протяжении десятков лет, которые были посвящены мной обучению детей и их образованию, меня, как педагога, потрясало отсутствие у некоторых моих учеников желания учиться.Они "скатывались" на тройки, а порою ещё ниже, хотя старался употреблять всё красноречие, убеждая учеников в необходимости учиться, постоянно повышать уровень знаний по предметам, часто вспоминал фразу моего куратора по факультету, который говорил, что " учиться хорошо легче, чем учиться плохо". Провал успеваемости пришёлся на " лихие девяностые", в которые не только у школьников, но и у многих взрослых и опытных людей наблюдалась растерянность и потеря ориентиров.
В эпоху Советов школьники смотрели в будущее своё с уверенностью, потому что знали, что даже после окончания училища они не останутся без работы, и что их жизнь будет стабильной и более менее обеспеченной.Это и есть, на мой взгляд, мотивация, стимул к учебе и развитию Разума путём чтения книг, участия в кружках и спортивных секциях. Я с надеждой смотрю в будущее, потому что всё чаще звучит мнение, что необходимо пересмотреть концепцию обучения в школах и ВУЗАХ , отказаться от болонской системы, что исключает пресловутое ЕГЭ.
Считаю, что Ваша статья своевременна и необходима, потому что без желания субъект не разовьёт Разум, а это возможно только в случае, если, как Вы пишите, появиться желание субъекта развивать кругозор, профессиональные знания, умения, и это задача каждого. И второе, согласен, что развитие нейронных сетей это задача не только родителей и учителей, но и государства. Последние решения в правительственных кругах, на мой взгляд, направлены на достижение этих целей. Возможно, что ошибаюсь.
Второй аспект проблемы состоит в перегруженности программы для средней школы. Я знаю детей, у которых по семь, а то и восемь уроков в день. Колоссальная нагрузка, которая приводит к переутомлению и апатии, а это снижение успеваемости. По этому поводу я высказывал мнение в статье "Урок".
Здоровья Вам и Вашей семье, с уважением.

Анатолий Кисельников   28.03.2023 18:07     Заявить о нарушении
Анатолий, очень рад встрече! так давно не общались, что ,читая Вас, у меня появилось ощущение: будто бы помолодел. В отношении "желания" - мотивации детей питаю надежду: уж коли они понимают различия в качестве смартфонов,то если убедить их оценивать себя по качеству мозга, то те, кто привык чистить зубы хотя бы по утрам, смогут принять необходимость развития нейронных сетей в качестве повседневной своей заботы. Важно им понять этот процесс образно. Вспоминая свои школьные годы, из памяти всплывает стыд, когда, за не успех у доски, кто-то из одноклассников умеренно тихо скажет:"Дуб". Да, учебные программы перегружены. Мои одноклассники и я успевали и домашнее задание подготовить, и пойти в спортивные секции, технические мастерские, на репетицию художественной самодеятельности, почитать книгу, сходить на каток, в кино и даже побаловаться.

Николай Мурашев   28.03.2023 19:58   Заявить о нарушении
Да! Чуть не забыл. В Москве в Музее Победы осуществляется проект "Лица Победы". Даю ссылку. http://youtu.be/hQQ5YDLmkcl
Мой сын в Музее Победы вёл съемку ветеранов ВОВ для теле передач,где познакомился с директором музея и получил информацию о работе музея. Ещё раз, с уважением и будьте здравы


Николай Мурашев   28.03.2023 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.