О времени и вечности

Прочитала одну интересную статью об эксодусе – исходе евреев из Египта, вернее, о фильме, снятому по этому сюжету.


Когда Моисей стоял перед горящим кустом терновника и вопрошал голос, обращавшийся к нему: «Кто ты?», то слышал в ответ: «Я тот, кто я есть».


Известный, казалось бы, сюжет. Но лингвисты недавно выяснили, что Голос говорит не в настоящем времени, а в будущем, в футуруме. То есть, Голос говорит: « Я буду тем, кем я буду».


Мог ли Голос говорить в настоящем времени? Может ли Бог говорить в настоящем времени? Бог существует в вечности, не во времени. На первый взгляд, вечность – это нечто состоявшееся, неизменяемое. Ведь если что-то меняется, то только во времени.


Но вот Бог говорит, что он не состоялся, что Он находится в постоянном изменении и чтобы состояться, Ему нужен человек.


 Вечность – это не застывшее состояние? Не только время – река, но и вечность? Чем же они отличаются друг от друга? Содержанием. Содержимое времени – человек, содержимое вечности – Бог.


Человек придумал себе «якоря», чтобы удержаться во времени. Человека можно спросить: «Кто ты?», - и   он ответит в настоящем времени: «Меня зовут так-то и так-то. Я тот-то по профессии. Мне столько-то лет». Всё это наивные попытки преодолеть бессмертие, то есть, избежать смерти. Потому что задача человека – прожить жизнь. Поэтому он и боится смерти.


У Бога нет этих «якорей». У Него нет возраста. Человек изменяет время годами, чем Богу измерять время да и зачем, если он живёт не во времени? У Бога нет имени. Потому что изречённое слово – ложь, хоть в чём-то, а ложь, а Бог – совершенен.


Для примера. Моё имя – ложь. С точки зрения русского языка оно ничего не значит, значит, ложь. В переводе с латинского моё имя означает «родная». Кому родная? Матери? Для матери я не была родной. Моё имя – ложь в квадрате.


Имя Бога было бы ложью хотя бы только по звучанию, потому что было бы нам непонятно.


Но Богу нужен человек, чтобы состояться. Чтобы попытаться состояться, не в реке времени, а в потоке вечности.

Богу, находящемуся в состоянии постоянного становления,  нужен человек, для этого становления и нужен. Именно бессмертная душа, прошедшая все перипетии жизни, все её взлёты и падения, насыщенная всевозможными эмоциями, и нужна. Он отрывает от себя кусочек, посылает его во время, в жизнь, а потом,  насыщенный,  забирает обратно. Это и обеспечивает перманентное изменение, постоянное становление.

Но если Бог находится в состоянии постоянного становления. Если Он не может сказать о себе в настоящем времени, а только в будущем: я буду тем, кем я буду, - если вечность так устроена, как поток, в котором всё постоянно меняется, находится в состоянии вечного становления, значит, Бог  не может сказать, что это прошло, а может сказать только, что это стало. Значит, наши умершие любимые люди  не прошли, а стали, состоялись. Значит, мои эмоции, связанные с ними, тоже состоялись, а не прошли. Это не прошло – это состоялось! И продолжает быть.



И ещё: несостоявшееся существо всегда страдает. Бог предстал перед  Моисеем в образе горящего колючего кустарника: «Неужели ты не видишь, как я страдаю?».


И Моисея увлекло потоком – то ли времени, то ли вечности. Он ушёл из царских покоев в пустыню. Он повёл свой народ из рабства – навстречу свободе. Каким-то чудом он постиг мудрость Бога – в изменении смысл. Смысл ли времени,  смысл ли вечности.


Рецензии
Вообще-то, "Иосифа" звали Моисеем. Но это - к слову.
А по существу: "...если вечность так устроена, как поток, в котором всё постоянно меняется, находится в состоянии вечного становления..." Есть и другое ощущение понятия "Вечность". Поток - это Время, которое всё созидает. От начала и до конца. И в завершённом виде созданное остаётся в Вечности. Не как в каком-нибудь музее, а в вечно "живым". Dei conservat omnis (У Бога все живы). И если раздастся голос из Вечности, то не будет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего времени. И то, и другое, и третье для Вечности уже совершились.
Желаю успехов.

Александр Гаврилов 7   27.03.2020 15:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Я в общем-то это и имела в виду. Время - поток. Но я и вечность называю потоком, потому что она не статична, а постоянно обогащается "продукцией", пришедшей из времени. А понятия "настоящее", "прошедшее" и "будущее" свойственны только времени.

Наталья Иванова 26   27.03.2020 15:42   Заявить о нарушении