Коронавирус, а что было у нас 100 лет назад?
Пандемия коронавируса пришла в нашу жизнь. Далеко не первая и точно не самая страшная в истории человечества.
К примеру, чума бушевала почти два века, с 541 по 750 годы нашей эры; в Европе от неё погибло от 25 до 50 миллионов человек, в Северной Африке, Центральной Азии и Аравии – вдвое больше. "Бубонная чума" или «чёрная смерть» (1346 – 1353 гг.): Европа опустела, потеряв до 40 процентов населения, на территории Китая и Индии вымерли несколько сотен городов и деревень, количество мёртвых в Африке неисчислимо.
Холерная пандемия стартовала в 1817 году в Юго-Восточной Азии и в одной только Индии забрала жизни сорока миллионов человек. Пять вспышек холеры произошли в России в первой половине XIX века. Одна из них заставила Пушкина безвылазно сидеть в имении Болдино («Болдинская осень»). Самой массовой в истории человечества считается пандемия «испанского гриппа»: в последние месяцы Первой мировой войны «испанкой» заразилось более 550 миллионов человек – почти треть всего населения Земли, погибло от 40 до 100 миллионов.
Все эти цифры – приблизительные: точных данных нет.
Даже в ХХI веке коронавирус – не первая эпидемия: атипичная пневмония (2002), «свиной грипп» (2009), Эбола (2014-2015), «птичий грипп» (2015).
Так что, дорогие друзья, ничего необычного сейчас не происходит. Пандемия – не повод для паники, но она не прощает разгильдяйства.
Одно дело, когда пандемия бушует «где-то там», и совсем другое – когда она приходит в твою семью. И не просто приходит, а коренным образом меняет её уклад. Здесь я хочу рассказать, как ровно 100 лет назад пандемия вторглась в семью моей мамы.
1920 год. Россию сотрясала Гражданская война, до которой были Первая мировая война и две революции 1917 года. Считалось, что по России гуляли сыпной тиф, холера и даже чума. На «испанке» тогда вроде бы не зацикливались. Или разрушенное смутой здравоохранение не в состоянии было разобраться в названиях болезней, обрушившихся на страну?
Мой дед доктор М.Е. Гутман был известным в Таганроге врачом. Он не был политическим деятелем, в годы Гражданской войны он не выступал ни за красных, ни за белых, ни за зелёных. Он до конца остался Врачом с большой буквы, которому досталась доля разгребать последствия грандиозного противостояния, сопровождавшегося эпидемиями страшных болезней.
В 1918 году Таганрог захватили немецкие войска. После их ухода в городе с 1918 по 1920 гг. располагалась Ставка генерала Деникина – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. И лишь 28 января 1920 года окончательно установилась Советская власть. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы в таких условиях решиться возглавить в Таганроге «противотифозный госпиталь», которому М.Е. Гутман отдавал все свои силы.
Однако сначала нужно рассказать, как он стал врачом и как попал в Таганрог.
Дед родился в белорусском городе Орша, по разным данным, то ли в 1870, то ли в 1868 году в бедной многодетной семье, где он был старшим из 10 детей. Главой семьи была мама – женщина очень энергичная. Лавка «Колониальные товары», которую она содержала, позволяла с большим трудом поддерживать весьма низкий уровень жизни семьи. Отец днями и ночами изучал Талмуд. За отличные успехи в гимназии дед был освобождён от платы за обучение и даже подрабатывал тем, что чуть ли не с 8-летнего возраста давал уроки богатым балбесам. Заработанное приносил в семью, что было для неё важным подспорьем.
Окончив гимназию, дед изучал медицину в Санкт-Петербурге. Согласно семейному преданию, вдвоём с приятелем, таким же студентом, он снимал комнату, которая почти не отапливалась. У друзей был на двоих только один комплект приличной одежды. Поэтому в университет ходили по очереди: один сидел в аудитории, слушал и записывал лекции, другой в то же время лежал в кровати, закутавшись в одеяло, и тщательно изучал весь предыдущий учебный материал.
Врачебный долг отправил его на Русско-японскую войну 1905 г. После её бесславного окончания стал одним из очень немногих врачей, практиковавших в те годы в Таганроге. В 1913 г. в Таганроге трудились всего 37 врачей, а к 1920-му году, после всех потрясений, их количество наверняка значительно уменьшилось. Лечил А.П. Чехова и членов его семьи. Считался специалистом по нервным и детским болезням, но фактически был врачом широкого профиля. Доктор Гутман имел склонность к научной деятельности, публиковал научные статьи в медицинских журналах, в том числе зарубежных.
В Таганроге его знали и любили. Вышедший из низов общества, он хорошо знал, что такое бедность. Поэтому свой врачебный гонорар брал только с обеспеченных людей. Выписывая лекарства бедным, давал деньги на их приобретение. И люди сохранили о нём добрую память.
Я не знаю, как долго ему довелось возглавлять госпиталь. И как врачам удавалось выхаживать больных: ведь не было у них современных методов диагностики, оборудования, лекарств. И современных методов самозащиты не было. В итоге доктор заразился и умер в марте 1920 года. В эти дни мы отмечаем 100-летие его кончины.
В первые же дни Советской власти для борьбы с хозяйственной разрухой и болезнями в Таганроге были национализированы предприятия, а также все частные больницы. Население впервые получило бесплатное медицинское обслуживание. В то же время власти своеобразно отреагировали на подвиг одного из ведущих врачей города: у его вдовы Розалии Сабсович, зубного врача, реквизировали зубоврачебное оборудование, лишив её собственной врачебной практики.
Нравственный авторитет деда в семье был непререкаем и оставался таким после его смерти. Бабушка Розалия к тому времени была уже больным человеком и оказалась не в состоянии содержать себя с двумя дочерями. Осиротевшую семью спас Аркадий Тарханов: он женился на старшей дочери – Лидии Гутман (1898 г.р.) и практически удочерил младшую – Зину (1907 г.р.), мою будущую маму. Однако это уже не история эпидемий, а другая, история любви. Любви, которая сильнее любых войн и эпидемий.
Эти истории я подробнее рассказал в книге: Виктор Файн. Семейные истории на фоне потрясений ХХ века. М., издательство «Триумф», 2019, с. 8-18 – https://www.triumph.ru/news.php?id=215. Там же приведены фотографии и документы, которые я не смог разместить здесь.
Какой же вывод мы должны сегодня сделать для себя?
Эй, люди! Не забывайте: мы не одни на этой планете. Вокруг не одни только прирученные нами собаки и кошки или дикие волки и тигры. Есть ещё огромный невидимый микромир. Он вокруг нас и внутри нас. Он живёт по собственным законам и не признаёт гомо сапиенса владыкой мира. Сегодня он вступил в очередную войну с человечеством за собственное выживание, и мы обязаны выиграть эту войну. Мы обязательно выиграем её! Для этого нам требуется прекратить воевать друг с другом ради шкурных интересов. Для этого нам нужны сплочённость, организованность и ответственность. Мы обязаны избавиться и от беспечности, и от панических настроений.
Ничего необычного не происходит: микромиру свойственна изменчивость. В результате появляются новые болезни. Пока ищут противоядия, при современных коммуникациях может заразиться почти всё человечество, и его развитие может быть отброшено на столетия. Значит, нужно научиться самоизоляции.
Если мы сами не ведём борьбы с коронавирусом, не будем мешать тем, кто этим занимается. Нас, простых людей, обязали сидеть сейчас дома – будем сидеть дома. Тем самым замедлим развитие пандемии и выиграем время, необходимое для создания лекарств и организации их производства.
Будем любить друг друга и заботиться друг о друге. И мы победим.
Свидетельство о публикации №220032701764