031 Скарабей

Моему отцу, в день его 60-летия.
Пусть будет легка и беспечальна его дорога

Фрагмент дневника от 3 мая 2015 года.
Аэропорт «Платов»

Вот мы и завершаем потихоньку Камышевахские грабленые курганы, перебираемся на большое поле Черкасова IV. Вчера был мой день рождения, 2 мая, день взятия Рейхстага, теперь еще и день Одесской резни. Настроения для празднования нет, но весна все больше захватывает и тянет в сторону величественных насыпей. Что же нас там ждет? Приехала Светлана Андреевна и задает всем перцу. Приехал и отец с Костиком. Только бы не подвела техника, мы-то справимся.
Перед началом раскопок все пошли нестройной группой по полю, поднимаясь на насыпи и спускаясь с них, временами утопая в росистой озимой пшенице и луговой траве. На крупных задернованных курганах есть свежие лисьи норы, видел и лисят издали. Бровки будут валиться, хорошо, если не на нас. Кое-где участки распаханы, но не засеяны, здесь я и нашел на пашне скарабея.
Он не подавал признаков жизни, и это было не притворство: слишком стар, чтобы двигаться дальше. Почти невесомый, гладкий на ощупь. В это холодное пасмурное утро жук лежал на моей ладони мертвым скелетом. Вдруг в наушниках заиграла композиция "The Glade. Part II" из саундтрека "Последнего из могикан" Майкла Манна, выщелкнула в сборнике, опередив эмоции сожаления и не дав снова пробудиться тоскливой меланхолии. Я смотрел на жука и видел свой путь - как в прошлом, так и в будущем, отождествлял себя с таким же скарабеем, бредущим из ниоткуда вникуда, казалось бы бесцельно, но не обреченно. Вроде и Сизифов труд, но и злорадная гордость за то, что получилось преодолеть, вырвать из хаоса и забвения хоть на мгновение какие-то картины глубочайшей древности.
Я увидел наши степные запыленные дороги с тентованными «шишигами», увидел пустыни с караванными путями, горы Кавказа и далекие пирамиды. И всюду рядом со мной были наши люди, с горящими глазами они указывали туда, вперед, за горизонт. Может, для постороннего то, что мы толкаем перед собой, это всего лишь ничтожный комок навоза, бесполезного праха. «Зачем вы тревожите мертвых?» - спрашивают они. Но для нас это бесконечная цепь, связующая поколения предков, всех, кто проходил и проезжал по этой земле, непрерывно перерождаясь и своим трудом прославляя саму Жизнь, ее мирное упорядоченное течение.
Ощущение было не просто радостным - я как будто снова нащупал собственную дорогу под ногами. Я поднял мертвого жука на ладони в направлении солнца, которое слабо светило сквозь утреннюю дымку. Он лежал головой на восток, между мозолями указательного и среднего пальцев моей левой руки, солнце проклюнулось сквозь тучи, и вкруг черного панциря мне в глаза плеснули золотые лучи.
И тут скарабей ожил! Видимо, тепло моей руки и солнечный свет пробудили его к жизни. Оказалось, что он всего лишь поддался утренней дреме и копил силы для дальнейших странствий. Он пошевелил лапками, пощекотав мою ладонь, и вознамерился продолжить свой путь. Я поставил его на пашню и, пожелав удачи, полез на очередную насыпь.


Рецензии