Главная улица Пензы

 
Московская улица является одной из старейших улиц Пензы. Появилась она одновременно с возникновением города. Улица начиналась от северной стены городской крепости и спускалась под гору через посад. Первоначально улица называлась Спасской от Спасской крепостной башни с поворотом к реке.  С разрастанием городского посада ее спрямили и продолжили. Здесь селились служилые люди, и улица стала называться Большой посадской. В XVIII веке она стала главной, улица Пензы, став при этом Московской. Ведь по этой улице через Московскую заставу (там, где сейчас железнодорожный переезд), шла дорога на Москву.

Когда я вернулся в город своего детства и юности, центральную улицу было не узнать. Она стала пешеходной, появились современные торговые центры, а недавно ее вершину стал украшать величественный храм.

Улица Московская своей необычностью и "крутизной" всегда вдохновляла поэтов. Вот как, отмечая ее историческую ценность, пишет известная пензенская поэтесса Наталия Зименкова:

С холма сбегает улица,
Весь город ей любуется:
Старинная, былинная,
Московской величать.
Купеческие домики,
Ухоженные дворики.
Грифоны, павы, слоники –
Рельефы и печать.

Но жизнь меняется и улица тоже. Поэты начинают отмечать в ней новые, современные черты. Еще один пензенский поэт Александр Бубнов увидел ее по своему:

Здесь есть пиццерии,
Торговые центры,
Как Высшая Лига, Арбат и Пассаж;
А люди простые
На лавочках серых
Читают Коэльо и слушают гранж.

Вот так… почитаешь этакое, и чувствуешь себя обломком истории советских времен.
Мы ведь еще помним, как в 50-60-х годах по улице проезжали городские автобусы. А в 70-х, мы, студенты строительного института, раз в неделю выбирались из заводского района, чтоб посидеть в коктейль-баре и послушать там музыку.
А потом зайти хлопнуть стаканчик сухого вина в магазине «Белый аист». Ну и прогуляться по центральной, тогда еще асфальтовой улице, на модных девушек в мини юбках полюбоваться. Хотя эти модницы, как и мы, были с окраин города.  А на Московскую они выходили в основном себя показать.
Не скрою, эти пензенские симпатяшки производили сильное впечатление. Как-то само собой у меня вырывались строчки которые мои приятели встречали очень одобрительно:

Иду, а впереди такая прелесть! –
Аж сводит челюсть, аж сводит челюсть…

Они всегда подбадривали меня:
 - давай еще!.
И заворачивая к "Бочке" я им выдавал очередной экспромт:

Когда по городу без цели я гуляю -
То обязательно в пивную попадаю!..
 
С их подачи пристрастился к поэзии и живя под Питером стал даже известным поэтом-песенником. Самым доходным тогда были гимны. Мне не раз заказывали тексты посвященные городам или профессиям. Но вскоре я эту стезю забросил: веселить и взбадривать людей в ту нищенскую пору мне показалось аморальным.

А тут, став рядовым пенсионером, и вернувшись в свой город, решил «вспомнить молодость». Написал стих в песенном ритме про улицу Московскую на которой сейчас живу. Надо же отдать "дань" родному городу где жизнь начинал:

Московская у нас
Как у Москвы Тверская,
Струится сверху вниз
Как будто бы река
С вершины, где теперь
Собор стоит сверкая,
Чьи купола, кресты
Видны издалека.

Московская – лицо
И сердце нашей Пензы
Отнюдь не авеню, или какая стрит.
Пусть лондонцы себе
Гуляют рядом с Темзой,
У нас родными лицами
Московская пестрит.

Стучат здесь каблучки
Молоденьких студенток,
Штампует ровный шаг
Парадов ярких строй.
Фотограф ловит здесь
Удачные моменты.
А рядышком фонтан
Журчит живой водой.

Заполненная днем
Веселым шумом, гамом,
Лишь за полночь порой
Стихает все окрест
Московская у нас
Теперь дорога к храму
И пусть над ней звенит
Один лишь БЛАГОВЕСТ.

Может кто и споет когда...

 


Рецензии