Купание подо льдом, бег на длинные дистанции

Из цикла рассказов «Моё деревенское детство…»

Говорят, что собаки не понимают разговоры людей. Это не так. Стоило мне на крыльце дома поговорить с соседом о желании завтра выйти на охоту в присутствии моей собаки, как в неё бес вселился. Она своей суетой и повизгиванием выражала желание сорваться на охоту немедленно.
Утро. Самая умиротворенная картина – это вид деревни в утренней морозной дымке. Ровная цепочка домов, похожих на снежные сугробы вдоль дороги, почищенной от снега тракторами, и от этого более напоминающую траншею. Звенящая тишина, разрываемая потрескиванием на морозе льда на реке, и столбы дыма, уходящие в тёмное небо. С высоты птичьего полёта деревня похожа на большого зверя, который в силу необходимости медленно просыпается с рассветом. Начинают «стрелять» примороженные входные двери домов, где проснулись хозяева, и жалобно скрипеть ступеньки крылечек и калиток.
Всё приготовлено к охоте загодя, поэтому были сборы недолги. За околицей, около колхозной конюшни уже копошились охотники, как тёмные птицы на белом снегу. Выехали в сторону места охоты двумя подводами. Лицензии на отстрел лосей две, поэтому сразу распределились на две группы по возрасту. Те, что моложе, охотятся вдвоём со своими собаками, те, что постарше – втроём тоже со своими собаками и на ближнем загоне. Дорога не близкая, можно и подремать в санях бросив вожжи, лошадь спокойно идёт за первым экипажем. Однако, морозец знатный, заставляет укутываться и зарываться в свежее пахучее сено в санях. Вот первая подвода с группой матёрых охотников отвернула в сторону, пропуская вперёд второй экипаж. Оставалось ехать ещё часа три. На загон времени остаётся ровно настолько же меньше, поэтому придётся шевелить батонами. Становилось светлее. Всё кругом выглядело белым и лохматым от инея. Мороз украсил и нас с товарищем, собаками и  лошадью своими красками, даже на ресницах иней. Собаки своей деловитостью выражали готовность всех порвать. Добрались до жилища егеря, оставили лошадь на хранение, получили наставления хозяина и вперёд!
В такую погоду очень важно одеться правильно. Следует учесть, что бег на охотничьих лыжах по целине снега и кратковременные привалы на отдых – это обычная практика для бывалых охотников и проверка на выносливость. Если оделся излишне, поймёшь с первых километров, придётся сбавлять темп, так как перегреваться до поту - не стоит, так и до воспаления лёгких не далеко. Это, к слову сказать, что всё под контролем. Только вот ошибочка всё же вышла, без этого на охоте никак, и мелочей не бывает.
Зверя подняли сразу после разминки и погнали вдоль реки. Лоси не уходили в сторону от реки, переправляясь то на одну строну, то на другую. Мой товарищ ушел в сторону, наперерез сокращая дорогу, надеясь устроить засаду. При таком морозе по следам попадались визитки лосей, не промёрзшие насквозь кругляшки, значит, зверь сытый, не напуган и недалеко, слышит меня, хотя собаки молчат, и я стараюсь не шуметь, вдруг получится мне незаметно подойти и завалить лося. Река для лося водопой, он копытом пробивает лёд, как топором, снег не ест, ангины боится. Шучу насчёт ангины.
Переправляясь, очередной раз по льду через реку, я потерял бдительность, стараясь сократить расстояние, отклонился от следа лосей и провалился под лёд сразу весь без предисловий. Струя била от берега, укрываясь под толстым слоем снега, а лыжи оказались вдоль течения, вот и не задержали погружение. Глубоко. Дна не достал. Течение моментально подхватило и отнесло в сторону, лыжи слетели обе одновременно. Впереди, по течению, сквозь чистую воду видно свет. Между льдом и водой небольшой слой воздуха. С трудом задерживал дыхание, меня несло прямо на свет. Барахтаясь, я снял ружьё, ремень был одет через голову, и потерял шапку, готовясь прикладом пробить лёд в месте, где свет и тонкий лёд. Приклад без задержки выскочил наружу через тонкий лёд и тонкий слой снега. В руках остался ремень. Ружьё, встав поперёк течения, надёжно зацепилось за крепкий лёд, оставалось подтянуться и схватить воздуха. Далее пошла длительная возня в полынье. Не просто вылезти на лёд в зимнем снаряжении, вода не отпускает. Пробовал кричать, но получалось, не выразительно, прибежала моя собака. Она скорее мешала, старая ухватиться зубами за что получалось. Однако, вытащила лыжи, которые всплыли  позади меня, в мою промоину, двигаться против течения почти невозможно, так что дотянуться до них не получалось.
 Под ногами  нашёлся  пружинящий, скользкий, сук затопленного дерева. Боясь сломать его, я попробовал качнуться на нём, чтобы получить минимальный импульс  выскочить на лёд. Получилось. Оказавшись на льду, я принялся крутиться в снегу ближе к берегу, чтобы избавиться от воды и не провалиться снова. Собака радостно лаяла и прыгала вокруг меня, воспринимая это за игру. Выбившись из сил, сидя на льду, осмотрелся кругом. Рядом с длинной полыньёй, которую я проделал, лежали лыжи. Спасибо собаке. Ружьё я откинул в сторону, как только выбрался на лёд, теперь оно торчало из снега в конце полыньи, и рыжий комок шерсти среди обломков льда - шапка. С помощью длинного тонкого шеста, который нашёлся рядом, ползая на животе, я собрал свой инвентарь. Хорошо, что варежки пришиты на верёвке, как делают для детишек, обычная практика для охотников. Шапку, рыжий комок шерсти,  весь вытащить не получилось, оторвалось ухо, успело примёрзнуть или зацепиться, а наползать на тонкий лёд я не решился. Шапку отогревал за пазухой и сырую одел  во время движения. Скрюченными пальцами и ножом с трудом очистил наледь с лыж, стараясь не повредить слой меха на скользящей поверхности. Кто не знает, лыжи покрывают тонким слоем кожи с ног лося, коротким и жёстким ворсом шерсти назад, чтоб не скользили назад, когда выбираешься из завалов. Обычно шерсть смазывают воском с салом, чтоб не высыхала, да и скользит по снегу лучше, а сейчас на лыжах почти не было льда, вода скатилась по салу.
Стволы ружья плотно забиты льдом, патроны скорей всего намокли, - стрелять не получится, пока не отогреешь, внимание напарника не привлечь. Стрелял ли он?
 С высокого берега, оглядываясь назад, увидел, что поперёк реки в месте моего купания была крепь с вершами, которые ставят на течении, чтоб можно было проверять и доставать рыбу даже в лютые морозы, потому как лёд на течении замерзает меньше. Способ рыбалки русских индейцев.
Нужно быстро добираться до хижины егеря. Одежда на морозе становилась колом, мешая движению. В начале, очень мёрзла голова, в сырой шапке, потом только одно ухо и щека. Постепенно дела выправились, согрелся, оставалось контролировать скорость бега, чтобы хватило сил добраться без остановок. Мимо отставали островки высоких сосен, заросли дикого орешника, боярышника, берёзовые рощицы. Воздух на солнце искрился огоньками льдинок. По своим следам идти легче, чем в целик. Теперь старался не отклоняться от следов зверя, они умеют обходить естественные засады, пока дорожки не разошлись ближе к дому егеря. Можно умерить бег, перейти на размеренный ход враскачку, как ходят бывалые охотники на длинные дистанции, со стороны кажется, что в каждом движении лень, однако в этом  рачительная экономия сил и энергии.
 Когда вернулся мой напарник к егерю за лошадью, чтобы забрать убитого зверя, я уже собирался в баню после переодевания, чаепития с травами и отваром можжевеловых ягод. Повезло, что баню топили вчера, и она не успела основательно выстыть, получилось быстро разогреть.
По обычаю такой охоты выезжали домой только на следующий день после обильного застолья по окончанию успешной охоты. Совершенно не важно, что дичи могло и не оказаться, выпивка состоялась в любом случае, при любой погоде, не везти же водку обратно. Домой приезжали уже затемно, по дороге горланили песни на всю округу про мужика, что замёрз в степи, черного ворона, который вьётся надо мной и конечно про коня.
 На следующий день никаких признаков простуды у меня не обнаружилось, проснулся бодрым и счастливым. Другим охотникам мы с товарищем даже не сообщили о моём купании. Лекаря лучше бывалого егеря я не встречал.

      фото из интернета


Рецензии