Елисей, Нееман, Гиезия и жадность

Елисей был учеником одного из величайших израильских пророков Илии, который всю жизнь посвятил тому, чтобы очистить Израиль от язычества. Однако и сам Елисей творил множество чудес и знамений и стоял на крепких позициях веры в Единого Бога.

Однажды царь Сирии, услышал, что в Израиле есть пророк, который силой молитвы может исцелять людей и тогда он послал в Израиль своего верного военачальника Неемана, больного проказою. Израильский царь и сам не знал, что в его народе есть такой пророк, как Елисей, так как пророки не были в почёте в то время.

«И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня».
4Царст.5:6,7

И, наверное, всё могло закончиться войной, если бы Елисей не вмешался, услышав об этом деле. Он пеняет царю, что вместо того, чтобы понапрасну одежду портить, тому следовало бы чтить Бога и знать Божьих пророков в лицо.

«Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле».
4Царств.5:8

После этого Нееман отправляется к Елисею, и получив от него указание как поступить, не без борьбы, но всё же исполняет предписания, исцеляется и обретает настоящую веру.

«И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля».
4Царств.5:14,15

Исполненный благодарности, Нееман старается вручить Елисею сокровища, которые привёз с собой, однако Елисей отказывался, и говорит, что творит чудеса по воле Бога, а не из каких-либо корыстных интересов. Услышав такое, Нееман ещё больше уверовал в Единого Бога, и поклялся больше никогда не поклоняться никаким другим богам.
Гиезия был слугой Елисея, я став свидетелем всей этой ситуации, смекнул, что на этом можно сделать деньги. «Пусть я сам чудес не творю и в Бога не особо верю, зато я практичный человек, я вижу возможности и использую их, глупо раскидываться такими шансами выпадающими раз в жизни», - размышлял он сам в себе. Гиезия погнался за Нееманом, на ходу состряпал ложь и от лица Елисея начал просить награду за чудо, которого не делал.

«И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: "вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд"».
4Царств.5:21,22

Загрузившись чужим добром, счастливый Гиезий вернулся домой и припрятал всё. После этого Гиезий, как не в чём не бывало, пришёл к Елисею и приступил к своим обычным функциям. Елисей же видя природу человека, спросил Гиезию, куда тот бегал, так поспешно. Однако Гиезия, соврал и в этот раз, сказав, что никуда не бегал, а просто вышел подышать свежим воздухом. После этого, несмотря на то, что Елисей в целом любил Гиезию, он уже не мог оставлять такого человека рядом с собой. Ведь Гиезия не только нажился не праведным путём, но и поставил под сомнения слова Елисея, представив последнего перед Нееманом, как человека меняющего своё мнение, что могло покачнуть веру Неемана. Ведь сочти Нееман Елисея, обычным колдуном, работающим за вознаграждение, его вера могла и не быть такой абсолютной. В итоге Гиезия, вместо безбедной жизни получил проказу Неемана и проклятье на свой род.

«Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег».
4Царст.5:25-27

Любые человеческие поступки, касаются не только человека, совершающего их, и добро и зло, которое мы совершаем, безусловно, влияет на людей вокруг нас. С этой точки зрения нет незначительных компромиссов – любое зло всё равно зло, и нет незначительных добрых дел – любое добро, всё равно добро. Также наше поведение, мышление и образ жизни, будь они праведными или неправедными, напрямую влияют на наших потомков.


Рецензии