Голос совести

   Мне тогда исполнилось 19 лет. Ну почему, по каким критериям меня выбирали старостой??? Вот выбрали, и всё. Хочешь, или не хочешь, а ты староста группы. Я не такая сильная личность, мне трудно добиваться правильности поступков от других людей, и самой необходимо быть правильной, - на тебя все смотрят и ставят тебя в пример… Как же быть в такой ситуации?

   Я сидела и горько плакала. Слёзы капали на журнал, а я никак не могла принять решение, ставить мне Александру прогулы, или оставить линеечку, следующую за его фамилией, чистой. Он прогулял целую неделю, - 40 часов практики. И если не ставить (как он просил, возмущаясь по поводу моих колебаний), то я буду обманщицей, а не старостой группы. А если поставить, то всё равно мной манипулируют, а я иду «на поводу»!

   Час назад я подошла к Саньку и спросила:
   «Я ошибаюсь, или ты прогулял целую неделю?»
   «Ты что не студентка? Сама не прогуливала?»
   «Нет, без причины не прогуливала».
   «А приписать ты можешь?»
   «Не могу. Поэтому и тебя предупреждаю, что практику «завалишь», если справки не будет».
   «Ну, хорошо. А ты знаешь, что твоя любимая учительница, Валентина Николаевна, может расписаться в твоей тетради, даже если ты не проведёшь беседы? Да ещё «пять» поставит за практику!»
   «Не верю!»
   «А ты поверь и проверь. И вообще у меня по практике будет всё отлично, а ты: прогулы, прогулы… Никто и не узнает о них, если ты не поставишь!»

   Я решила проверить, правду ли говорит Александр. Ведь он старше меня и, возможно, знает о жизни то, что я не знаю.
   Взяла тетрадь, написала тему о жизнедеятельности спортсменов - олимпийцев по спортивной гимнастике, и пошла в школу к Валентине Николаевне.

   Она встретила меня с радостью, предложила перейти на практику в её школу. И, конечно же, сразу подписала беседу, как свершившуюся, и рядом поставила «пять». Конечно, мне было радостно. Не надо было собирать после уроков незнакомых мне учеников, и, глядя в их пустые глаза, рассказывать им о Людмиле Турищевой, Ольге Корбут. И о том, с каким трудом они подчинили себе самые сложные виды единоборств – разновысокие брусья, бревно (требующие любви, смелости, огромной силы, ловкости, знаний физики и женственности). Об их стойкости, целеустремлённости, стремлении к победе во имя советской Родины (то есть, основное - о мотивации участия в соревнованиях, ну, и, как бы ненароком, - о питании, тренировках и режимах).
   Казалось бы, просто и хорошо. Но внутри начиналась буря, - мешал голос совести: «Как это? Ничего не сделала, а зачёт получила? Что-то тут не так! Значит, прав был Санёк. Можно не учиться, не посещать занятия, просто попросить зачётик и тебе нарисуют по знакомству то, что ты хочешь!» И внешне всё замечательно: группа занятий не пропускает, в зачётках оценки отличные. А достаточно ли этого? Внутри-то не спокойно!

   С такой жёсткой ситуацией я столкнулась впервые. Оказалось, что нести ответственность совсем не просто. Это был антагонизм: с одной стороны преподаватели и деканат, а с другой – студенты и дружба! Как найти дуализм? Но тогда я не ставила перед собой столь совершенные задачи. Нам философию преподавали на примере давно прошедших войн и конфликтов. И я тогда не умела проводить аналогию.  В моей жизни было всё просто: выучил задание - получил «пять», не выучил – получил «два», - прими и исправляй. Надо на тренировку, - поехал, не надо никуда, – отдыхай. За себя отвечать намного проще, чем за коллектив студентов. Где ты сама - здесь всё ясно и понятно, а где начинается коллектив, - «Лебедь, рак и щука» - самое точное выражение - хаос. А ещё хуже быть третьим, между коллективом преподавателей и студентов. Мне не хватало жизненного опыта и знаний.

   И слёзы опять полились потоком. Преодолеть планку, поставленную собственной совестью, я не могла. Проплакав целый день, я решила поставить все прогулы и исчезнуть, - уйти на практику в другую школу, под видом того, что это ближе к месту проживания. Санёк конечно, шипеть будет насчёт прогулов, но я этого просто не услышу – меня-то не будет…
   Тогда это был мой первый опыт обучения совестью. И я ловко ушла от решения этой проблемы: оставила конфликт неразрешённым. А это, как позже оказалось, нерешённая по жизни задача: защита собственного мнения. Позже, на протяжении многих лет она просто «била меня током», когда нужно было сделать «свободный выбор», принять решение, или отстоять своё мнение. "Лавина" шла за "лавиной". Жизнь не стесняясь, подбрасывала мне ситуации одну мощнее другой, и тогда я приняла решение: терпеть и накапливать опыт.

   Через много лет, получив третье высшее образование и несколько нетрадиционных, я узнала, что перекрёсток выбора на нашем жизненном пути встречается чуть не каждую минуту. Мы постоянно обучаемся и что-то выбираем, причём осознанно, например: купить или не купить что-то в магазине, жить или не жить, когда переходим дорогу на красный свет светофора,  соблюдать карантин при смертельно опасном вирусе или не соблюдать... И это тоже антагонизмы.
   А когда принимаем решения, то при этом нужно опираться на Законы нравственности, которые проявлены в нашем земном мире как истины: не лги, не укради, не убий, не прелюбодействуй, не бери лишнего, не завидуй ... И даже не желай, не думай это делать... Тогда и жизнь изменяется, и ситуация. И голос совести звучит, но не поднимает бунт. А совесть – это голос Бога, который далеко не всем слышен. Главное, научиться его ясно слышать и выбирать нравственные линии поведения, при которых всем будет хорошо.


Рецензии