Декамерон и наша пандемия

Не знаю, обогатится ли мировая литература шедеврами, рожденными нынешней пандемией, но случалось, что и гораздо более тягостные испытания рождали произведения, напоенные светом и любовью. В этом есть и необъяснимое противоречие, и …очарование, уверенность гения в своей способности сочетать несочетаемое. Семь веков тому назад житель Флоренции Джованни Боккаччо с легкостью преодолел пропасть между смертью и такой живой жизнью со всеми ее радостями и соблазнами и написал «Декамерон» - сборник новелл, ставший памятником эпохи Возрождения, самой прекрасной в истории человечества!
Нимало не смущаясь, в первой же главе Джованни рассказывает, как в 1348 году многострадальную Италию, а точнее – лучший ее город, Флоренцию, поразила чума.
Я читаю подробности события, произошедшего семь веков назад, и поражаюсь, как всё похоже! Имя только у беды другое.
«…Она появилась на Востоке и унесла бессчетное число жизней, а затем, беспрестанно двигаясь с места на место и разросшись до размеров умопомрачительных, добралась наконец и до Запада. Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от нечистот…воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы; ничего не могли с нею поделать и частые усердные моления…»
Как добросовестный репортер, Боккаччо описывает механизм действия эпидемии, скорость и масштабы ее распространения. Он рассказывает о том, что многие, махнув на всё рукой, пускаются во все тяжкие, пьют, безобразничают, исполняют свои скотские прихоти. Другие, напротив, прибегают к изоляции, считая, что «жизнь умеренная и воздержанная предохраняет человека от заразы». И настолько актуальны все эти подробности из эпидемии очень далекой, что мороз пробегает по спине! Ведь спасения не находили ни те, ни другие, ни бедные в предместьях, ни богатые, ни монахи, которые махнули рукой на все устои, ни …
Да что тут перечислять, все, как в нынешней многострадальной Италии, вплоть до нарушенных традиций погребения и прощальных церемоний. С покойными ни тогда, ни нынче уже не церемонятся.
Страшно все это читать, ведь «…во Флоренции умерло, как уверяют, сто с лишним тысяч человек, а между тем до этого мора никто, уже верно, и предполагать не мог, что город насчитывает столько жителей».
После этой леденящей душу кровь картины, на 25-й странице, когда уже хочется отбросить вещую книгу подальше и не думать о дурном, Джованни…сам это делает легко и непринужденно. В храме с замечательным именем Санта Мария Новелла, во вторник утром (!!!) семь молодых женщин «связанные между собой дружбой, соседством, родством, в возрасте от 18 до 28 лет, рассудительные, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности, прослушав божественную литургию, приблизились друг к дружке». Они сговариваются, отрешившись от непреходящей скорби, прихватив с собою троих юношей, удалиться в загородное поместье, где у них довольно вина и припасов, чтобы переждать беду.
У читателя пробуждается некоторый интерес, да и автор не жалеет красок! Он расписывает дворец, роскошь убранства, дивные сады и лужайки, чистейшие колодцы… Словом, рай неземной, в котором наши прелестницы будут отныне спасаться от наказания Божьего вместе со своими обожателями!
Воля ваша, здесь я начинаю смеяться во весь голос, вспомнив совет мэра Москвы съехать на время опасной пандемии на свои загородные дачи. Видимо, предполагается, что у всех там есть отопление, запасы вина и съестные припасы, все чудеса комфорта – и полная изоляция, возможность уйти от наказания Божьего! Ну, а у кого этого нет (Боккаччо их называет «мелкота»), о тех и говорить не стоит. Издержки демографии.
Жизнь между тем подбрасывает и новые аналогии: Президент наш на самоизоляцию дает населению десять дней (рабочая неделя плюс по два выходных с обоих краев). Вместе с чадами и домочадцами людям велено запереться и не высовываться наружу под страхом…нет, не смерти от нового вируса, а штрафов, которые для «мелкоты» страшнее всего на свете! Чем вы там эти десять дней будете заниматься?
Прелестницы Боккаччо придумали дивное занятие: они будут по очереди рассказывать жизненные поучительные истории. «Декамерон», между прочим, означает как раз десятидневник, и затворники, наслаждаясь яствами, игрой на лютне, танцами и прогулками в саду, в определенное время усаживаются слушать увлекательные повести рассказчиков.
Их-то истории и составляют главную ценность этого толстенного тома. А мудрость автора в том и состоит, что отодвинув просвещенных молодых людей от грязи и смрада эпидемии, воздвигнув для них искусственный рай на земле, он вернул их к жизни. Настоящей. Истинной. Со всеми ее грехами и наивной святостью, наставлением рогов и безоглядной любовью, приключениями и скукой, скупостью и расточительством. Мелькают названия городов, имена героев, то это дворяне, то каменщики или слуги, то происшествия смехотворны и мелочны, но случаются и убийства, похищения, побеги. Словом, энциклопедия того стародавнего времени, представленная в новеллах широко и красочно.
Острота восприятия задана той первой главой, в которой рассказчики шагнули с порога реальной Смерти в фантастически спасительную…самоизоляцию. С памятью о жизни такой прекрасной, великой во всех ее земных, порой смешных, проявлениях. Первая-то глава всего семь листов, а книга…ого-го какая толстенная, на семьсот страниц, увлекательная, содержательная! И совсем не страшная, скорее – утешительная в своем глубинном смысле: все плохое пройдет и все хорошее вернется. Всенепременно вернется!
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Памятуя о пушкинском «Пире во время чумы», могу с уверенностью сказать, что во все времена хватало фарисеев с ханжеским резонерством, с нахмуренными бровями проповедующих скорбный тон и молитвенное уныние в тяжелые времена. Наверняка и в четырнадцатом веке они не похвалили Боккаччо с его фривольными новеллами (нам, школьницам, его в библиотеке не давали!), ведь написал он их по горячим следам, буквально на следующий год после прокатившейся страшной эпидемии. Мне и то как-то давеча попеняли: «Люди умирают, а вы тут…» Люди умирают от самых разных причин, это их свойство. Умирают, рождаются, совершают подвиги и безобразничают, любят беззаветно или крутят легкие романы. Жизнь продолжается! Читайте все десять дней подаренных вам выходных «Декамерон» Джованни Боккаччо!


Рецензии