Игра в бисер с Сергеем Таратутой, g1

«На судьбу и везенье роптать не изволь,
Появляясь на свет по закону природы.
Назначается каждый на главную роль,
А она разбивается на эпизоды».
С. Таратута.. «Лирика. Эпизоды».

Игру в бисер придумал не  Игорь Волгин, ведущий сейчас программу с  таким названием на телеканале «Культура», а немецко-швейцарский писатель,  лауреат Нобелевской премии (1946 год) Герман Гессе (1877-1962), который предвидел и описал в романе «Игра в бисер» духовный кризис который мы сейчас переживаем. Чтобы  противодействовать духовной деградации герои романа создали орден-клуб интеллектуалов, которые пытаются вернуть людей к истокам истины и культуры..  Смысл  игры  заключается в поиске участниками связей и смыслов, скрытых за поверхностью наблюдаемых художниками вещей и явлений, в том числе и скрытых в текстах и образах литературных произведений - «игры со всеми смыслами и ценностями культуры» как выражения истины.
На нашем телевидении  эта игра сводится к обсуждению интеллектуалами перед камерой отдельных выбранных автором передачи произведений классики, в романе Гессе  герой  создает для служения несовершенному человеку Касталийский Орден - общество хранителей Истины.  Для того, чтобы членам Ордена ничего не мешало заниматься этой таинственной игрой, они отказываются от семьи, от собственности, от участия в политике, чтобы никакие корыстные интересы не деформировали их сознание. Мне показалось очень интересным применить идею игры в бисер - в  упрощенном варианте с использованием возможностей, предоставляемых литературным порталом Проза.ру - к исследованию поэтического творчества, которым я последнее время занимаюсь с метафизических позиций. В результате появилась серия очерков, статей и эссе о поэтическом творчестве Игоря-Северянина, Николая Гумилёва и Сергея Таратуты: я убедился, что мой метод работает, и это вдохновило меня на дальнейшие более углублённые поиски...
Подтолкнул меня к этим исследованиям поэт-мыслитель Иосиф Бродский.  В 1995 году на просьбу объяснить грубо материалистически, что даёт поэзия, он ответил: «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, - речь, то поэзия - высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля  и т.п. В общем, единственный способ застраховаться от чужой - если не от своей собственной - пошлости. К тому же поэзия - это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания». Вот с этой мысли лауреата Нобелевской премии у меня всё и началось: захотелось овладеть  и научиться пользоваться этим уникальным инструментом. Тяга к поэзии у меня была с юношеских времён, но она была дилетантской, поверхностной. Теперь захотелось с помощью поэзии поработать над своим сознанием и застраховаться как от своей, так и окружающей  пошлости…

Стихотворение Сергея Таратуты, заглавное четверостишие которого приведено в эпиграфе статьи, было впервые опубликовано в 2007 году в газете «Московский комсомолец»  самым мелким почти неразличимым без лупы шрифтом - замыленный редактор не проникся смыслом этого откровения, но автор был широко известен и  стихотворение разместили на первой странице номера…. Реакция читателей ошеломила газетчиков: редакция получила огромное количество благодарственно-восторженных откликов.
Потом поэт стал читать его на своих поэтических вечерах и публика всегда  уже привычно восторгалась «Судьбой и везеньем» и главной ролью, которую каждый мог исполнить в своей жизни, но она почему-то разбилась на мелкие, незначительные эпизоды…  Многие тосковали, убивались, аплодировали, «нутром» чувствуя глубинный сакральный смысл роли, на которую они были назначены, но исполнить которую не пришлось. При этом они, проникнувшись магией таланта, понимали, что автор и исполнитель этого лирического шедевра и есть тот счастливчик, которому Бог открыл глаза и помог выполнить свое главное предназначение, помог стать Поэтом.  В такие моменты  проясняется смысл творчества художника и ощущается сила его воздействия на окружающих, начинающих после этого катарсиса задумываться и о смысле своей жизни.
Приведу здесь полностью это стихотворение, чтобы показать, почему оно так сильно действует на души читателей:

На судьбу и везенье роптать не изволь,
Появляясь на свет по закону природы.
Назначается каждый на главную роль,
А она разбивается на эпизоды.
Ненасытно-бесшумная времени моль
Проедает насквозь быстротечные годы...
Назначается каждый на главную роль,
А она разлетается на эпизоды.
Ни сюда, ни отсюда не нужен пароль,
Правда жизни ломает все шифры и коды...
Назначается каждый на главную роль.,
А она разрывается на эпизоды.
Назначается каждый на главную роль…

Это произведение определило центральную тему и название    последнего поэтического сборника лирических стихов «Лирика, Эпизоды» С. Таратуты, выпущенного в 2016 году Издательским Домом «Городец» при поддержке  Фонда охраны психического здоровья. В удивительной творческой судьбе поэта всё происходит как бы случайно-неслучайно, как бы само собой по мановению чьей-то волшебной палочки появляются люди или организации, желающие продвигать-издавать его работы.  Cлучайность стала со временем закономерностью, и эта постоянно повторяющаяся в его судьбе ситуация  говорит об уникальности его поэтического дара, о том, что его поддерживают Сверху и что там Наверху ему уже   присвоено звание Поэта от Бога. Подтверждений этому много...  Сами можете в этом убедиться, прочитав цикл статей «Анатомия поэзии Сергея Таратуты».
В советское время о нём пеклись и печатали его стихи-притчи выходившие многомиллионными тиражами газеты и литературные журналы. После развала  «индустрии поэзии» (выражение, пущенное в оборот самим поэтом в одном из своих интервью) уже в прозаическое постсоветское время  случайно-неслучайно без каких-либо усилий со стороны автора стали появляться  люди и организации, поверившие его таланту и помогавшие изданию всех сборников его стихов.  На сегодня их пока семь, полновесных объемистых книг в жестких красивых переплётах - все они сейчас лежат передо мной, заставляя задуматься об этом феномене современной российской  поэзии в которой честолюбивые авторы сами продвигают свои произведения, издавая их за свой счет..  Кроме этих томов, в 2019 году  совершенно мистическим образом с участием покойного дедушки поэта вышла аудиокнига «От всего сердца. Лирика»  - лирика, лирика, во всех книгах  только лирика и ничего кроме лирики….
Но всё-таки,  как появилась эта аудиоверсия его избранных стихов?  При освобождении от хлама перед ремонтом отцовской квартиры на Мосфильмовской Сергей неосторожно отдал скуцщикам вещей знаменитостей чугунную лоску, висевшую в своё время в Киеве на Крещатике около двери приемной помощника присяжного поверенного Соломона Григорьевича Таратуты… Отдав эту семейную реликвию,  Сергей почувствовал душевную неловкость и  стал сожалеть об утрате, но…  через некоторое время ему позвонил незнакомый человек, представился президентом «Издательского дома Союз».  Владимир Воробьёв, основатель широко известного  издательства аудиокниг сказал, что любит его стихи и хочет сделать  подарок:  он решил передать Таратуте в его семейный музей купленную по случаю на аукционе ту самую памятную вещь, о которой тосковал внук…  Воробьёв не только вернул поэту  надверную дощечку деда, но и предложил  издать в авторском исполнении аудиокнигу его стихов… Так работают ангелы-хранители талантливого поэта… Сейчас эта полуторачасовая запись бродит по Интернету и скачивается в свои компьютеры поклонниками поэта...
Такая поддержка творчества отдельно взятого поэта -  действительно духовный феномен, и неожиданное с неба свалившееся в 2015 году внимание Фонда охраны психического здоровья это подтверждает -  по нашим временам совершенно невообразимая вещь. Если Е. Евтушенко в стихах писал, что «Не стремись никому ничего доказать. А того, что тебя позабудут, не бойся. Всё немедля сказать - как себя наказать», а на самом деле, по его собственному признанию,  был гениальным менеджером самого себя, то Таратута терпеливо ждёт сигнала и руки всевышнего, и только после этого начинает активно действовать. Так было и с изданием «Эпизодов», с Фондом охраны психического здоровья  и издательством «Городец», которые не только издали этот сборник, но и организовали обширную программу её презентации в Москве и  сибирской Тюмени.   
О психическом здоровье и о его связи с истинной поэзией потом ещё поговорим, а сейчас для понимания её магии и  определения признаков гениальности произведения надо вернуться к стихотворению о «главной роли» человека. Я уже посвятил этой теме несколько работ («Два поэта», «Тайны поэзии», «Феномен и миссия Павла Шаматрина»), поэтому здесь особенно распространяться не буду, но наиболее яркие примеры такого рода шедевров из наследия Сергея Таратуты все-таки  привести хочется.  У каждого из нас есть  возможность сыграть главную роль в пьесе своей жизни. Божественным драматургом  эта роль для каждого  написана в анналах духовного мира, где представлены  первообразы-мыслеформы всего сущего на нашей планете и вокруг неё. С этим замыслом человек каждый раз появляется в своём земном Доме (прочтите очерк о строении ментального мира «Феномен и миссия Павла Шаматрина», если хотите узнать подробности), но наше счастье-несчастье заключается в том, что Господь наделил нас свободой в воплощении его замысла, и мы одновременно являемся и  режиссерами и исполнителями  роли, на которую  назначены. И только немногим особо продвинутым удается прочитать-осознать текст своей роли, который называют духовной биографией человека.. К сожалению, таких счастливчиков, как Павел Шаматрин немного… Так называемая «правда жизни» - бесчисленные обстоятельства существования человека в его физическом теле («Ненасытно-бесшумная времени моль Проедает насквозь быстротечные годы») в каждом воплощении - ломает все шифры и коды Божественного замысла, идеального образа человека и его главная роль распадается на мелкие незначительные эпизоды...  Вот эту чрезвычайно грустную историю и рассказал нам поэт в своем стихотворении-прозрении, и именно поэтому она так сильно затрагивает сердца людей.. Много романов, повестей, рассказов написано прозаиками на эту тему, а Сергей Таратута рассказал нам эту притчу в одном коротком стихотворении поэтическим языком намёков. При желании проникнуться смыслом этого произведения оно может перевернуть сознание человека, дать понимание его духовной задачи  и стать лейтмотивом и программой его жизни в текущем воплощении. Размышления о своей главной роли могут стать программой, а могут и привести к трагедии, как это произошло с шекспировским Гамлетом…

Рассмотренное  стихотворение Таратуты удивительно созвучно «Гамлету» Бориса Пастернака. Оно звучало в прологе к одноименному спектаклю в театре на Таганке в исполнении В. Высоцкого, на премьере которого со своим «великим отцом» (так в одном из своих благодарственных стихов, посвященных родителям, назвал его Сергей) присутствовал зачарованный подросток Таратута. Этот трагический шедевр подтверждает мысль о божественных истоках творчества гениев, о божественных началах истинной поэзии. Только  «Гамлет» гораздо более трагичен по звучанию, потому что иногда принятие и исполнение «главной роли» сравнимо с ответом на вопрос «быть или не быть»  (знаменитый монолог Гамлета - это размышления датского принца о своей «главной роли») или даже становится подвигом самоотверженности близким к жертве Христа, вынужденного ради исполнения  Божественной воли испить свою чашу  на Кресте.

Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Говоря о влиянии поэзии на читателя, Иосиф Бродский - снимите шляпу - безусловно прав: работая над этой статьей и  пытаясь проникнуть в глубины поэзии С. Таратуты, только сейчас осознал своё волнение-потрясение, которое испытал в 1964 году после просмотра фильма «Гамлет»  с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Великолепный Иннокентий Михайлович главную роль своей жизни сыграл, и вошел с ней в историю мирового кино.  И в мою жизнь вошел большим вопросом и напоминанием о моей судьбе и моей главной роли…. Сколько времени я тогда ходил буквально в обнимку с прекрасно изданным томиком этой шекспировской трагедии в изумительно точном переводе Б. Пастернака. Сколько раз я тогда его перечитал!.. а понимание-осознание его главного трагического монолога  пришло только сейчас.  Это открытие действительно может потрясти сознание, потому что осознание того волнения произошло только через полвека и помогло ему (осознанию) одно единственное стихотворение талантливого поэта.  Правда, и к стихам автора перевода «Гамлета» я всегда был более чем неравнодушен. Из этого литературного экспромта получился прекрасный пример значения искусства и поэзии в нашей жизни - «... поэзия - это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего».

Кто-то может сказать: Ладно - хорошие с глубоким смыслом стихи, талантливые поэты, но при чем здесь «бисер» и «игра в бисер»…  Этот сокровенный смысл, открывающийся внимательному, думающему читателю есть маленькая частичка Божественной мудрости - Знания об устройстве мироздания и управляющих им законах, которое содержится  в  реально существующем - одновременно и параллельно с нашим физическим миром - духовном мире.  Люди, обладающие сверхчувственными способностями способны воспринимать этот мир и видеть его структуру и понимать его содержание. Фрагментарно в моменты вдохновения он доступен и  одаренным художникам.  Изучением этих миров занимается духовная наука, в состав которой входят теософия и антропософия. Духовно и интеллектуально    продвинутые люди различных творческих профессий   извечно  пытаются добыть крупицы этих сакральных знаний, чтобы использовать их для благоустройства нашей жизни и совершенствования человеческих отношений.  И такая неукротимая деятельность продолжается всю историю человечества, одновременно с деятельностью ученых, своими научными методами изучающих и формулирующих законы окружающего нас физического мира. Добычей крупинок (бисера) таких знаний и занимались участники игры в бисер  в книге  Г. Гессе.
 
Источников этих сакральных знаний много, и один из них это поэзия. И именно о таком предназначении истинной поэзии и говорил в своём историческом интервью Иосиф Бродский.  Поэзия -  видовая цель человечества, уникальный инструмент познания. Не более и не менее. И я с ним полностью согласен. - это не преувеличение. Человек особый вид царства животных -  homo sapiens. Первый конфликт человека - Адама и Евы -  с Богом возник на почве отстаивания права на самостоятельное познание мира, на право самостоятельного развития своего сознания, самостоятельного постижения мира и Божественной мудрости его Творца. Это был первый конфликт  Отца и детей. Это был конфликт с далеко идущими и всем известными последствиями…  Постигая по крупицам мудрость Творца человек должен сам придти к осознанию его величия и любви, и в благоговении  склонить голову перед свершениями Прародителя. Это и есть видовая цель человечества, и я бесконечно благодарен Бродскому за столь глубокое проникновение и понимание цели поэтического творчества. Очень благодарен!  Обогащая своё мировоззрение зернами-бисеринами таких знаний, играя в бисер и работая со всеми смыслами и ценностями поэзии, появляется возможность активно развивать своё сознание, изменяя себя и окружающий нас мир, и таким образом препятствовать распространению окружающей нас воинствующей пошлости -  благородная и актуальная задача! Проблема только в поиске надежных источников такого рода знаний, в поиске действительно талантливых поэтов, Поэтов от Бога.
Крупиц таких сакральных знаний, подобных стихотворению о «главной роли» в поэтических сборниках Сергея Таратуты много, очень много, и мне давно хотелось перечитать их вместе с вами и попробовать сложить из этого бисера текст послания, которое нам хотят передать сущности духовного мира через этого уникального поэта. Такая сакральная особенность его поэзии у меня не вызывает сомнений и делает её чрезвычайно информативной для думающих читателей, превращая некоторые его стихи в послания Небес.  Эта метафизическая особенность его творчества впервые была замечена и отмечена людьми из культурного окружения Л.С. Таратуты, отца поэта, которые не раз, прочитав его стихи, говорили папе, что Серёжа «сам не знает, о чём пишет»… На мой взгляд - и на взгляд Уильяма Блейка - это главная черта гениального художника, отличающая одарённого поэта от многочисленной пишущей стихи братии. И эта особенность его поэзии делает его стихи чрезвычайно привлекательными для исследователей. Прекрасно о такой поэзии с мистическим уклоном, о стихах, которые читаются как «распахнутая книга вечности»,  написал талантливый, но рано ушедший поэт Денис Коротаев (1967-2003):

Поэзия, живущая в душе, -
Не горький плод излома или сдвига,
Но вечности распахнутая книга,
Но песня на затерянной меже.

Поэзия, живущая в душе, -
Не копия рожденной наспех мысли,
Но слепок и былой, и новой жизни,
Не знающей повторов и клише.


Владычице отринутых теней,
Ей равно чужды золото гинеи
И нищенская сутолока дней,

Но, данное оспаривать не смея,
Она стократ и выше, и мудрее
Того, что после скажут вам о ней…

Истинная поэзия темна и, по заверению И. Бунина, «в словах невыразима», но она может быть выражена в поэтических образах и символах, содержащихся в поэтических озарениях, нужно только научиться их читать и разгадывать. В нашей «Игре в бисер с Сергеем Таратутой» мы и займемся этим увлекательным путешествием по духовным мирам, используя в качестве проводника лучшие его стихотворения, ниспосланные нам свыше. Сразу вываливать на головы читателей все мои открытия и прочтения будет затруднительно - стихов с признаками  гениальности у этого баловня судьбы довольно много, поэтому игра разбита на части, которые я по аналогии с названием части партии   в большом теннисе  назвал геймами (game - g). Но вы, наверное,     и не заметили, что половину первого гейма (g1) мы уже отыграли…

Вот ещё одна бисерина из мистической лирики Сергея Таратуты, которую упорно и по понятным причинам не хотели принимать к публикации советские  газеты, журналы и издательства: оно совершенно не ложилось на материалистическое сознание. Стихотворение написано в начале четвёртого десятилетия жизни поэта и вошло в сборник «Стихотворения», изданный при поддержке одной из его меценаток Марины Парусниковой (фирма «Марина Парусникова и К», Москва, 1994), Это была вторая книга стихов, вышедшая в постсоветское время при финансовой поддержке этой фирмы. Этот томик отличается прекрасным оформлением и замечательной фотографией молодого усатого красавца Таратуты.
Эта вещь тоже необычайной глубины, характерной для многих творений Таратуты.  Потом, в следующих геймах игры, я покажу, что он был  рождён с этой темой… Читателю только нужно настроиться на нужную волну и помнить, что в таких прозрениях не Таратута, а через него ангелы с нами разговаривают, поэтому по таким строфам нельзя скользить: чтобы поэзия действовала на душу как целебный очищающий и проясняющий сознание бальзам, их надо читать и перечитывать пропускать через себя, сочувствуя поэту… Бывают стихи как удар молнии, после которого наступает ясновидение.  Смерть - это не ужас и конец греховной жизни, это  мост в другие миры, мост в бессмертие… Именно так и действует это стихотворение, выражающее теософские  идеи устройства мира и дающее импульс к самостоятельному изучению его духовной составляющей:

Во Вселенной планета кружит,
До конца, дай-то Бог путь неблизкий,
Если честно, то все мы бомжи
И при паспорте, и при прописке.

Говорят, что скитаться средь звёзд,
Человек начинает однажды
Перейти свою смерть словно мост,
В час назначенный вынужден каждый.

Без границ тот неведомый мир,
Все бескрайне, безбрежно, бездонно.
И несёт тебя время - вампир,
До последнего вздоха ты — донор.

Понял, что последний очерк «Феномен и миссия Павла Шаматрина» как раз об этом бескрайнем, безбрежном и бездонном мире и что я не одинок в своих поисках и озарениях. Именно такая Поэзия - высокая поэзия - озаряет жизнь и проясняет сознание.... делает её "инструментом познания". После таких метафизических откровений захотелось углубиться в исследование этого раздела лирики С. Таратуты, почитать вместе с ним «книгу вечности» и рассказать об этом нашим читателям. Но это в следующей части «Игры в бисер с Сергеем Таратутой», а сейчас, в заключение несколько слов о наболевшем и пугающем… о коронованном вирусе.

***

Хотел только о Божественной мудрости писать в этой статье, но и о человеческой глупости приходится несколько слов сказать. Очевидно, что это знак всем живущим в России. Всех затрагивает эта напасть с мистическим уклоном:

 Отгуляли, оттусили, отлетали.
Что в Италии творится, "мамма миа"
Не в конце, не в середине, не в начале,
По всему земному шару пандемия.
Быстр, невидим, как шальная пуля, вирус,
Мир с него сорвать пытается корону...
Занимают птицы певчие свой клирос -
Оживающие вновь деревьев кроны!
Март 2020


У плюса вновь выигрывает минус -
Своих землян теряет шар земной.
Кто плюнул в нас тобой , короновирус?
Готов ли ты расправиться со мной?
Привыкли мы к смертям за три недели,
Пустеют души, словно города...
Неужто это все на самом деле
И в мир пришла последняя беда?!
Апрель 2020

Эти два  стихотворения Таратуты с пылу, с жару  "на злобу дня»… Положение действительно серьёзное, если поэт о «последней беде» - о Конце света заговорил… Состояние действительно близкое к озлоблению - нет, всё-таки не «к озлоблению», а к непониманию и возмущению. Появилось оно после сообщения  мэра Москвы С ергея Собянина о том, что за последние 10 дней из-за рубежа с чемоданами вирусов вернулось около миллиона россиян, ездивших  гулять и тусоваться за границу, в том числе и из Куршавеля вернулись… И этот поток не останавливается... Сейчас власти вынуждены принимать экстренные меры, чтобы избавить их и окружающих от привезённого домой «багажа».
 
Одновременно появилось видео интервью Дениса Проценко, главного врача больницы в   Коммунарке, где сейчас пытаются собрать и лечить всех инфицированных в московском регионе. Много он там важных мыслей высказывает и полезных советов дает, но и рассказал о пациентах, сбегающих из больницы не от вируса, а от «страха четырёх стен». Он оказывается даже сильнее страха смерти….  Но самом деле, они не стен боятся, а самих себя….  Люди не могут оставаться наедине с самими собой. Это главный и жуткий вывод, который можно сделать в отношении сознания современного человека. Без работы, без гаджетов, без обжигающих плёткой мозг мыслей об успехе, деньгах и связанных с ними удовольствиях  жизнь кажется бессмысленной…. Поэтому более или менее успешные и зарабатывающие чуть больше необходимого так рвутся за границу. Потому что там - европейский комфорт, потому что там - «всё включено»… Простые человеческие радости и ценности их не устраивают… Там - соблазны красивой жизни, здесь - «Рашка»…
Перестройка продолжается: так одуревшие  от социальных экспериментов «совки» в первый мак-дональд ломились, чтобы вкусить «ихней» быстрой еды, и эта жажда познания западного образа жизни до сих пор не утолена. Относительно пользы быстрого питания со временем у некоторых понимание появилось. Сейчас короновирус помогает развитию нашего национального самосознания и осознанию своей национальной идентичности - пониманию того, чем же хорош и силен русский народ, и что его выгодно отличает от других народов...
Эта бацилла, которую мы затащили в свой дом во время Перестройки пострашнее коронованного вируса и от неё не так легко будет вылечить, потому что она стала частью масскульта - массовой культуры, которая незаметно перебралась в нашу страну с Запада вместе с достижениями и комфортом западной цивилизации.
 
Очень надеюсь, что  играющие в бисер с Сергеем Таратутой, прикоснувшись через поэзию к Истине и добру, смогут выработать у себя иммунитет к этой интеллектуальной болезни.. . Очень надеюсь - по себе знаю, что это возможно…. Пусть сначала таких будет немного, но - это шанс!


   
 
-

   
 
-

   
   
 
-
   
 
-


Рецензии
Прекрасная статья-эссе!

Хотелось бы добавить в авторский контекст, что исполняя свою роль, надо также помнить не менее важные, но забытые или не понятые точно, строчки из "Гамлета":

"Враг есть и там, где никого вокруг".
С почтением.

Евгений Жироухов   19.08.2020 11:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.