Их помнят в Картахене, Вальдеморо, Мадриде ч. 2

Фашисты втащили оставшиеся пушки на крыши домов, оттуда бьют по башням танков, бросают на них бутылки с бензином. Бой разделяется на отдельные очаги. Танк лейтенанта Селицкого оступился и угодил в канаву. Оттуда выбрались, но при этом манёвре потеряли гусеницу и машина застряла. На помощь подъехали танки Беляева и Пермякова. Колонна во главе с Арманом выбралась на шоссе и продолжила движение в тыл противника, расстреливая и рассеивая группы, направлявшиеся к фронту. Вышли к Эскивиасу, углубившись в тыл противника на 12 км. Здесь врага не встретили и устроили привал, укрыв танки в садах. Затем увидели, как на большой скорости танк кого-то из разведчиков прошёл назад из Эскивиаса в Сесенью, но экипаж не заметил их и не ответил на сигналы, поданные ему по радио. После 3 часов ожидания в заранее обусловленном месте сбора, не встретив разведчиков, Арман подал команду повернуть назад. Фашисты уже знали, что по тылам разгуливают танки республиканцев, они устроили засаду и открыли огонь по танку Куприянова с дальней дистанции. Вреда танку не принесли, но своё местонахождение выдали. 8 итальянских танков «Ансальдо» и танкеток СVЗ противостояли 11 советским бронированным машинам. Начался первый в истории танковый бой. Танк Семёна Осадчего, набирая скорость, устремился вперёд в лобовую атаку на двух итальянцев. Те не выдержали и повернули назад. Осадчий настиг заднюю танкетку CV3, таранил её и сбросил в ущелье. Это был первый в истории танковый таран. Вторая итальянская танкетка также была уничтожена.

На поле боя остались недвижимыми два «Ансальдо», остальные повернули назад и скрылись за холмом. Соотношение потерь иногда было ещё большим. Так, в период сражения под Гвадалахарой за один день 10 марта взвод из двух Т;26 под командой испанца Э. Феррера подбил 25 итальянских танкеток! Но вернёмся к группе Армана, её положение становилось критическим. Оставался один маршрут – назад через Сесенью. Разделились на два группы и первая - из шести танков прорывается по улицам Сесеньи, вторая - из пяти танков обойдет городок с севера. Установили место сбора и сигналы о помощи. В самой Сесенье слышались выстрелы из танковых орудий. На полном ходу отряд Армана ворвался в селение. Пули застучали по броне танков. Перед площадью стоял обгоревший танк Селицкого с открытыми люками. Надеть гусеницу не удалось. Рядом лежали тела командира танка, механика-водителя Мозылева, заряжающего Беликина. Выскочив из горящего танка, Николай Селицкий отстреливался до последнего патрона. Пехота республиканцев не дошла до Сесеньи, и экипаж Селицкого остался в одиночестве. В центре Сесеньи на площадь медленно выехал танк Лобача. Он горел, но продолжал стрелять. Механик-водитель Миколич вылез через десантный люк, но упал срезанный пулемётной очередью. Куприянов попытался взять танк Лобача на буксир, но оттащить горящую машину не удалось. Снаряд попал в бак с горючим, и машина взялась жарким пламенем. Участь экипажа решилась мгновенно. «Товарищи, прощайте...», – были последние слова Ивана Лобача.

Останавливаться под прицельным огнём противника было опасно. Танки Армана нырнули в узкую улочку. И тут с балконов домов в них полетели бутылки с зажигательной смесью. Загорелся танк Армана. Огонь проник внутрь машины. Экипаж принялся тушить вспыхнувшую одежду, сбивать пламя со стеллажа со снарядами, продолжая движение и ведя бой с орудием противника. На помощь командиру пришли танки Осадчего и Колосова. Сбили пламя, накинув на танк брезент и, применив огнетушители. Экипаж танка Фёдора Лысенко и Леонида Мерсона вытянули из танка в бесчувственном состоянии. Сорвали тлеющую одежду, привели в чувство, перевязали раны и ожоги, смазав их вазелином и тавотом. Обгоревший танк сильно закоптился, но мотор работал, и он продолжал движение.

NO PASARAN – ОНИ НЕ ПРОЙДУТ!

На самом выезде из Сесеньи стоял завалившийся в канаву танк Александра Соловьева – одного из разведчиков. Он не смог разыскать своих в установленных местах сборов и заспешил назад в Сесенью. Забарахлил мотор, остановились для ремонта и были окружены франкистами. Задраили люки и отстреливались, пока были боеприпасы. Противник не поджёг танк – хотел пленить экипаж. Только возвращение своих танкистов спасло их. Танк Глушкова взял их на буксир. 11 танков своим ходом и один на буксире через 16 часов возвращались на исходные позиции в Вальдеморо. О танке разведчика Климова известно, что последний раз его видел Соловьев в Эскивиадосе. Судьба его неизвестна, но, скорее всего, он погиб. Республиканская пехота не атаковала и не захватила Сесенью. Сказалось полное отсутствие опыта взаимодействия с танками, низкая дисциплина, плохое обучение интербригадовцев.

Танкисты группы Поля Армана в ходе этого боя уничтожили около 800 фашистов, 2 танка, подавили 12 орудий, несколько десятков легковых и грузовых машин, нарушили вражескую связь и дезорганизовали управление военными действиями. Наступление на Мадрид было приостановлено. Для восстановления поврежденных танков, заправки их топливом, пополнения боекомплектов перебазировали колонну и тыловое хозяйство в стационарные мастерские в 28 км восточнее Мадрида. На поле этого первого боя с фашистами погибли бобруйские танкисты И.В. Беликин, Денисов, А.И. Климов, И.Т. Лобач, П.В. Миколич, Д.Н. Мозылев, Н.А. Селицкий, В. Сергеенко. От второго попадания в топливный бак танк взорвался, скатившись с горы в расположение войск противника. Мятежники были отброшены на исходные позиции. 1 ноября нанесла удар танковая группа полковника С. Кривошеина, в состав которой входили 23 Т;26 и 9 БА. При этом на части машин были испанские экипажи. На два с половиной года этот рубеж (в 5 км от  центра Мадрида станет границей между фашизмом и народной революцией. 17 ноября поступил приказ всем оставшимся в живых танкистам группы капитана Армана отправиться на отдых в учебный центр Арчену. 5 танков – всё, что осталось от роты – передали испанским товарищам, прибывшим на смену. 3 дня спустя, поступил приказ танкистам группы Кривошеина отбыть на Родину. 31.12. 1936 г. постановлением ЦИК Союза ССР звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина были присвоены танкистам 4-й отдельной бобруйской мехбригады.

Среди них - комбат капитан Поль Метисович Арман, комроты лейтенант Дмитрий Дмитриевич Погодин, командиры взводов, лейтенанты Семён Кузьмич Осадчий и Николай Александрович Селицкий, командир танка мл. командир Павел Емельянович Куприянов, механик-водитель танка мл. командир Сергей Михайлович Быстров. Двое из них были белорусы – Н.А. Селицкий и П.Е. Куприянов. П.М. Арман – первый, кто получил это высокое звание за боевые действия, а не за перелёты, как было до него. СЕЛИЦКИЙ Николай Александрович родился в 1907 г. в Минске. В 1931-м призван в Красную Армию. Окончил Орловскую бронетанковую школу. Проходил службу в 4-й мехбригаде в Бобруйске. В Испанию прибыл в составе группы Кривошеина в октябре 1936 г. Погиб в бою под Сесеньей 29 октября 1936 г. Уничтожил в этом бою несколько транспортных машин противника, батарею горных орудий. Когда его танк был подбит, выпрыгнул из горящего танка, отстреливался из пистолета, но был убит. На его груди марокканцы вырезали звезду, отрезали язык. Тела экипажа отбили наши танкисты и захоронили на городском кладбище в Мадриде.

КУПРИЯНОВ Павел Емельянович родился в 1908 г. в дер. Старинцы Полоцкого района Витебской обл. В 1929-м был призван в Красную Армию. Остался на сверхсрочную службу. В 1936 г. окончил школу младших командиров, был направлен в 4-ю отдельную мехбригаду в Бобруйск. После поданного рапорта добровольцем отправился в Испанию. Участвовал в бою под Сесеньей 29 октября. Погиб 9 ноября в бою под Мадридом. В этом бою он уничтожил 2 вражеских танка, 8 орудий и около 200 солдат и офицеров противника. Его танк был подбит, вспыхнул и объятый пламенем скатился с горы и взорвался в расположении марокканских войск. Его именем названа улица в г. Полоцке, в честь его установлен памятный знак на Аллее Героев в Военной академии Республики Беларусь. 2 января 1937 г. постановлением ЦИК Союза ССР орденами Красного Знамени были награждены все командиры взводов и командиры танков, участвовавшие в бою за Сесенью: Беляев, Глушков, Колосов, Лысенко, Мяновский, Павлов, Садченко, Соловьев, Ушаков, Широков, посмертно А.И. Климов и И.Т. Лобач, а также механики-водители Григорьев, Долгополик, Листиков, Мерсон, Пермяков, Симонов; посмертно И.В. Беликин, П.В. Миколич, Д.Н. Мозылев, Денисов, Василий Сергеенко.

ЛОБАЧ Иван Тимофеевич, белорус, родился в 1908 г. в г. Полоцке. Окончил педучилище и был назначен директором 7-летней школы рабочей молодежи в посёлке стеклозавода «Труды». С 1928-го в Полоцком райкоме комсомола – заведующий орготделом. В Красную Армию призван в 1932 г. Службу проходил в 4-й отдельной мехбригаде в должности командира взвода. Возглавлял комитет комсомола этой бригады. Был избран делегатом Всебелорусского и Х Всесоюзного съездов комсомола в 1935 г. В Испанию прибыл в составе группы Кривошеина. Погиб в бою в городе Сесенья 29 октября 1936 г.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2021/05/22/332


Рецензии