Не ново и хорошо известно: наша галактика ущербна, в ней не хватает одной планеты, вместо которой – пояс астероидов. (Про другие галактики мы ничего не знаем, кроме того, что там все 10 планет на месте). Вполне возможно, что жизнь в нашей Галактике возникла именно в силу её ущербности. Когда-то, кажется, в детстве, я слышала, что было мнение, будто люди с их цивилизацией, и вообще живые существа – всего лишь паразиты на живом теле Земли. Итог неутешителен: жизнь – какое-то образование болезненного характера. Но эта болезнь прекрасна, в конце концов, поэзия – тоже порождение этой болезни, возможно, она сама тоже – болезнь (с т.зр. обывателя поэты ненормальны). Но это – самое лучше в нашем несовершенном мире (не в смысле самое близкое к совершенству, а самое берущее за душу), а совершенным человеку ни за что не стать. Поясню свою мысль: в человеческом сознании заложено представление о стремлении к совершенству, но для человека невозможно его достигнуть, причём принципиально, поскольку совершенные предметы и явления сразу начинают восприниматься человеком как подозрительно мёртвые, даже если это совершенство проявляется только в какой-то одной их стороне. (Например, если человек абсолютно никогда никуда не опаздывает и дотошно пунктуален – это сразу воспринимается нами как «нечеловеческая точность» и вызывает только раздражение. Идеалы хороши только тем, что это идеалы, т.е., что-то, а приори невозможное и неуместное в нашем несовершенном и малопонятном мире. Поэтому какие-то идеальные взаимоотношения (всеобщее равенство при всеобщем духовном богатстве, справедливость, вечная жизнь в конце концов, what else) возможны разве что среди отрешённых совершенных звёзд, у которых нет страстей. Но я люблю этот несовершенный мир, хотя от него же страдаю, и представление о каком-то вечном счастье или вечной гармонии вызывает у меня лёгкий испуг: неужели это так и будет одно бесконечно длящееся состояние, наподобие Тристанова аккорда у Вагнера, который всё начинается, начинается, а желанного конца всё ещё не видно. Состояния, приближенные к идеальному, на земле замечательны именно тем, что длятся очень недолго. Пережившие их печалятся по этому поводу, но как раз в этом-то и есть самое удачное, т.к. человеческий разум привык видеть смысл в конце (и в конечности) вещей. (Ср. в лит-ведении: чтобы понять смысл произведения, надо добраться до конца, до некой вершины, с которой тебе будет виден весь текст, а читатель, двигающийся в пределах текста, не может его обозревать). Поэтому представить бесконечность невозможно, это вызывает страх. М.б., это ещё одно свидетельство нашей ущербности. Но, с моей т.зр., в ней есть смысл…
*************************
Абсолютный альтруизм невозможен (что понятно) и, видимо, даже нежелателен: если все будут альтруистами, то грош цена человеческому состраданию – подразумевая в каждом другом способность к абсолютному самопожертвованию, трудно принять к сердцу его жалобу на собственное бессилие. Заповедь «Возлюби ближнего своего как себя самого» уже яркое свид-во того, что человек по своей природе прежде всего эгоистичен, так что даже в основе нашей готовности сострадать окружающим лежит именно это чувство.
В конечном итоге обычному человеку страшнее всего - он сам. Собственные фантазии, взятые из книг, из телевизора и т.п., страшат больше, чем объективная реальность. К примеру, я езжу из Москвы в Тверь и возвращаюсь после захода солнца или иду домой с концертов пешком за полночь, что неизменно повергает в ужас моих родителей, но в то же время содрогаюсь от малейшего стука за наглухо запертой входной дверью. Какие бы горящие колёса и кровавые кости ни подносила реальность, человек всё равно будет пугаться не её, а плодов своего (под)сознания, связанных с этой темой. Это общая закономерность. И мне всё больше нравятся тексты Егора Летова, которые (особенно. если сконцентрироваться на их языковой стороне) - фактически, все о том что надо не бояться собственного подсознания и возможности «выйти за рамки людских представлений». Страх, по словам Ежи Леца – единственное, что сущ-вовало от начала вселенной до её конца, никуда не исчезая; но обычный человек не сходит с ума, т.к. его страз направлен далеко не на самое главное…
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.