Театр теней

               
  В пост особенно активируются бесы. Бесит их, что человек пытается встать на путь покаяния. Вот и отвлекают разными мыслями посторонними, когда он стоит на молитве. Соблазняют блудными помыслами, возбуждают гортанобесие, нашептывают, отводят глаза, натравливают на человека других людей, которые тоже навешивают на него еще и своих бесов,  и собратьев своих приводят...накидываются уже всем скопом, едва почуяв слабинку...и, слаб человек, маловерен, поддается им всем, делает шаг в сторону. Дальше-больше, и глядишь - нет человека. Только булькают пузырьки на болотной жиже...
Непостящимся и немолящимся тоже не сладко. Тут бесам воля вольная, самое раздолье. Есть где разгуляться и привести с собой еще других своих сородичей. Они ходят уже всей толпой за своими подопечными, иной раз являя себя и воочию.
                1 И ныне, и присно


В молитвах часто повторяется: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы говорим: «Сейчас, всегда и во все времена».  Здесь сошлись настоящее время, будущее и то, что вне времени века нашего.

А может быть, слово «присно» означает еще и – «при снах», «во снах», - там, где мы проводим целую треть жизни, как бы живем вне прошлого, настоящего и будущего? Зачем-то же Бог отвел нам для сна такую большую часть ее – жизни – целую третью часть!

Это же уйма времени! Наверное, можно и даже нужно потратить ее как-то на пользу себе, ко спасению души? Но как, если она, эта «жизнь присно» идет неуправляемо нами, сама по себе, не зависимо от нашей воли? Хотя, если сон это отражение реальности, то и надо строить эту реальность дня так, чтобы она плавно вписывалась в ту, иную реальность, - что входит в сон ночной и творит там себя саму, как хочет, но показывая, открывая твоему не совсем усопшему разуму – то, что он пропустил без анализа, или загнал в угол своего под-сознания еще белым днем. Или - еще только то, что должен почерпнуть он из уже над-сознания. Тут они, все эти «под» и «над» сознания сливаются воедино, накрывая тебя, спящего, волной, и – унося в реку времени.

Вот несет тебя в этом непрерывно текущем – и ныне, и присно, и во веки веков – потоке. То мутном, где вообще ничего не видно. То вдруг принимающем очертания и форму: каких-то мест, где ты был, есть или никогда не был. Людей, которых знал, или же никогда не видел, вообще не знакомых, но реальных! Имеющих свой облик, характер, действующих, говорящих что-то, движущихся, - живущих там, в этой стране снов. Такой близко-далекой, загадочной и непостижимой для сознания, выныривающего вдруг в конце действа из этого потока событий в настоящую реальность.

Остается только недоумевать и изумляться, припоминая все случившееся в этом путешествии в мир иной реальности. И разгадывать, толковать так и сяк, эту «притчу», кем-то для чего-то поведанную и показанную в полупризрачных декорациях театра теней, под названием «сон».
***

                2 Тьма-тьмущая


   «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?» (Из Вечернего правила на сон грядущим).
   Нет страшнее для христианина, чем умереть внезапно, во грехе, без покаяния. И поэтому, ложась в постель, надо обязательно читать покаянную молитву, заканчивающуюся словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой, Ты же меня благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй мне».
   Надо быть готовым предать себя, дух свой, чистым в жизнь вечную, когда Господь призовет душу твою – в яви ли дня, или бессознательности сна ночного – в мир иной душа должна уйти с миром, живущим и сохраняющимся в ней извечно, как и сам мир, данный Богом. Мир Бога и пребывающей в Нем извечно мир души (вне земного грешного существования) - мир первозданный, чистый, незамутненный ничем непотребным, привнесенным извне, - с той стороны Света, где света нет (то есть из мира тьмы), - оттуда, где есть нечто темное, «зияющее пожрети все и вся», упивающееся на пиру нечестивых вместе со всеми грешниками, не отказывающими себе в удовольствии вкушать предлагаемые тут богатые, но отравленные нечестием кушания-пития.
   Самое сложное для спасения здесь – не поддаваться соблазнам и не ходить «на совет нечестивых». Дабы не умереть смертью греховной.
   Как христианка, я верю в безсмертие души. Но умирать телом все равно страшно. Наверное, легче будет преодолеть этот страх, если загодя готовиться к часу смертному. И, предавая душу свою Господу, успеть сказать еще: «Слава Тебе, Боже мой, я сделала все, из того, что Ты дал мне, так же как и возможность все это совершить!» И вспомнить, что хорошего сделала и оставила после себя.
   Но ведь сделать «все» - невозможно! Все равно остается за тобой шлейф дел несовершенных, непотребных, неугодных Богу. И примутся ли т а м твои оправдания: мол, ну я же не святая! Ведь оправдание – худший из грехов. После совершения его началась духовная смерть человека и изгнание его из рая, из мира Бога Отца.
   Сон – это маленькая смерть. Зыбкая грань между тем и этим светом, на разделении души и тела. День творит свет и материю, а ночь уводит в мир теней. Во сне ты существуешь в отблесках всего того, что сотворяешь днем. Мир тьмы показывает темную сторону тебя, проявляя ее негатив.
   Вечернее правило помогает очистить свой ум, сердце, душу от негатива, от грешков, накопившихся за день, и, по возможности, - от тех, что давным-давно осели на дно подсознания, и живут там, иногда напоминая о себе.
   Я заметила: если не прочесть Правило, ночью обязательно приснится нечто кошмарное, грязное, непристойное даже. Так что, как бы ни сморила лень, усталость, ни навалилось тяжелое забытье, лучше постараться преодолеть все это и подняться на молитву.
   Особенно в пост ближе подступает соблазн не утруждаться, а просто отдать себя на волю сна. Но если не «просветиши» днем душу свою, не омоешь ее покаянием, не предашь ее в руки Господа своего, - попадет она, безпомощная во сне, в руки других сил, - это и будет означать, что одр сна твоего будет как гроб, полный разной нечисти.
   Также как жизнь без Бога – гроб, камень от которого может быть отвален только молитвой и покаянием. Камень, закрывающий путь к вознесению на Небеса. И все время дня и ночи оказывается мимошедшим.

Во снах душа, отделяясь от тела и спящего разума, становится наиболее уязвима для нападок темных нечистых сил. И чем сильнее душа стремится укрепить себя при свете дня молитвой и постом, тем ближе нечистый подступает к ней тогда, когда она, как бы обнаженная отсутствием тела-одежды своей вступает в мир по ту сторону реальности и подпадает под действие духов.
Это – их реальность. Здесь они хозяева. Что захотят, то и сотворят они с этой бедной, слабой, заплутавшей душой. Она видимо-прозрачна становится для них, и, наверное, видна насквозь. Особенно все темное, грешное, родственное их природе, благостно духам сим обнаруживать в человеке. И, вытащив и выставив на всеобщее обозрение обнаруженные грешки в обманчиво ярком свете сна, поиграть с ними, - грешками этими, и потешить душеньку разными сценами и даже спектаклями, приятными им во всех отношениях.
Фантазия их безгранична. Так же, как и возможности их воплощения в псевдореальности.
Они разыграют хоть драму, хоть комедию, хоть трагедию или даже хорор. В том мире возможно все! И ты будешь обязан играть в них главную роль, даже против воли своей.
Человек втягивается в действо. Входит в декорации и начинает играть в них, так похожих на реальную жизнь, по сценарию тех, кто руководит процессом. Причем, совсем как малое дитя, верит, что все происходит по правде, все настоящее.
Даже если это самые невероятные события, сюжеты, места, которые в принципе невозможны быть на самом деле. Даже если ты вдруг обретаешь способность летать по небу, или еще какие-то невероятные вещи происходят с тобой (например: ты встречаешь любовь всей жизни, свой идеал, необыкновенное счастье и блаженство охватывает тебя, и ты замираешь в экстазе и полном восторге… или, напротив, вдруг ты видишь, как что-то ужасное происходит с тобой или с твоими близкими, вплоть до убийства… Даже собственная смерть вполне реальна…) – все принимается за чистую монету.
Ты страдаешь, наслаждаешься или умираешь по-настоящему, и только очнувшись, наконец, возвращаясь в здесь и сейчас, далеко не сразу осознаешь этот переход из мира теней в мир настоящий, где царят совсем другие законы.
Но ведь и здесь мир теней не оставляет тебя насовсем. Его жители приходят и сюда, чтобы невидимо следовать за тобой по пятам.
Слышишь тихие шаги за спиной, когда ты «идешь на совет нечестивых», чтобы упиваться вином, или сплетничать, или осуждать ближнего своего?
А еле слышный шепоток соблазнов – скушать скоромное, жирненькое и сладенькое в пост?
А это одобрительное похлопывание по плечу, когда включаешь телевизор и смотришь что-то непотребное? Или сквернословишь? Не подаешь милостыню. Ходишь мимо храма, не замечая его. Не читаешь Писание и молитвослов…
Все это сыграет им на руку, когда ты после такого дня, после трудов праведных и неправедных, уляжешься в постель и отдашь себя на волю сна…
И снова бесы станут играть с твоей беспомощной, немощной душой, показывая перед самим тобой всю ее низость, серость, подлость, убогость…

В прошлую субботу, - первую субботу Великого поста, - готовясь к Причастию, каялась на исповеди в небрежении, лености к молитве. В том, что не каждый день читаю утреннее или вечернее Правило, отделываясь короткими молитвами. Обещала исправиться. Но… вот вчера, например, смотрела вечером фильм, мини-сериал какой-то, не особо и интересный. Что-то про войну, предателей, страдания и кровь.
И до того притомилась, что не нашла в себе сил, чтобы подняться и послушать «на сон грядущим» или хотя бы прочесть несколько молитв перед иконами.
Какая-то слабость навалилась, так тепло и мягко было под одеяльцем… Начала было читать про себя: «Господи, помилуй…» И провалилась в сон.
И снова оказалась в доме. Но это был уже иной дом. Здесь я уже не хозяйка, а Хозяин – о н.
Это мужчина, красивый, зрелый, успешный, властный. В нем так и чувствуется начальствующая сила, повелевающая всеми теми, кто толпится поодаль и ждет его приказаний. А я  – молодая, красивая, играю роль его любовницы, влюбленная в ответ, но как-то неуверенно, нерешительно отвечающая на эту незаконную любовь. Вернее даже, еще только назначаюсь я на эту роль в предстоящем спектакле.
А он уже демонстрирует свои права, он все время рядом. Хочет объявить во всеуслышание, что теперь я – его фаворитка. Я понимаю, что, кажется, это уже не лицедейство, а все происходит по-настоящему.  Но я-то, как бы ни было это лестно самолюбию моему, этого вовсе как бы и не хочу!
Я боюсь, что после этого я стану игрушкой в полной его власти. А он уже Незаконной и не имеющей прав на эту связь. Кроме желания иметь право быть любимой и любить. Но – не так, не с тем и не сейчас.
Все закончилось разочарованием, - он, поняв все, отошел от меня с досадой, но и с уверенностью, что, возможно, час его торжества еще настанет вскорости.
Чары спали вместе с рассеянием сна.
Подходя к иконам для того, чтобы сотворить утреннюю молитву, я решила, что сегодня вечером не стану смотреть продолжение фильма. Хотя интересно все же: кто предатель? И спасутся ли герои фильма? Хотя по закону жанра – конечно спасутся. Должны спастись.
 Лучше о спасении души своей подумать. Помолиться. Вечернее правило – самое лучшее лекарство и средство от кошмаров, в которых предаешь ее, душу свою, во власть духов, жаждущих ее погубить. Попросить у Господа:
 - Ангела Твоего, хранителя, посли, покрывающа и соблюдающаго мя от всякого зла…
Попросить и Ангела своего:
- Ангеле Христов, хранителю и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего…
Тогда и сон будет легкий и светлый, осеняемый надежными крылами. Ангельские силы встанут на страже, чтобы никакие слуги предателя рода человеческого, ни даже он сам, не смоги войти в мир снов души твоей и смутить ее покой.
Хотя «предатель» сей все равно не ходит далеко. Он только отходит в тень, выжидая момент, когда ты снова допустишь ошибку, - поддашься греху. Соблазну, лености ли, любому иному. И этим дашь возможность ему приоткрыть дверь, войти к тебе, познать, и стать хозяином твоим.
Хотя… и его власть может быть во благо.
Ведь показывая тем или иным способом человеку всю глубину, всю тьму греховности его, даже самые легкие помыслы на донышке спящего сознания, проникая  в него, он выступает, как полновластный ее со-творитель (хотя на самом деле им не является, а только пытается им стать). И этим как бы подталкивает создание Божие  к дальнейшему осознанию и желанию развеять эту тьму-тьмущую греховности, и обратиться за помощью и спасением к свету создавшего и его, этот свет, и все ангельские светлые и даже темные – вставшие на другую сторону света - силы.
Но чтобы не давать повода ему вторгаться в святая святых души твоей, когда она становится совсем беспомощной во сне, лучше не давать возможности темным силам входить в эту святая святых еще при свете дня. Когда разум бодрствует и вполне способен постоять за себя. И провести день по возможности безгрешно. А вечером встать на молитву и со спокойным сердцем возлечь на одр сна.

             
***


                3 Химия души и тела


Из химии тела рождается химия души. Или напротив: из химии души, духа рождается тело? И какова она - химия рождения меня в мире сем? Впрочем, сначала должен был родиться он - мир.

Сначала, все-таки - Дух, создание Неба, начала всех начал, мира невидимого. А уже потом - рождение материи, земли.

Так по Писанию. Вначале Бог создал Небо. Не небо над Землей, не те испарения, которые конденсируются на теле и над телом ее, а те самые силы Сил, что дали толчок всему творению, задавая законы природы, мироздания. И так называемый ангельский мир.

Сначала - силы существ, полностью подвластных только сами себе, и Творцу, затем - появление сил темных, из мира тьмы состоящих.

Начало материализации и тех, и других.

Дух силой Своей энергии уплотняется, начинает порождать в Себе все новые и новые формы духа, уже встроенного в разные виды утверждающихся миров. Твердь - тоже форма Духа, но уже в материю заключенная.

Получается, что с-Начала: законы природы, потом - Дух, со-творяющий по этим законам природу, и, наконец, - природа, в сотворчестве с этим Началом творящая саму себя. Здесь химия Духа творит химию тела, мира, вещества.

А вещество человека - венца творения - на чем строится оно?

Что происходит с душой человека при зачатии, откуда она "берется", или возникает?

Она, как и будущее тело, со-творяется в этот момент. Но ведь творение мира уже закончено! Бог почивает в седьмой день Свой, не творя уже ничего, а только поддерживая творение Свое. Значит, душа моя при зарождении тела УЖЕ существовала, уже была сотворена в Самом Начале, прежде всех век. Еще до создания времени и пространства, подчиненных законам природы - то есть законам, созданным Богом и подчиняющимся Ему.

Это ли не доказательство без-смертности души и ее вечности?!

И вот из такой именно "химии" ее возникновения сотворяется затем химия тела. И химия разума, сотворяющая самое себя, по законам Божьим, а после грехопадения - уже и по законам иных "природ" мира сего, которым, как известно, правит князь, мнящий себя равным Богу.

И мнящий по праву! Кому, как не ему, знать, какую силу и власть дали ему физика и химия существ, которые отдали себя под власть его сил?!

Он вошел в химию тела, разума, души, прижился, размножился, и живет там, как хозяин, со множеством прислужников своих.

Чем вытравить все это из себя?

Вся эта гадость, под названием "грех", боится только одного яда: чистоты.

Вымети дом свой. Очисти душу. А начни с тела -  не питай его хотя бы эти сорок дней поста мертвыми трупами, чуждыми белками и аминокислотами. Стань, как дерево, питающееся только чистыми соками земли, произрастая из химии ее материй, и возносясь листвой к небу - Духу.

И, может быть, рядом с плодами покаяния-исправления произрастут на Древе жизни твоей и плоды познания добра и зла. Правда, срывать их можно только без желания стать как боги, - уподобляясь прародителям, отвергшим плоды Духа, Который дуновением Своим вдохнул в них (и в нас через них) душу живую, сотворенную Им прежде создания неба. И выбравшими плоды древа греха, которые мы теперь продолжаем вкушать.

Вкушая яд, отравляем тело. Яд греха убивает душу. Может ли от трупа родиться что-то живое? Это очевидно - нет. И никакая химия не поможет оживить его, кроме поста и молитвы.



   


Продолжение следует


Рецензии