Журналист в современном кино

    В большинстве фильмов как отечественного, так и зарубежного кинематографа, журналисты представлены отрицательными второстепенными персонажами. Они создают помехи, «лезут, куда не просят», мешают главным героям, ставят их в тупик. Они помешаны либо на деньгах, либо на поиске сенсаций, ради которых пойдут на любую подлость, не побоявшись покопаться в «чужом грязном белье». Многие пишут заказные статьи с ложными обвинениями, из-за которых герои материалов подвергаются общественному порицанию. Журналисты в кино показаны как коварные персонажи, имеющие на всех компромат.
    В связи с этим у людей формируется неправильное представление об этой профессии. Многие ставят знак равенства между словами «журналист» и «сплетник». Поэтому возникает недоверие и замкнутость при общении с представителем этой профессии. Люди автоматически закрываются, глубоко прячут свои переживания или же становятся агрессивными.
    Но ведь не может человек без причины испытывать неприязнь?
Известный педагог-психолог А. В. Гадаев считает: «... Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и обусловливается подсознательным решением, но она может возникать и полностью сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов...» Неприязнь к представителям той или иной профессии вряд ли можно считать безотчётной. Ведь человек не может родиться с автоматическим чувством неприязни к определенной группе людей. Следовательно, антипатия, как и симпатия, строится на морали и законах общества, в котором развивалась личность. Не имея какого-то определённого опыта, человек полагается на знания и опыт людей, которым он доверяет, а также на общественные источники информации. Так и рождаются стереотипы, когда человек, не зная сам, доверяет тому, что говорят другие.
    Кинематограф занимает особую нишу в нашей жизни. Это не только один из способов самовыражения, развлечения. Очень часто просмотр фильма заставляет обсуждать важные общественные проблемы, рождает нешуточные споры. Люди смотрят фильмы, впитывая информацию, и на основе того, что увидели, строят своё представление. Поэтому постоянно повторяющиеся в кинематографе образы недобросовестных журналистов, формируют у зрителя устойчивый стереотип.
     Слишком мало снимают фильмов о журналистах, работающих в горячих точках. Не так много картин о корреспондентах, которые помогают обществу или конкретному человеку. Зритель не видит сложностей этой профессии. Они просто не могут представить, каково это – быть журналистом.
    Как правило, в фильмах показывают алчных и корыстных репортёров, забывая о том, что журналист – это прежде всего представитель общественного мнения, ищущий правду и открывающий её. Он не покупает информацию и не продаётся сам, не ведёт себя бесцеремонно и нагло, а ищет психологический подход. Это человек, разговаривающий обо всем и со всеми, который умеет сострадать и ставить себя на место других. Журналисты – активные, мобильные, эрудированные, быстро соображающие люди, которые объективны, непредвзяты и честны. Если бы в фильмах они были показаны так, то многие люди изменили бы к ним своё отношение.
    Общественный герой, который, не опуская рук, ищет правду, чтобы пролить свет на проблему и найти её решение, – именно такой образ журналиста необходим современному кино.

Татьяна Сумская, 14 лет
студия «Молодые голоса»


Рецензии