Леди Макбет Костромского камерного театра

В Костромском камерном театре в марте состоялась яркая премьера по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в инсценировке известного драматурга Ярославы Пулинович.
Для Костромы в какой-то мере необычен выбор режиссёра Станислава Голодницкого: в кратком очерке Лескова – социальная драма, где главная героиня – злодейка, можно сказать чудовище, убившая вместе с любовником свёкра, мужа и десятилетнего племянника. Остальные, впрочем, тоже не сахарные. Ярослава Пулинович немного сместила акценты, более явными сделав меркантильные цели Сергея, любовника Катерины Львовны, сделав более выпуклой женскую судьбу в купеческом доме и добавив в историю следователя, который даже жалеет преступницу. Постановщики побаиваются таких «беспросветных» тем, но Станиславу Голодницкому всегда были близки темы острые, болезненные – одиночество, социальная дезадаптация. Его первая постановка «Клетка» по пьесе Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» об утрате диалога между поколениями, чуть позже появилась жёсткая семейная драма «Комплекс вины» по Владимиру Зуеву, дважды рождался «Ультрафиолет» по пьесе Василия Сигарева «Семья наркомана». Новый спектакль отличается от предыдущих не только материалом XIX века, но и психологической сложностью, многоплановостью образа главной героини, качественно новым уровнем постановки.
Особенности труппы Театра п/р Б.И.Голодницкого привели к некоторым изменениям в пьесе: коллектив небольшой, молодёжный, поэтому следователю пришлось выступать и в роли обвинителя в суде, а обвиняемые сами защищали друг друга, муж Катерины оказался не старым, но гротескным дьяволом-провокатором вроде булгаковского Коровьева.
В главной роли Екатерины Львовны Измайловой – Татьяна Бондик, одна из ведущих актрис театра. В актрисе есть глубина, сильный внутренний стержень, это красивая, зрелая женщина в которой чувствуется второй план, способность преодолевать отчаянье. Её Катерина умна, женственна и сексуальна, но влюблённость как будто лишает женщину разума. Героиня, впервые влюбившись в зрелом возрасте, впервые познав настоящие ласки, готова бороться за свою любовь как зверь, как тигрица, перешагивая через трупы и даже не оглядываясь. Татьяна Бондик в диалогах со следователем непредсказуема, её состояние меняется от тихой печали, воспоминания, к дикости, иронии, танцам и песням с издёвкой. Что важно – чаще всего её героиня говорит тихо, легко отражая смену настроения тембром, интонацией, пластикой. Исполнитель роли следователя Кирилл Кий – красивый, аристократичный молодой человек. Его герой не просто испытывает жалость к подсудимой, но его явно влечёт к ней, пожалуй, он готов подчиниться силе её характера, но пока не может решить, как с ней себя вести. Его попытки приласкать женщину каждый раз натыкаются на её любовь к соучастнику её преступлений, Сергею. Дуэт следователя и Катерины получился интересным именно благодаря этому диссонансу – героиня как бы даже не замечает домогательств Терентия Павловича. Непросто свести такие отношения в сцене суда, где следователь выступает в роли обвинителя, доказывая, что суд имеет дело с чудовищами. Исполнитель ещё работает над пониманием своего героя в этой непростой сцене, ведь, по большому счёту, герой Кирилла Кия находится в очень жёсткой, трагической ситуации: законник влюблён в преступницу.
Любовника Катерины Измайловой, Сергея Калинина, играет Евгений Лыков – крупный молодой парень, симпатичный, но закрытый и спокойный, где-то даже равнодушный. Скажем – себе на уме. Его действия во многом – провокации, он добивается своих целей чужими руками. Сергей видит свою цель, Катерина – нет, но она реально проживает каждую ситуацию. Разница темпераментов и даже опыта партнёров на сцене в этой постановке создает необходимый эффект – практически все герои оказываются именно воспоминанием Измайловой-Бондик; темпераментная, волевая женщина выглядит более выпукло и ярко рядом со сдержанными партнёрами, её тонкая, психологичная игра создаёт ощущение судьбы, когда сценический мир вокруг неё движется несколько медленнее, чем она.  Дуэт сложился, пара прекрасно чувствует друг на друга, они органичны и естественны в своих отношениях.
Необходимо отметить ещё одного героя – мужа Катерины, Зиновия Борисовича, в исполнении Сергея Батурина. Как выше уже отмечалось, этот персонаж решён достаточно необычно и пластически, и интонационно, он оказался здесь вольно или невольно «родственным» чёрту из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» другой премьеры Камерного. Стилистически он отличается от всех персонажей новой постановки; с одной стороны, многие сцены в «Леди Макбет» решаются в танце (хореография Андрея Селянкина), схематически, приближаясь к мюзиклу, очень большую роль играет музыкальный фон, поэтому такой необычный персонаж, в принципе, допустим. Сергей Батурин – артист молодой, характерный, талантливый. Поэтому и герой его получается интересным. Но в силу своих «кошачьих», каких-то инфернальных интонаций, почти балетной, «бескостной», пластике он, действительно, выглядит как вмешательство в историю сил тьмы. Он не очень похож на мужа Измайловой, он в какой-то мере тянет на второе Я или тайные мысли своего степенного, грузного «папеньки» в исполнении Александра Малышева. Эти двое изводят молодую женщину придирками так, что случившееся уже может показаться естественным итогом.
Между первой и второй частью постановки чувствуется разница в работе режиссёра и артистов. Первая часть повествует об условном купеческом доме, отличается своеобразной речью, добротные стилизованные костюмы тоже накладывают свой отпечаток (художник – Борис Голодницкий). Сюжет, драматическая линия здесь так развиты, что, в принципе, можно поставить «точку». Во второй части действие развивается, по большому счёту, во вневременном пространстве – на этапе. А это такая сфера, которая из века в век меняется не сильно. Грубая одежда из холстины, грубые нравы, выживание очень разных людей в человеческом «стаде», кто сильней – тот и прав… И вот здесь чувствуется бОльшая свобода артистов, импровизационный момент, стихийность, как ни парадоксально в такой истории - лёгкость. Яркие, колоритные образы женщин-этапниц создают Мария Кирикова и Кристина Смолина (Фиона и Сонетка). Спектакль только «родился», но в нём чувствуется сложившийся ансамбль, азарт артистов в совместной работе.
Основной темой постановки стала тема любви и – женщины, отношения к женщине, отношения женщины к самой себе. Ей самой ничего для себя почти не нужно, а для своего возлюбленного она готова на всё. В финале Ярослава Пулинович вставила оценку, которой нет у Лескова. Осуждённые на пароме обсуждают будущее житье на каторге и один передаёт слух, что на поселении могут «бабу дать». Другой сомневается, но первый тему развивает, мол, могут дать «и бабу, и корову», на что ему отвечают: «Ну, бабу-то ладно, но чтобы корову – ни за что не поверю». Здесь женщина оказывается менее ценна, чем скотина. Эта идея в постановке не возникает внезапно, она вырастает изо всей истории, шаг за шагом.
Можно поздравить коллектив Камерного театра и порадоваться за Кострому – в городе появился хороший необычный спектакль, который стоит и самим посмотреть, и гостям показать. Остаётся только дождаться, когда театры снова смогут открыть свои двери для своих зрителей.

Текст – Ирина Пекарская,
театральный критик, член СТД РФ


Рецензии