Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский – один из основоположников русского символизма, поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, публицист и религиозный мыслитель - родился в августе 1865 г. в семье столоначальника придворной конторы.  Его отец был чиновником высокого ранга, действительным тайным советником. Детские годы Мити прошли в Петербурге, где семья проживала в огромной двухэтажной казенной квартире в доме на углу  набережных Невы и Фонтанки. Рано научившись читать, Митя рос типичным «книжным мальчиком», всецело погруженным в мир литературы. Герои книг заменяли ему в детстве товарищей, а их реальность превосходила в глазах Мережковского реальность  существующего окружения. Положение это мало изменилось и в дальнейшем. Единственным во всю жизнь настоящим другом Мережковского был университетский товарищ Семен Надсон, рано умерший знаменитый поэт, стихами которого зачитывалась тогда вся молодежь. Первый поэтический сборник Мережковского «Стихотворения, 1883-1887» появился в 1888 г. В 1889 г., по окончанию Московского университета, Мережковский отправился путешествовать по Крыму и Кавказу. В Боржоме он встретился с юной Зинаидой Гиппиус, сделал ей предложение и в ту же зиму в Тифлисе они обвенчались.

В 1892 г. вышел второй сборник стихов и поэм Мережковского «Символы», с которого многие историки литературы начинают сейчас эру русского символизма. Критики народнического толка заклеймили стихи молодого поэта, как «декадентские» (декадентами именовали тогда литературных изгоев, забывших  славные традиции отечественной классики XIX века). Никто не предполагал, что «Символы»   и законченный в то же время роман «Юлиан Отступник» ознаменуют рождение новой литературной эпохи, станут началом Серебряного века. Между тем сам Мережковский хорошо сознавал новаторский дух своего творчества. В 1892 г. он выступил с  трактатом «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» - своеобразным теоретическим манифестом русского символизма. Основой нового нарождающегося искусства он объявил христианство, которое придет на смену тенденциозному реализму предшествующей эпохи. Искусство, писал он, должно уйти от сознательно приземленных «бытовых» тем к «высоким», связанным с «непознаваемым мировым началом». Произведения «новой литературы» должны быть мистическими по содержанию и символическими по форме. О чем бы не говорил автор, он всегда должен видеть за внешним, случайным, частным присутствие вечного и идеального бытия.

Все высказанные соображения воплотились в романе Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник» (окончен в 1892 г., опубликован в 1895 г.) – первом символическом романе русской литературы. В последующие годы были написаны еще два романа: «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Петр и Алексей» (1904-1905), составившие с «Юлианом» первую, самую знаменитую трилогию Мережковского  «Христос и Антихрист». В этом цикле исторических романов писатель попытался выразить свое представление о развитии человечества. Суть его заключалась в том, что в мировой жизни всегда существует полярность, в ней борются две правды – небесная и земная, дух и плоть, Христос и Антихрист. В первом романе борьба между язычеством и христианством разворачивается в царствование  римского императора Юлиана, предпринявшего в IV в. попытку реставрации древней римской религии. Второй роман переносит читателя в эпоху Ренессанса.  Самым большим достижением Мережковского здесь стал образ Леонардо да Винчи. С ним в роман пришли прозрения сложной, двойственной природы человека, его мучительных порывов к постижению сущего, где так странно совмещены божественная красота с дьявольским грехом.  Третья часть рисует Россию начала XVIII века.  Мережковский создает на страницах «Антихриста» чрезвычайно тенденциозный образ Петра I - государя не столько "Великого", сколько "Грозного". Перед читателем проходят картины дикого распутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего сквернословия и во всей этой азиатчине главную роль играет великий насадитель "европеизма". Таким образом, Петр у Мережковского не просто злодей, - это воплощение Антихриста. Трилогия стала крупным культурным событием. Она сразу привлекла внимание как русского, так и зарубежного читателей. В 1900 г. «Юлиан Отступник» был опубликован во Франции. Вскоре появились переводы и на другие европейские языки (в течение пяти лет роман только во Франции выдержал 23 переиздания).

Работая над своими первыми романами, Мережковский одновременно выпустил серию  блестящих эссе о корифеях мировой литературы. (В 1897 г. большая часть их вошла в книгу «Вечные спутники»). В 1899 г.  он сблизился с Дягилевым и следующие три года сотрудничал в его журнале «Мир искусства». Именно здесь была напечатана крупнейшая из критических работ Мережковского - исследование "Толстой и Достоевский" (1901-1902) - итог десятилетних размышлений над метафизикой «душевного» и «плотского» начал в христианской антропологии.

9 января 1905 г., в день «кровавого воскресения», Мережковский пережил настоящую «мировоззренческую катастрофу». Он писал: «Весь русский народ шел к царю своему, как дети к отцу, с верою в него, как самого Христа Спасителя… Казалось бы, стоило только ответить верой на веру и совершилось бы чудо любви, чудо воссоединения царя с народом… Но – увы! – мы знаем, что произошло и чем ответила власть народу, любовь отчая – детской мольбе. Народоубийством, детоубийством…» Летом 1905 г., по свидетельству Гиппиус, Мережковский пришел к осознанию, что «самодержавие – от антихриста!» Отсюда был только один шаг к признанию того, что русская православная церковь, сохранившая верность царю, так же от антихриста. В марте 1906 г. Мережковские уехали из России в добровольное изгнание, которое продлилось два года. Находясь в эмиграции, Дмитрий Сергеевич много размышлял о грядущей судьбе христианства и о Третьем Завете, который возвестит религию Духа и Любви. (Эта религия, считал он, будет противостоять нынешнему христианству, как само христианство противостояло фарисейству, а Третий Завет будет развивать Новый, так же Новый развивал Ветхий). Откровение Духа Мережковский связывал со вторым пришествием, которое, по его мнению, уже начинало свершаться. Пророками Третьего Завета он одно время готов был видеть профессиональных революционеров. Но личное знакомство с некоторыми из них в Париже (прежде всего с известным террористом Борисом Савинковым) разочаровало Мережковского, поскольку в их борьбе он не увидел главного – религиозной искры. В программных статьях этого времени «Грядущий Хам» (1906), «Революция и религия» он предрекал, что если революционеры преследуют только «земные» цели, если они атеисты и прагматики, то в момент успеха революции они неизбежно превратятся в свою противоположность. Итогом «безбожной революции» станет не «земной рай», а тотальное рабство, торжество насилия, пошлости и мещанского самодовольства.

Там же в Париже, во время первой эмиграции были написаны две пьесы Мережковского: драма из жизни революционеров: "Маков цвет" (1908) и историческая драма "Павел I" (1908) - самое выдающееся произведение его драматургии. Избрав классическое построение, Мережковский сумел в «Павле I» добиться замечательной сценической стройности, а созданный им образ Павла со всеми противоречивыми чертами его характера вышел чрезвычайно живым и органичным. Сразу возник замысел превратить драму в первую часть новой трилогии, целиком посвященной метафизике русской власти. В дальнейшем она получила название «Царство Зверя» и включила в себя еще два романа: «Александр I» (1911-1913) и «Четырнадцатое декабря» (1918).

Февральскую революцию Мережковский принял с восторгом. Но потом наступило быстрое разочарование во Временном правительстве и лично в Керенском. Еще весной писатель неоднократно говорил, что эти люди не смогут удержать власть. Тем не менее, Октябрьскую революцию он воспринял резко отрицательно. Для него она стала началом царства Антихриста. Как и всем жителям России, Мережковским в последующие годы пришлось претерпеть много тягот и разочарований. (Один из главных героев «Четырнадцатого декабря» декабрист Муравьев-Апостол признается после неудачного восстания Черниговского полка: «Тогда-то понял я самое страшное: для русского народа вольность значит буйство. Распутство, злодейство, братоубийство неутолимое, рабство – с Богом, вольность – с дьяволом». Строки эти были написаны еще до Революции, но в 1918 г., на момент публикации романа, звучали очень актуально). В 1919 г. Мережковский не смог издать ни одной книги. И хотя он сотрудничал с издательством «Всемирная литература», это мало помогало в эпоху жестоких бедствий. В конце 1919 г. Мережковский, Гиппиус, их друг Философов и молодой поэт Злобин покинули Петроград. Официальной целью их командировки значилось чтение  лекции в красноармейских частях. Однако, добравшись до границы, все четверо глухими дорогами пробрались в Польшу. В Варшаве они встретились со своим давним знакомым Борисом Савинковым, который привлек их к сотрудничеству в газете «Свобода». Спустя год, разочаровавшись в его деятельности, Мережковские уехали в Париж, где еще в 1911 г. купили себе квартиру.
 
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. Дмитрий Сергеевич переживает творческий подъем. Он возобновляет, начатую еще в России, работу  над «Трилогией о Третьем Завете Св. Духа», в которую вошли книги «Тайна Трех. Египет и Вавилон» (1925), «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1931) и «Иисус Неизвестный» (1934). Одновременно, вдохновленный великими археологическими открытиями в Египте и на Крите, он пишет «Дилогию о примордиальном Христианстве», в которую вошли романы «Рождение богов. Тутанхамон на Крите» (1924) и «Мессия» (1926-1927). В те же годы вышел его двухтомный труд «Наполеон» (1929). Из всего перечисленного к жанру исторического романа можно отнести лишь древнеегипетскую дилогию. Все остальное – это облеченные в литературную форму трактаты на историко-философские и религиозно-философские темы.

Центральным по значению произведением второй эмиграции стал двухтомник «Иисус Неизвестный» (сам Мережковский вообще считал, что это главная книга его жизни). Здесь, опираясь на евангельские тексты и апокрифы, он попытался открыть миру «подлинный лик Неизвестного», непонятого, евангельского Иисуса. Лучше всего понял замысел Мережковского критик Вышеславцев, который писал, что «Иисус Неизвестный» - это не «литература», не догматическое богословие, не религиозно-философские рассуждения. «Нет, это интуитивное постижение  скрытого смысла, разгадывание  таинственного «Символа» веры, чтение метафизического шифра, разгадывание евангельских притч, каковыми, в конце концов, являются все слова и деяния Христа».

В последующие годы Мережковский создал еще одну трилогию «Лица святых от Иисуса к нам», куда вошли его исторические эссе «Павел и Августин» (1936), «Франциск Ассизский» (1938) и «Жанна д’Арк» (1938). Но все эти поздние вещи, как оказалось,  мало интересовали европейского читателя. Тиражи книг Мережковского сократились, и в конце 30-х гг. его материальное положение заметно ухудшилось. В этих обстоятельствах очень своевременным оказалась субсидия итальянского лидера Бенито Муссолини, который предложил Мережковскому написать биографию  Данте. В 1936 г. Мережковские отправились в Италию, где провели два года, в постоянных путешествиях по местам, так или иначе связанных с жизнью великого флорентийца. В результате Мережковскому удалось создать действительно выдающееся произведение.  Его книга о Данте делится на два тома, из которых первый представляет жизнеописание поэта, а второй – толкование с позиций эсхатологического христианства его личности и дела. Итальянский перевод «Данте» вышел в 1937 г. в Болонье с посвящением Бенито Муссолини. Там же, в Италии была написана небольшая трилогия «Реформаторы», включившая в себя эссе «Лютер», «Кальвин» и «Паскаль».

В октябре 1937 г. Мережковские вернулись во Францию, где Дмитрий Сергеевич приступил к работе над своей последней трилогией «Испанские мистики» (1941): «Св. Иоанн Крест», «Св. Тереза Авильская» и «Маленькая Тереза». Между тем началась Вторая мировая война. В июне 1940 г. Париж был оккупирован немцами. Последний год жизни старого писателя оказался очень тяжелым в материальном отношении. Денег не было, книги не издавались. Неделями Мережковские сидели на чае и воде (некоторую помощь оказали немецкие офицеры, среди которых оказалось несколько поклонников его таланта).

В декабре 1941 г. Мережковский умер от кровоизлияния в мозг.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.