Музыкальные чудеса. Дворжак 8-я симфония

Музыкальные чудеса.  Дворжак 8-я симфония

Точнее Третья часть Восьмой симфонии.

    Слушать симфонии дело трудное. Даже самые красивые и популярные, вроде  6-й Чайковского или Пятой Бетховена или 40-й Моцарта.  Это требует беззаветной любви и знаний. Но иногда даже с самыми сложными симфониями происходят мометы сказочных детских чудес.

   Однажды моя  приятельница  изъявила желание обязательно пойти на концерт послушать  2-й концерт Рахманинова. Тут все понятно. Но во втором отделениее значилась Восьмая Дворжака.

  - Ладно, послушаем, - сказала она.

    Если речь заходит о Дворжаке,  то все, более или менее знакомые с музыкой, немедленно вспоминают его хиты:  9-ю   «Из нового мира», виолончельный концерт  - один из трех самых знаментитых виолончельных концертов в мире (еще два - это Эльгар и Чайковский "Вариация на тему Рококо"),  Юмореску,  2-й Славянский танец, Мелодию  (Песня, которой научила меня мама), соперничающую с  Аве Марией Баха и Шуберта, …  - это по меньшей мере.

    Как я писал  в статье о Третьем Рахманинова, Дворжак также не попадает  в десятку супер-гениев, потому что  супер-гениев больше чем 10.  Дворжак относится именно к этой группе. К тому же, он единственный гений-композитор у чехов, он их национальная гордость, как скажем, Шопен у Поляков.  То ли дело Россиия, или Италия, или Германия, или Франция  – только успевай пальцы загибать.

    Дворжак написал всего девять симфоний  - магическое число, в соответствии  с популярной всем известной  историей о  непреодолимости количества девяти симфоний.  Бетховен умер через три года после написания 9-й  в 57 лет, Шуберт  написал 9-ю  в 28 лет и умер через три года,  и через год после обожаемого им Бетховена  в возрасте 31 года,  Малер, который умер в 50 лет,  работая над 10 симфонией,   хотел перехитрить судьбу, но   так и не закончил ее, остались черновики, позже приведенные в исполняемый порядок  Дериком Куком.
    Можно также добавить сюда и Чайковского, рассматривая шестерку как перевернутую девятку.

    И вот,  мы слушаем 8-ю симфонию Дворжака, о котрой,  собственно,  идет речь, уже после слез, оставленных финалом Второго концерта Рахманинова.     Прошла первая часть, потом вторая, и я вижу,  приятельница моя несколько утомилась. И вдруг  происходит (но я то все знал заранее) чудо, когда после секундной паузы после второй части заигралась третья.  Зал  встрепенулся, как будто  весеннее дыхание полыхнуло из оркестра,  и лица у всех просветлели.    Приятельница толкнула меня даже в бок, слегка выразив свое удивление.

   И  вам читатели, если любопытно, рекомендую  послушать эту Третью часть:

https://www.youtube.com/watch?v=EOMe_how9ys
 
   Можно просто написать на Ютюбе:  Дворжак Третья часть Восьмой.
Но слушать  отдельно эффекта неожиданности не будет, нужно хотя бы Вторую часть послушать перед Третьей.
   И еще для сравнения и полноты картины - 2-й Славянский танец  Дворжака.
https://www.youtube.com/watch?v=apAP4CbKlIM

   Всего наилучшего.

А это из   статьи под названием: 
 "Что-то там Дворжака"
Neivanov
http://proza.ru/2008/10/09/201
 Я предполагаю что исполнялся 2-й славянский танец  Дворжака.

"И начали они играть, как оно называлось, не помню, но что-то там Дворжака… И офонарел я весь! И, вроде, не пил ничего, а крыша поехала. И будто один Я сидит на концерте и слушает эту лабуду, а другому Я Дворжак и эти старики вместе с ним рассказывают, как всё было, и как жизнь прошла, и как это было у них, и как было у нас, и что снова это всё будет. И будут любить, расставаться, умирать и рождаться, и всё в слезах, соплях, крови и на том весь белый свет и стоит. И всё это будто кино мне прокрутили или книжку в моей голове пролистали и, вот-вот её закроют, а я не хочу!
И что Бог - есть любовь, и мы только ради неё, ради любви этой сюда и пришли на секундочку малую, а прочее есть фуфло и заморочки.
И что-то я ещё важное - преважное понял, хоть на трамвайном талончике записывай!

       И когда я вспоминаю, мне сразу так офигительно хорошо, что я почти плачу. И все смотрят на меня, будто я придурок какой, а я на них, потому что я, блин, точняк знаю - придурки, наоборот они... Вот и всё!"


Рецензии
Михаил, хороший обзор у Вас получился по Дворжаку.Концерт си минор Дворжака для виолончели, особенно 1 часть -что -то тоже невероятное...Как я ждала, когда мне разрешат к нему прикоснуться!Разобрала, конечно,задолго до этого .Спасибо Вам ,приятно читалось!

Ольга Мясникова   21.02.2023 00:33     Заявить о нарушении
Михаил в молчанке

Зус Вайман   15.06.2023 06:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.